Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам коррекции депрессивных состояний подростков средствами оборудования сенсорной комнаты. В статье охарактеризованы способы проявления депрессивных состояний, методы и приемы коррекционной работы.
Ключевые слова: депрессивные состояния, сенсорная комната, коррекционные методы и приемы. 

В подростковом возрасте наиболее активно происходит развитие и формирование личности, по своему содержанию он является переходным, переломным и критическим, в этот период осуществляется собой переход к взрослой жизни. Особенности протекания подросткового периода развития, несомненно, накладывают отпечаток на всю предстоящую жизнь. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка «рушится» множество негативных факторов, которые часто способствуют возникновению депрессивных состояний.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: субъективное переживание отрицательного эффекта; симптомы его выражаются в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма.

При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент – патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одного из проявлений которого – эмоциональные нарушения [4].

Систематика депрессий традиционно основывалась на нозологической классификации. Соответственно депрессии выделяли в рамках таких форм психических заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, психогении и др. (Тиганов А. С., 1999). При этом дифференциация осуществлялась в рамках классической этиологической и клинической дихотомии, определяющей эндогенный или экзогенный характер аффективных расстройств. В соответствии с клиническими особенностями аффективных синдромов определялись основные типы депрессий: простые — меланхолические, тревожные, апатические; сложные — депрессии с навязчивостями, с бредом. Среди классических признаков депрессии выделяли: чувство витальной тоски, первичное чувство вины, суицидальные проявления, нарушение суточного ритма. В современной классификации (МКБ-10) основное значение придается вариантам течения депрессии: единственный депрессивный эпизод, рекуррентная (повторяющаяся) депрессия, биполярное расстройство (смена депрессивных и маниакальных фаз), циклотимия, дистимия, а также выраженности депрессии: легкая, умеренная, тяжелая [6].

Традиционные психоаналитическая и психотерапевтическая теории предполагают, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношении с окружающими.

Одним из первых оснований исследований коэффициента распространения депрессии было исследование М. Раттера. Он наблюдал детей в период, предшествующий половому созреванию, и несколькими годами позже этих же детей-подростков. М. Раттер и другие (1976) обнаружили, что среди 2303 детей в возрасте 10-11 лет 13% испытывали подавленное настроение, а 9% были озабочены депрессивными темами. На собеседовании с подростками, когда им было14-15 лет, 40% заявили о смешанных чувствах стресса и депрессии, 20% вызвали чувства самоунижения, а 7 – 8% - суицидальные чувства. Коэффициент депрессии колеблется от 8,6 до 55,6%. Значимость и прогноз таких высоких показателей депрессии в многочисленных изучениях подростков не ясны. Некоторые исследования предполагают, что высокие коэффициенты появляются от того, что подростки заявляют и о переходящих симптомах депрессии, в отличии от взрослых. Другие исследователи предположили, что эти симптомы могут быть частью нормального развития. Дж. Е. Флеминг и Д. Р. Оффорд (1990) выявили, что коэффициенты распространения глубокой депрессии у подростков колеблются от 0,4 – 5,7% и 8,3% от коэффициента глубокой депрессии у всех возрастов [2].

Факторы, связанные с подростковой депрессией: биологические переменные, коморбидность и снижение психосоциальной активности. Когда подросток впадает в глубокую депрессию, существует тенденция к тому, что она может повториться однажды или перейти в хроническую форму. Более того существуют значительные психосоциальные сложности, которые возникают на этой острой стадии, продолжаются после выздоровления и переходят во взрослую жизнь. Эти психосоциальные сложности или касаются межличностных отношений, или ведут к возникновению проблем в них. Подросток являющийся членом семьи, в истории которой были эмоциональные расстройства, и испытывающий межличностные трудности в общении, подвержен значительному риску испытать депрессию. Эти проблемы требуют психосоциального вмешательства для работы с подростковой депрессией, независимо оттого, какова биологическая основа и генетика депрессии [2].

Эмоциональное состояние подростка теснейшим образом связано с ключевыми характеристиками возраста: социальной ситуацией развития, деятельностью ребенка, новообразованиями в сфере сознания и личности. Это означает, что для понимания закономерностей возникновения депрессивности в подростковом возрасте необходимо учитывать вышеперечисленные взаимосвязанные характеристики реальной и конкретной жизнедеятельности современного подростка.

В зарубежной литературе методический инструментарий для исследования депрессивности подростка должен затрагивать основные сферы жизнедеятельности подростка, которые конституируют социальную ситуацию его развития. Это относится к субъективно воспринимаемому подростком (а не родителями) характеру отношений с родителями, стилю родительского поведения, а также к наиболее положительно или отрицательно значимым для подростка жизненным событиям [4].

Практически в любом школьном коллективе есть один или несколько детей, подвергающихся насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Систематическое пребывание в такой травмирующей ситуации может приводить к снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы, делинквентному поведению, появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств, повышение суицидного риска.

За рубежом проблеме буллинга уделяют существенно внимание. Данные по распространенности буллинга очень различаются. Число детей подвергавшихся буллингу составляют от 10 до 25% (2001). Другие исследования приводят данные, согласно которым около 40% детей подвергались буллингу.

