Сегодня в связи с внедрением ФГОС второго поколения происходит значительное преобразование системы российского образования. В материалах модернизации образования провозглашается компетентный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования, где встает в полный рост актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного». В рамках же создания условий для повышения качества образования ставится цель: общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. В настоящее время отмечается тенденция введения компетентного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования. Основные положения компетентностного подхода обозначены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетентной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Концепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. [1]
Тем не менее следует отметить неоднозначность толкования понятий «компетентность» и «компетенция».
Слово «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения. Компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для решения проблемы. Под компетентностью, таким образом, понимается интегративное свойство, которое включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания, навыки), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.
А.В. Хуторской выделяет среди ключевых общекультурную компетенцию, которую определяет как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [3].
Троянская С.Л. определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем воспитанности и развития, ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.
Общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формирует способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем[2].
Социально-практическая обусловленность данной компетенции заключается в личностном развитии ребенка как человека культуры. Для того, чтобы обеспечить полноценное личностное развитие ребенка как человека культуры, содержание образования должно соответствовать четырем основным элементам «каждый из которых представляет определенный социальный опыт: познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; осуществления известных способов деятельности, фиксированной в форме умения действовать по образцу; творческой деятельности – в форме умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; установление эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций». Смысловая ориентация ребенка осуществляется за счет освоения им этических норм, эстетических эталонов, народных традиций, то есть через его включение в культуру.
Кроме того, общекультурная компетенция включает в себя представление о научной картине мира, умение организации в бытовой и культурно-досуговой сфере, умение строить межличностные отношения, навыки культурного общения, умение применять эстетические эталоны в качестве критериев при решении проблемных задач.
Процесс формирования культуры личности, а значит и её компонентов – общекультурных компетенций, продолжается в течение всей жизни человека. Важный период ее формирования – школьные годы. Формирование общекультурной компетентности происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества»[3].
Чтобы сформировать общекультурные компетентности школьников необходимо в обучении задать компетенции в деятельностной форме. Особенности технологической подготовки школьников как раз позволяет осуществить данный замысел. Учебная деятельность при деятельностном подходе направлено на развитие у учащихся не только способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса, но и на формирование общекультурных компетенций. Знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели технологического процесса можно расширить метапредметными компетенциями результата деятельности. Эта особенность выдвигает особые требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, выходящие за рамки предметного поля и, касающихся общечеловеческую культуру, ценности.
Нами разработана программа кружковой деятельности по выполнению творческого проекта «Кукла «Долганочка из глины». Реализация курса позволяет сформировать общекультурные компетенции школьников в процессе изготовления национальной куклы. В процессе деятельности учащиеся знакомятся с национальной культурой долганов.
Организация изготовления куклы под руководством учителя в дальнейшем перерастает в продолжение изучения культур других народов по инициативе самого ученика. Важно пробудить интерес ученика к деятельности. При этом мотивационные компетенции отражают уровень активности ученика. Формирование этих компетенций происходит в направлении от внешней мотивации (побуждение к деятельности со стороны) к внутренней - инициатива деятельности исходит от самого ученика. Использование разнообразных форм и приемов, воздействующих на эмоционально-образную сферу сознания, позволяет успешно решать эту задачу.
Ценностно-нормативные компетенции - это внутренние ориентиры деятельности, понимание того, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Этот вид компетенции связан с развитием патриотизма и гражданственности, предполагает развитие моральной и социальной ответственности за культурные ценности. При этом происходит транформация знаний учащихся в нравственно-этические убеждения. Для формирования этой группы компетенций используются такие формы организации деятельности школьников, как экскурсии по национальным музеям, выставкам, просмотр документальных фильмов по теме и т.д.
Информационно-познавательные компетенции направлены на усвоение знаний о национальной одежде долган, их традициях и ценностях. Происходит транформация знаний в умение и навыки творческой деятельности как важного фактора развития культуры. Для их формирования используется система разнообразных форм и методов, например интерактивные игры, выполнение исследовательских и проектных работ и другие. Общее направление развития информационно-познавательных компетенций можно представить в виде последовательности этапов: «знаю, что...», «знаю, как...», «знаю, почему...», «понимаю», «творю».
Коммуникативные компетенции отражают разнообразные взаимосвязи между учащимися и социоприродной средой своего края. Уровни коммуникативных взаимоотношений выстраиваются в логике: личностный -межличностный-мультидиалоговый.
Практико-созидательные компетенции проявляются в природо-сообразных поступках.
Таким образом, в активном участии в деятельности, в частности, во время изготовления куклы «Долганочка» на занятиях по технологии, можно обеспечить формирование общекультурной компетентности школьников. Отметим, что общекультурная компетенция как результат образования выражается в системе знаний в области общечеловеческой культуры и характерных черт национальной культуры, знаний основ духовно-нравственных отношений, традиций, наличия опыта деятельности в области освоения культурного пространства с учетом возрастных особенностей.
Формирование общекльтурных компетенций будет обеспечивать транформацию знаний в нравственно-этические убеждения в умение и навыки творческой деятельности как важного фактора развития культуры.