Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассматривается педагогический коллектив, профессиональный стаж и его влияние на психологический климат. Так же рассматриваются психологические особенности педагогического трудового коллектива.
Ключевые слова: профессионального стажа, психологический климат, педагогический коллектив. 

Педагогический коллектив, это уникальная комбинация индивидов, а также целей и задач, которые они перед собой ставят, оно является частью социального общества туда же и входит составная часть ученических и родительских коллективов. Имея все признаки любого коллектива педагогический коллектив школ, имеет все специфические особенности, признаки, любого коллектива. Сластенин, И. Ф., Исаев, Е. Н. Шиянов, отмечают, что, педагогический коллектив представляет собой своеобразную кладовую эмоциональных потенциалов коллектива, а под психологическим климатом он понимает «настроение людей в коллективе, душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения, отношения к работе, к окружающей жизни, которые, сливаясь вместе, образуют психологический климат в коллективе» [3, с.73]. Психологический климат, по мнению, Талиповой О. А., оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми [4, с.73].

Признаки, которые определяют положительный психологический климата такие: удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатом труда; признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; практическое отсутствие текучести кадров вполне применимы к оценке педагогического коллектива, а так же хорошая атмосфера взаимоотношений между учащимися и родителями отмечает, Гатауллина Р.Ф.[1, с.51].

Исследованиями по данному вопросу изначально занимались такие видные деятели, как Климов Е.А., Парыгин Б.Д., Шварц И.В. Далее разработки данного вопроса можно найти в трудах Аникеева Н.П., Бакеева В.А., Исаев, Е. Н. Китова А.И., Минахметовой А.З. Сластенина, И. Ф. [2, с.51].

Проведенное нами эмпирическое исследование влияние профессионального стажа на психологический климат в педагогическом коллективе выявил, в коллективе с профессиональным стажем до 5 лет наиболее ярко выражен положительный эмоциональный компонент 70%. Это говорит о том, что в коллективе преобладает атмосфера взаимопомощи и взаимного уважения. Большинство членов коллектива приятные люди. Педагоги, давшие неопределенные ответы 30%, могут дать характеристику личных качеств не на всех коллег, а лишь на тех, кто им нравится. А в коллективе с профессиональным стажем больше 5 лет выражен положительный когнитивный компонент 53,3%. Это говорит о том, что педагоги данного коллектива знают особенности членов коллектива, могут дать достаточно полную характеристику деловых качеств. Они готовы провести отпуск вместе со своими коллегами, если бы представилась такая возможность. 26,7% неопределенных ответов, это педагоги, которые знают особенности деловых качеств, но не всех. 20% отрицательных ответов, это члены коллектива, которые не знают особенностей своих коллег.

Результаты исследования психологической самооценки выявили, что в коллективе с профессиональным стажем до 5 лет наиболее выражены степень открытости и организованности 50%. Это говорит о том, что для данного коллектива важным является внимательное отношение к членам своего коллектива, они искренне радуются успехам других, делятся опытом работы с новичками и считаются с интересами других. Они способность к быстрому созданию и изменению деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной работы. Активно стремятся к сотрудничеству с другими, а также с новыми членами своего коллектива. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности и умеют разрешить конфликты. Быстро находят между собой общий язык. При необходимости готовы взять на себя обязанности. В сложных ситуациях действуют организованно и дружно.

В равных процентах были выявлены степени коллективизма, сплоченности, контактности и ответственности по 30%, что свидетельствует о том, что в данном коллективе у большинства педагогов отсутствует стремление сообща решать вопросы, для сохранения и укрепления коллектива. Личные интересы ставятся выше интересов других. В педагогическом коллективе с профессиональным стажем больше 5 лет наибольший процент в равных долях выявлен в степени контактности и ответственности по 42,9%. Это говорит о том, что сотрудники данного коллектива доверяют друг другу, готовы прийти на помощь и поддержать.

Педагоги очень доброжелательны и внимательны друг к другу и радуются успехам своих товарищей. Они не ставят личные интересы выше интересов других членов коллектива. В равных процентах также были выявлены степени коллективизма, сплоченности, открытости, организованности и информированности по 28,6%, что свидетельствует о том, что в данном коллективе у большинства педагогов отсутствует стремление сообща решать вопросы, для сохранения и укрепления коллектива.

Исследование диагностики межличностных отношений в коллективе с профессиональным стажем до 5 лет в равных процентах выражены все типы отношений 100% (эгоистичность, подозрительность, агрессивность, зависимость, дружелюбность). Педагоги, уверенные в себе, энергичны и настойчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться, вежливы, гибки и компромиссны при решении конфликтных ситуаций, умеющие проявлять теплоту и дружелюбие. Они деликатны и отзывчивы, всегда смогут подбодрить и успокоить окружающих. В коллективе, где стаж больше 5 лет наиболее выражены три типа отношений: авторитарность, эгоистичность и дружелюбность 86,7%. Это говорит о том, что в данном коллективе выражено умеренное адаптивное поведение отношений. Педагоги, уверенные в себе, упорны и настойчивы, о чем свидетельствует авторитарный тип 86,7%. У 13,3% членов коллектива наблюдается экстремальное поведение. Педагоги энергичны, успешны в делах и любят давать советы.

Межгруппового сравнения психологического климата выявил, что с профессиональным стажем в педагогическом коллективе до 5 лет имеются значимые различия по: психологической самооценке (t=2,249; p<0,034), сплоченностью (t=3,702; p<0,001), организованностью (t=3,407; p<0,002) и информированностью (t=3,406; p<0,002), так же превосходят по: эгоистичному типу (t=3,386; p<0,002) и зависимому типу (t=-3,619; p<0,001). В педагогическом коллективе с профессиональным стажем больше 5 лет имеются значимые различия по: поведенческому компоненту (t=-2,376; p<0,026), коллективизму (t=-2,603; p<0,016), контактности (t=-2,483; p<0,021), открытости (t=-2,526; p<0,019). Таким образом можно сказать, что на психологический климат влияет профессиональный стаж.

Литература

  1. Гатауллина Р.Ф. Дидактические условия развития педагогической компетенции по семейному воспитанию у бедующих педагогов / Р.Ф. Гатауллина автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Казанский государственный университет. Казань, 2009 – 225 с.
  2. Минахметова, А.З. Психодиагностическая диагностика профессиональной деятельности учителя / А.З. Минахметова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № S1. С. 51-57.
  3. Сластенина, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр! Академия», 2002. - 576 с.
  4. Талипова, О.А. Психологические особенности самоотношения как фактор психического развития проблемных подростков - монография / О. А. Талипова – г. Казань: Познание, 2009 –252 с.