Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье освещены основные аспекты гастрономического туризма как современной разновидности туризма. В мире как один из самых популярных и новых видов туризма, выделяется гастрономический туризм. Сыры Италии, багеты Франции, живое пиво Чехии, оливки Греции привлекают внимание туристов больше чем заядлые памятники и замки. Каждый турист перед отъездом домой хочет попробовать местные изыски или традиционные блюда и запомнить их вкус на долгое время.
Ключевые слова: гастрономический туризм, туристический рынок, туризмология.

Целью статьи является освещение основных концепций гастрономического туризма как возможности формировании инновационной туристской привлекательности. Рассмотрение тенденций развития гурман туризма на современном этапе мирового туристического рынка.

Осуществление дифференциации гастрономических туристов по целям и мотивам путешествия. Выделить основные черты гастрономического туризма, популярные направления в мире.

Анализ научной и профессиональной литературы свидетельствует об активной научно - практической проработке данной темы. В исследованиях А. Бусигина, Е. Маслова, И. Комарницького, В. Федорченка, Т. Божука, Л. Прокопчука рассматривается историко-культурный контекст развития этого вида туризма, особенности создания региональных туристических продуктов на основе национальной кухни и кулинарных традиций.

Отметим, что в современной туризмологии нет единого терминологического определения этого вида туризма. Встречаются кулинарный туризм, винно-гастрономический туризм, гурман-туры, гастрономический туризм. Удобной считается точка зрения Д. Басюка, который считает наиболее исчерпывающим понятие гастрономический туризм, который является производным от термина гастрономия (с греческого γαστήρ - желудок) - наука, изучающая связь между питанием и культурой и относится к области социальных дисциплин. Тогда как кулинария (лат. Culīna-кухня), является отраслью деятельности, связанной с приготовлением пищи, включая комплекс технологий, оборудования и рецептов и является частью гастрономии.

Термин кулинарный туризм был введен в обращение в 1998 году доцентом кафедры народной культуры в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США) Люси Лонгом. В 2003 году Эриком Вульфом была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association), президентом которой он является на данный момент [2]. В 2012 году термин кулинарный туризм был заменен на термин гастрономический туризм за того, что исследование, которое провела Международная ассоциация гастрономического туризма, показало, что большинство американцев, среди которых проводилось исследование, считали, что кулинарный туризм для элиты. Поэтому решено было заменить его на более доступный для большинства жителей термин, объединяющий продовольственные магазины, уличных торговцев, пабы для местных жителей, винные заводы, единственные в своем роде рестораны в одно понятие.

Цель гастрономических туров - насладиться особенностями кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество блюд. Важно насладиться местной рецептурой, веками вбиравшую в себя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления пищи.

По версии World Food Travel Association [1] в настоящее время можно выделить 12 категорий гастротуризма:

1. Кулинарные школы и мастер-классы.

2. Кулинарные развлечения.

3. Кулинарные направления.

4. Кулинарные события.

5. Кулинарные медиа.

6. Кулинарные заготовки.

7. Гастрономические магазины.

8. Гастрономические туры от агентств.

9. Гастрономические заведения.

10. Фермерские рынки.

11. Гастрономические клубы.

12. Производство пищевых продуктов.

Далее рассмотрим не менее важный элемент, в развитии гастрономического туризма, а именно туриста, который выбирает именно это вид путешествия. Гастрономический турист, по определению Сайны С. Шеной, – это человек, который часто питается; приобретает локальную еду и напитки местного производства, преференции которого превалируют к заведениям высшего класса и почти никогда не выбирает заведения общественного питания, которые действуют по системе франчайзинга [4]. Например, предлагаем разделить туристов, путешествующих с гастрономической целью, на 5 типов, причем только первые два можно отнести к целевой аудитории данного вида туризма [1]:

­   гастротуристы: эксперты, гастрономические критики;

­   фудис: энтузиасты, заинтересованные в качественной еде, местных производителях, сезонных продуктах;

­   заинтересованные покупатели: воспринимают еду как дополнение к удовольствиям вовремя отпуска. Пробуют местную еду без особого энтузиазма;

­   не вовлеченные: не считают еду важной составляющей во время проведения отпуска. К местной еде относятся без негатива;

­   «вялые потребители»: не проявляют интереса к новой еде во время путешествий.