Отечественных исследований этого явления мало, хотя в нашей стране оно также распространено. Исследование В. С. Собкина, М. М. Смысловой (2012г) показывает, что регулярному физическому и/или психологическому насилию подвергались 0,7 до 4% московских старшеклассников, а эпизодическому психологическому насилию – до 46% старшеклассников.

Зарубежные исследования показывают, что жертвы буллинга склонны к развитию низкой самооценки, появлений симптомов депрессии и тревожных расстройств, суицидальных мыслей и намерений [1].

Так же депрессия проявляется в угнетенном состоянии, страхах, апатии, тоске. Подростковый возраст более подвержен этим состояниям, жизненный промежуток от 12 до 18 – 25 лет. Депрессивные расстройства обостряются в основном в период 14-16 лет. Учителя, родители обучают правилам «хорошего тона», соблюдению иерархии «старшие – младшие», аппелируют к нравственным законам, но часто бесполезно. Депрессивные состояния подростков могут проявляться в неуправляемости детей, невозможности «подправить» их поведение. Все попытки вразумить ребенка оказываются тщетными. Он словно не понимает, что от него хотят. Нарастание конфликта «отцов и детей» приводит к физической агрессии.

Качественно иной уровень психологического расстройства проявляется не вследствие «нарастания» предшествующих симптомов, а в результате какого-то «случайного» шага. Депрессия может перерасти в агрессию. При лечении и общении с молодыми людьми очень важно не диктовать, а приводить их самих к правильным решениям. И не упустить время, когда активизация собственных душевных сил еще способна помочь в излечении недуга [3].

В таблице 1 мы охарактеризуем методы, выделенные нами в исследовании С. В. Солдатовой [5], которые может использовать специалист в работе с детьми и подростками, испытывающими депрессивные состояния.

Таблица 1

Методы и приемы работы с депрессивными подростками 

Методы

Назначение

Способы и приемы

Переубеждение

Изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов

Переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта, общественное мнение

Преувеличивание

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта

Запрет. Контроль. Проверка выполнения требований. Включение в активную социально-ценную деятельность, поддержка положительных проявлений

Реконструкция характера

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценные и, устраняя отрицательные черты характера

Система перспектив, выявление положительного качества, составление программы реконструкции

Переключение

Изменение направленности, переориентация, следование положительному примеру

Организация социально значимой деятельности

 

В профилактике депрессивных состояний, можно использовать оборудование сенсорной комнаты, его использование поможет подростку расслабиться, снять эмоциональное напряжение. Оборудование сенсорной комнаты используется для релаксации, но как способ коррекции и профилактики депрессивных состояний может принести пользу. В комнате находятся все для этого, различное оборудование: пузырьковая колонна, песочный столик, звуковой шар, нирвана, звездное небо, панно бесконечность, мерцающий дождик. Каждое оборудование может по своему помочь в снятии депрессивных состояний. Например, дети располагаются на мягких пуфиках и смотрят на нирвану и то, что они видят рассказывают психологу, то есть какое чувство у них вызывает тот или иной цвет, что именно они увидели и т.д. В процессе обсуждения психолог сможет узнать, что ребенка беспокоит на данный момент, какие эмоции, чувства, провести беседу с ребенком. Пузырьковая колонна – ребенок смотрит на рыбок, потом отворачивается и психолог задает вопросы, сколько рыбок плавало, как они передвигались, сколько раз меняет цвет колонна. Такое упражнение полезно для переключения внимания, отвлечение от неприятных мыслей. Песочный столик нужен для развития тактильных ощущений, снятия напряжения. Ребенок может нарисовать на песке свои страхи, переживания одновременно беседуя с психологом. 

Если правильно подобрать упражнения, то можно предотвратить депрессивные состояния. Подросткам сенсорная комната может помочь отвлечься от проблем, сменить обстановку, они смогут узнать и открыть для себя, что-то новое, их эмоциональное состояние изменится в лучшую сторону. Если проводить систематические занятия в сенсорной комнате, то профилактика будет проходить эффективней, и депрессивные состояния не будут проявляться или будут проявляться реже.

Таким образом, проблема депрессивных состояний подростков актуальна. Современные подростки нуждаются в психолого-педагогической помощи, педагогам, родителям стоит больше обращать внимание на замкнутость, на переживания и на другие появляющиеся отклонения в поведении ребенка. Если заметить депрессивные состояния на ранних стадиях, то будет легче предотвратить психологические расстройства личности подростков.  

Ссылки на источники

  1. Воликова, С. В.Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / С. В. Воликова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 24 – 31
  2. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Пер. с англ. Е. Хромовой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 320 с.
  3. Можгинский, Ю. Б. От депрессии к агрессии / Ю. Б. Можгинский // Наука и жизнь – 2013. – №1. – С.40 – 46
  4. Подольский, А. И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. И. Подольский. – СПБ.: Питер, 2004. – 202 с.
  5. Солдатова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие для педагогов и вожатых. – Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013. – 127 с.
  6. Классификация и симптоматология депрессии. –  URL:http://  http://www.psychiatry.ru/