Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ содержания компетентностного подхода в теории и практике современного образования. Конкретизированы отличительные особенности понятий: «компетенция» и «компетентность». Обозначены структурные компоненты компетенций, на основе которых разработан алгоритм отслеживания результативности их реализации в конкретной образовательной дисциплине.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность.

Современное общество ориентировано на развитие творческого потенциала человека, его самостоятельность и конкурентоспособность. Данное обстоятельство объясняет повсеместное внедрение в теорию и практику вузовского образования компетентностного подхода, что является отражением  инновационных процессов развития системы высшего образования, реализующихся поэтапно: сначала необходимо сформировать у субъектов образовательного процесса потребность в новом, в творчестве, готовность к нововведениям, а затем, меняя содержание, внедрять новые образовательные технологии [1, 2, 3, 4].

По мнению О.Е. Лебедева, «компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5, с.3]. Суть заявленных принципов заключается в следующем:

– цели образования отражают развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и личного опыта;

– содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и мировоззренческих проблем;

– смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения вышеперечисленных проблем, составляющих основу содержания образования;

– оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, который достигли учащиеся на определенном этапе обучения.

С позиции компетентностного подхода основным результатом образования становится высокий уровень сформированности компетенций. Процесс формирования компетенций осуществляется как под воздействием международных, так и внутригосударственных тенденций современного общества.

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к толкованию понятий «компетенция» и «компетентность».

По мнению Г.К. Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. «Компетентность – это интегративное качество личности, проявляющееся в общей готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в деятельности» [6, с.139].

А.В. Хуторской под компетенцией понимает «заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной среде» [7, с.112]. Компетентность же – это обладание человеком соответствующей компетенцией.

Рассматривая соотношение заявленных дефиниций, Э.Ф. Зеер под компетенцией понимает общую способность человека мобилизовать в конкретной социально-профессиональной ситуации свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий (владения). Под компетентностью автор понимает «совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [8, с.51].

С учетом вышеизложенного, И.Ф. Горохова выделила составляющие элементы понятия «компетенция» [9]:

  • знания (это набор фактов, требуемых для выполнения работы);
  • умения (это владение средствами и методами выполнения определенной задачи);
  • способности (это предрасположенность выполнять определенную задачу);
  • отношения (это внутренняя позиция, определяющая видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи);
  • усилия (это сознательное приложение в определенном направлении материальных и физических ресурсов).

Ряд исследователей (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Хуторской А.В.) выделяют следующие признаки компетенций:

  • интегративны по своей природе, то есть включают в себя ряд однородных знаний и умений, относящихся к широким сферам жизнедеятельности человека;
  • многофункциональны, то есть овладение ими позволяет решать разные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной сфере жизни;
  • надпредметны и междисциплинарны, то есть их применение возможно в различных предметных областях и различных ситуациях;
  • многомерны, то есть включают в себя различные личностные качества, способности, умения и отношения.

В свою очередь А.В. Хуторской в своей статье «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» указывает на следующие структурные компоненты компетенций, представляющие собой некий алгоритм их описания в конкретной образовательной дисциплине:

  • название компетенции;
  • тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, специальная компетенция);
  • круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
  • социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
  • смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
  • знания о данном круге реальных объектов;
  • умения и владения, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
  • способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
  • индикаторы – примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика по ступеням обучения.

Рассмотрим реализацию выполнения этого алгоритма на конкретной учебной дисциплине, преподаваемой у магистров психолого-педагогического образования «Формирование эмоциональной устойчивости личности».

  1. Знакомимся с содержанием ФГОС ВПО по направлению подготовки психолого-педагогического образования магистерской подготовки, где выделяются общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции.
  2. Определяемся с кругом компетенций, реализуемых на данной учебной дисциплине.
  3. Обозначаем перечень знаний, умений и владений студента, получаемых им в ходе формирования заявленной компетенции на изучаемой дисциплине.
  4. Разрабатываем поуровневую систему контроля за сформированностью заявленной компетенции.

В результате изучения курса у студентов должны сформироваться следующие компетенции (ОК-4); (ОПК-3); (ОПК-7); (ПКПП-3); (ПКНМ-8), реализуемые в следующих знаниях, умениях, владениях, результативность которых отслеживается через систему поуровневого контроля (таблица №1).

Таблица №1

Оценочные средства контроля сформированности компетенций (по уровням) 

Компетенция

 

Знать, уметь, владеть

 

Система контроля (по уровням)

 

1.

(ОК-4) принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавая научные тексты по заданной логической структуре.

Знать способы построения грамотного публичного выступления и работы с научными текстами по тематике курса;

Уметь вести конструктивный, осмысленный диалог с аудиторией;

Владеть навыками публичного выступления и работы с научными текстами.

Низкий: студент способен составить письменный текст доклада на семинарское занятие на основе анализа научных текстов по тематике занятия с учетом методических рекомендаций.

Средний: студент способен составить письменный текст доклада на семинарское занятие на основе анализа научных текстов по тематике занятия с учетом методических рекомендаций и донести этот материал до аудитории, ведя активный, осмысленный диалог.