Увеличение роли пищи и питания как формы потребления вместе с глобальными процессами на мировом рынке привели к тому, что кухни мира вместе с ассортиментом продуктов питания стали более доступными. Такое стремительное развитие обусловило увеличение интереса к коренной и уникальной еде, пищевым продуктам и кулинарным дестинациям настолько, что все больше людей выбирают путешествия с целью попробовать местную кухню или блюда «звездного» местного шеф - повара [3]. Ко всему вышеизложенному, важно учитывать, что современный турист уже давно знаком с термином «гастрономия». Хотя сам термин и появился достаточно давно, а именно в 1801 году во Франции в виде названия стихотворения, но до сих пор продолжается процесс его обогащения новыми дополнениями и определениями. Несмотря на широкую известность, гастрономия как объект кулинарных изысков, достаточно сложна в определении. Происхождение самого слова указывает на физиологическую основу (с древнегреческого «Gastros» - желудок, «nomos» - закон, учение), значение термина сегодня слабо связано только с его этимологическим происхождением. Большое количество определений может быть сфокусировано в двух аспектах, которые все равно переплетаются: 1) гастрономия, связанная с удовлетворением от лучшего в кулинарии, 2) дисциплина, которая включает в себя все, что касается питания, наряду с такими категориями, как еда и напитки. Современная гастрономия как определение и как дисциплина, апеллируют ко второму аспекту, что отражает «гастрономию всеобъемлющую», основой которой является содержательное питание [5].

Гастрономический туризм показал себя достаточно доходной статьей государственной экономики, и не случайно за его развитие взялись даже те страны, о гастрономической культуре которых обывателю раньше ничего не было известно.

Далее рассмотрим черты гастрономического туризма:

­   Условия для развития кулинарного туризма имеют абсолютно все страны и это уникальная отличительная черта данного вида туризма.

­   Также гастрономический туризм не носит характер сезонного отдыха, для любого времени года можно подобрать подходящий тур.

­   Кулинарный туризм в той или иной степени является составляющим элементом всех туров. Но в отличие от других видов туризма знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия.

­   Продвижение местных хозяйств и производителей продовольственных товаров - является неотъемлемой частью любого гастрономического тура.

Покупателям гастрономических туров нужно заранее определиться с концепцией поездки. Можно просто поехать в страну, славящуюся вековыми кулинарными традициями, и ознакомиться с ее достопримечательностями - как съедобными, так и всеми остальными. А можно посетить яркие и аппетитные гастрономические фестивали, которые периодически проводятся в самых разных уголках планеты. Например, сентябрь - время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста в Мюнхене, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон - фестиваль тунца в Италии, а в ноябре заядлые гастрономические туристы отправляются во Францию на Божоле Нуво - праздник молодого вина или на фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.

Гастрономический туризм делится на два вида: сельский (так называемые, «зеленый») и городской. Их принципиальное отличие состоит в том, что, отправляясь, в сельскую местность турист стремится попробовать экологически чистый продукт, без каких-либо добавок. Например, «зеленые» туры предлагают сбор ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охота на трюфеля или прогулку по дорогам виноделия.

Городской гастрономический тур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где выпускается на фабрике или в цехе продукции готовится деликатесное блюдо.

Весомую роль в распространении гастрономического туризма сыграли средства массовой информации, демонстрирующих путешествия и привязывающих их к питанию. Существует круглосуточный телеканал - Фуд Нетворк, - который очень тесно объединяет еду и путешествия, и даже сложно сразу определить направление, которого придерживается данный телеканал: то ли гастрономического, то ли туристического [2].

Выводы и перспективы дальнейшего развития

В условиях все большей конкуренции в сфере туризма и его маркетинга, каждый регион находится в поиске уникальных продуктов, с помощью которых можно было бы дифференцировать себя от других. Сама по себе местная кухня уже является той платформой, которая содержит необходимые ресурсы, которые могут быть использованы в качестве маркетингового инструментария для привлечения клиентов, продвижения городов, регионов или даже целых стран. В  статье была рассмотрена классификация видов гастрономического туризма и его главные специфические особенности и отличия от других видов туризма. Также была проведена дифференциация гастрономических туристов, в результате которой было определенно что, все посетители гастрономически-привлекательных стран, непосредственно являются гурман туристами.

Ссылки на источники:

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов / А.Ю. Александрова. – М.: Норма, 2008. 450 с.
  2. Кляп М.П. Шандор Ф.Ф. Современные разновидности туризма: Научн. пособие. – М.: 2011.334 с.
  3. Смаль И.В. География туризма и рекреация: Словарь- справочник.-М.:Учебная книга- Богдан, 2010 . - 208с.
  4. Маруняк.Е.О. Глобализация и ее влияние на развитие регионов Украины/Науч. ред. Руденко Л.Г. - М.: Реферат, 2007.-224с.
  5. Никитина Л. Особенности маркетинга и продвижения винно-гастрономического туризма. – 2014. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.tourismexpo.ru/luxury/fies/ 2014/gourmet/Liudmila-Nikitina-Jamie-Magazine-v-Rossii.pdf (дата обращения 01.12.2014). Заглавие с титульного экрана.