Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения эмоциональных проявлений у младших подростков в учреждении интернатного типа. В статье охарактеризованы причины эмоционального дискомфорта и методы отслеживания эмоциональных переживаний у подростков.
Ключевые слова: эмоциональные проявления, младшие подростки, методы изучения эмоциональных проявлений. 

Важную роль в жизни человека играют эмоции. Эмоции - это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть) и связанны с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей, выражаются в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.) [1].

Многие исследователи изучали эмоциональные проявления, такие как С. Л. Рубинштейн, Б. И. Додонов, З. Фрейд, Г Ланге и другие. К. Изард выделил 11 базовых эмоций:

1)  радость;

2)  удивление;

3)  печаль;

4)  гнев;

5)  отвращение;

6)  презрение;

7)  горе-страдание;

8)  стыд;

9)  интерес-волнение;

10) вина;

11) смущение [3].

Интересной сферой психики человека являются эмоциональные проявления. Они играют важную роль в межличностном общении и не только, так как эмоции выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого мира.

Сложная ситуация складывается у воспитанников учреждений интернатного типа в связи с изначально неблагоприятными условиями развития эмоциональной сферы: отягощенная наследственность, длительное проживание в условиях депривации. У подростков на всю дальнейшую жизнь остается общее чувство неблагополучия, обиды, небезопасности жизни. Последствия незрелости эмоциональной сферы сказываются на плохой адаптации к трудовой деятельности, на трудностях в семейных и межличностных отношениях [4].

Отсутствие родительской любви и заботы приводит к «расстройствам привязанности», «психической депривации», нарушениям мотивационно-потребностной сферы, личностной идентичности [5].

Для многих детей и подростков, воспитывающихся в школах-интернатах, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны дети нуждаются во внимании, заботе, эмоциональном тепле, а с другой стороны отсутствует личностный и тактильный контакт, развивается эмоциональная бедность, однообразное общение. Подростки, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа, искренне испытывают позитивные чувства к «семье». Для ребенка семья, особенно для подростка – это целый мир, в который он попадает с рождения, где он живёт, взаимодействует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, сопереживать. На ранних стадиях развития семья для ребенка является первой и зачастую практически единственной социальной группой, формирующей личность, нравственные качества, навыки социального взаимодействия. Без разумной родительской любви и сопереживания ребенку, эмоциональный, моральный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а духовное здоровье человека – слабым [2].

Эмоции играют очень важную роль в формировании личности. Они оказывают влияние на мировоззрение подростков, помогают или мешают их саморазвитию. Эмоции - это отражение в форме переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. Проще говоря, положительные эмоции способствуют или облегчают удовлетворение потребностей, а отрицательные – препятствуют.

У воспитанников учреждений интернатного типа присутствует низкая адаптация к трудовой деятельности, проблемы в межличностных отношениях, внутренние переживания эмоционального дискомфорта. Подросткам свойственна повышенная возбудимость, неуравновешенность, которая накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не менее младшие подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. Следует развивать позитивные эмоциональные проявления у младших подростков. Этим занимаются социальные педагоги и психологи, которые могут провести с этими подростками тренинги, беседы, методики для выявления преобладания позитивных или негативных эмоций, просмотр и обсуждение фильмов на данную тему.

Например, беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при использовании метода наблюдения. Или же можно использовать проективные методики. Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками педагог-психолог или социальный педагог будут пользоваться и другими методами диагностики. Еще один способ, который поможет отслеживать эмоциональные переживания подростков, это «Цветовой дневник наблюдения». Этот тест дает анализ причин возникновения переживаний. Этот дневник предполагается заполнять по следующей схеме: Что переживал? Почему? Как справился? Кому рассказал?

Итак, изучение эмоциональных проявлений у младших подростков необходимо осуществлять для предупреждения и коррекции социальных и личностных проблем подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. 

Ссылки на источники

  1. Академик. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/704319. - свободный.
  2. Далгатов, М. М., Джабраилова М. М., Хизроева З. М.Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи». [Текст] / М. М. Долгатов, М. М. Джабраилов, З. М. Хизроева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 6-11.
  3. Изард, И. Теория дифференциальных эмоций [Текст] / И. Изард.// «Эмоции и чувства». – 1980. – С. 52-71.
  4. Лопатина, И. А. Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве [Текст] / И. А. Лопатина // Вестник МГПУ. – 2011. – №2. – С.111-118.
  5. Попова, Т. А. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье [Текст] / Т. А. Попова // Психологические науки. – 2013. – №8. – С.1233-1237.