Высокий: студент способен составить письменный текст доклада на семинарское занятие на основе анализа научных текстов по тематике занятия с учетом методических рекомендаций и донести этот материал до аудитории ведя активный, осмысленный диалог, конструктивность которого отслеживается предварительным, текущим и ретроспективным анализом.

2.

(ОПК-3) умеет организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых.

Знать принципы, методы и приемы организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды;

Уметь на практике организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в режиме тренингового взаимодействия;

Владеть навыком проявления лидерской позиции  в организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в режиме тренингового взаимодействия.

Низкий: теоретически владеет структурой,  принципами, методами и приемами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды, может сконструировать программу и разработать планы тренинговых занятий.

Средний: теоретически владеет структурой,  принципами, методами и приемами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды, может сконструировать программу, разработать планы тренинговых занятий и их проводить на практике.

Высокий: теоретически владеет структурой,  принципами, методами и приемами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды, проявляет осознанную лидерскую или ко-лидерскую позицию, может сконструировать программу, разработать планы тренинговых занятий и их проводить на практике в лидерстве или ко-лидерстве. Оценивать результаты своей работы по схеме.

3.

(ОПК-7) способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению

Знать приемы, способы и методы формирования эмоциональной устойчивости как ключевой компетенции, позволяющей осуществлять здоровьесбережение субъектов образовательного пространства;

Уметь использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога и психолога;

Владеть навыком применения приемов, способов и методов формирования эмоциональной устойчивости как ключевой компетенции, позволяющей осуществлять здоровьесбережение субъектов образовательного пространства с учетом рисков и опасности социальной среды.

Низкий: студент знает конкретные  приемы, способы и методы формирования эмоциональной устойчивости, позволяющей осуществлять здоровьесбережение субъектов образовательного пространства, может их описать.

Средний: студент знает конкретные  приемы, способы и методы формирования эмоциональной устойчивости, позволяющей осуществлять здоровьесбережение субъектов образовательного пространства, может их проводить на практике.

Высокий: студент сам разрабатывает комплексы приемов, способов и методов для формирования эмоциональной устойчивости, позволяющей осуществлять здоровьесбережение субъектов образовательного пространства, может их внедрять на практике.

4.

(ПКПП-3) способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики.

Знать утвержденные стандартные методы и методики, позволяющие выявлять начальный и конечный уровень сформированности эмоциональной устойчивости;

Уметь осуществлять психолого-педагогическую диагностику, обрабатывать полученные результаты и формулировать рекомендации;

Владеть навыком применения полученной информации для коррекции формирующей тренинговой программы курса.

Низкий: студент знает утвержденные стандартные методы и методики, позволяющие выявлять начальный и конечный уровень сформированности эмоциональной устойчивости.

Средний: студент знает утвержденные стандартные методы и методики, позволяющие выявлять начальный и конечный уровень сформированности эмоциональной устойчивости, умеет осуществлять психолого-педагогическую диагностику, обрабатывать полученные результаты и формулировать рекомендации по результатам тестирования.

Высокий: студент знает утвержденные стандартные методы и методики, позволяющие выявлять начальный и конечный уровень сформированности эмоциональной устойчивости, умеет осуществлять психолого-педагогическую диагностику, обрабатывать полученные результаты и формулировать рекомендации по результатам тестирования, а так же способен применять полученную информацию для коррекции разработанной формирующей тренинговой программы курса.

5.

(ПКНМ-8) умеет организовывать рефлексию профессионального опыта.

Знать правила применения конструктивной обратной связи;

Уметь использовать имеющиеся знания для рефлексии своих профессиональных действий и действий сокурсников;

Владеть навыком применения полученной информации для составления программы профессионального самосовершенствования.

Низкий: студент знает правила применения конструктивной обратной связи.

Средний: студент знает правила применения конструктивной обратной связи, а так же использует их для рефлексии своих профессиональных действий и действий сокурсников.

Высокий: студент знает правила применения конструктивной обратной связи, а так же использует их для рефлексии своих профессиональных действий и действий сокурсников, применяя полученный опыт для составления программы профессионального самосовершенствования.

 Таким образом, мы можем предполагать, что актуальность представленной статьи отражает пристальное внимание государства к проблеме повышения качества образования на всех возрастных ступенях, что задает ориентир для научного поиска и обоснования его критериев. В качестве психологического критерия успешного прохождения индивидом стадии профессионального обучения на современном этапе выступает высокий уровень сформированности компетенций, выражающихся в освоении учащимися знаний определенной предметной области, умениях мыслить ее категориями, решать предметно-ориентированные задачи на всех преподаваемых дисциплинах. 

Ссылки на источники:

  1. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности  и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №7. - С.17-22.
  2. Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - №5 (май). - С. 51-55.
  3. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность: монография. - М.: Издательство "Перо", 2015. - 124с.
  4. Долгова В.И. Развитие инновационной культуры студентов в процессе реализации дисциплины «Психология инновационной деятельности» // Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. – http://gisap.eu/ru/node/75511 
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии.- 2004. - №5. - С. 3-12.
  6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. Пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
  9. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс]. - М.: ИД «Первое сентября», 2009. - Режим доступа: http:// festival. 1September.ru/frtikles/505471 [Дата обращения 07.11.2015]