Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили именно на доходах от туризма. [30, с.9] По некоторым оценкам его доля в структуре мировой торговли услугами составляет порядка 30%, а туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодно инвестиции в индустрию туризма возрастают на треть, ибо эта сфера является одной из самых прибыльных. Считают, что в ее рамках используется значительная часть мирового капитала (до 7%) и трудовых ресурсов.
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2012 г. в мировом ВВП доля туризма составила 3,6%, а с учетом сопутствующих отраслей (т.е. мультипликативного эффекта) - 10,4%. В Австрии - соответственно 8,6 и 15, в Испании - 6,8 и 18,2, во Франции - 4,1 и 10,9, в Хорватии - 8.5 и 19, в Великобритании - 3,4 и 9,1, в Канаде - 3,4 и 11, в Болгарии 4,1 и 14.5 процентов.
Степень и темпы развития туризма зависят от наличия в стране соответствующих условий, когда внешняя среда благоприятствует как потребности населения в путешествиях с различными целями, спросу на туристский продукт, так и бизнесу по обслуживанию туристских потоков. Наличие благоприятной внешней среды определяется набором политических экономических, социальных, технических, культурных, природных, экологических факторов, которые перечислены в Таблице 2.1. Они ложатся в основу PEST- анализа при исследовании возможности и целесообразности развития туризма на конкретной территории.
Таблица 2.1
Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма
Группы факторов |
Факторы |
1 |
2 |
1.Политические |
Наличие демократического правового государства Дипломатические отношения между странами Благоприятный визовый режим Благоприятный таможенный режим Защита прав иностранных граждан |
2.Экономические |
Достигнутый уровень внутреннего и въездного туристского потока Уровень развития туриндустрии в целом Темпы экономического роста Темпы инфляции Уровень цен на туристские услуги Уровень развития инфраструктуры: Наличие развитой системы общественного питания Степень развития систем связи, коммуникаций Развитие информационной инфраструктуры. Наличие и качество сети дорог. Развитая система транспорта. Развитие системы низкобюджетных пассажирских перевозок (авиационных и др.). Наличие и качество средств размещения (в т.ч. гостиниц). Виды, разнообразие и качество предлагаемых услуг. Взаимодополняемость предлагаемых услуг. Квалификация обслуживающего персонала Окупаемость объектов туриндустрии. Уровень экономического развития стран и курсы валют. Уровень доходов населения. Рост общественного богатства. |
3.Социальные |
Благоприятный имидж страны. Иерархия ценностей. Степень урбанизации. Уровень благосостояния населения как фактор уровня жизни и спокойствия в стране. Уровень культуры, здоровья, доходов, способствующий познавательной активности. Сокращение рабочего времени/Увеличение количеством свободного времени. Развитие технических достижений как фактор роста мобильности населения. Высокая покупная способность иностранных валют свобода перемещения по территории страны, толерантность местного населения безопасность |
4.Культурные |
Культурно-исторический потенциал Наличие объектов культуры и искусства: - памятники архитектуры - собрания произведений искусства - музеи - этнические особенности регионов |
5.Природные |
Разнообразные природные ландшафты, способствующие развитию различных видов туризма (рекреационного, сельского, ландшафтного, разных видов активного туризма) Разнообразные климатические зоны Разнообразные оздоровительные факторы |
6.Экологические |
Степень чистоты или загрязненности природной среды, воздуха, воды и т.п. |
Неэкономические факторы создают потенциальные возможности развития туризма. Это наличие ландшафтов, рекреационных зон, культурных объектов, объектов поклонения, самобытной культуры, архитектуры, образовательных, научных, медицинский учреждений и т.д. К ним же следует отнести визовый режим, безопасность, качество обслуживания, межэтнические отношения, политику государства в области туризма, состояние экологии. В постиндустриальную эпоху в иерархии ценностей наряду с материальным благополучием и удобством все большее значение получают ощущения и впечатления, что также является фактором развития туризма.
Экономические факторы определяют реальные возможности развития туризма на фоне потенциальных возможностей.
При наличии благоприятных факторов позиции туризма укрепляются.
С развитием туризма связано появление таких категорий, как «интенсивность туризма», «туристский баланс стран» (отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом), «сальдо туристского баланса», «активный» (при положительном сальдо туристского баланса, как в Швейцарии, Тайланде) или «пассивный» (при отрицательном сальдо туристского баланса, как в Германии, России) туризм для экономики страны. Считается, что характер туризма в стране становится «массовым», если более 50% населения страны совершает в год хотя бы одну поездку.
В России туризм развивается, несмотря на серьезные проблемы сегодняшнего дня. Внутренний и въездной туризм в России представлен большим разнообразием его видов: оздоровительный, пляжный, экскурсионно-познавательный, экологический, экстремальный, этнографический, гастрономический и пр.
Популярен индивидуальный и детско-молодежный отдых. Активно развиваются деловой, событийный, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, горнолыжный, экстремальный, познавательный, круизный, охотничий, рыболовный, гастрономический и другие виды туризма.
В России имеются традиционные туристские центры. Это, как правило, крупные города (Москва, Санкт-Петербург). Есть уже признанные межрегиональные маршруты: круизы по Волге, Золотое Кольцо. Популярен отдых на пляжах Черного и Азовского, Балтийского, Японского морей. Есть оценки, согласно которым на пляжный отдых приходилось 38%, на культурно-познавательный - до 20% внутреннего туристского потока.
Россия обладает огромным потенциалом (природными и культурноисторическими ресурсами) для реализации различных видов туризма. И он использован далеко не полностью.
По прогнозам Всемирной туристской организации наша страна потенциально могла бы принимать ежегодно до 40 миллионов иностранных туристов. А к 2020 г. Россия способна занять место в числе первых десяти стран, наиболее активно посещаемых туристами (конечно, при условии создания соответствующей инфраструктуры). Зарубежный опыт позволяет опираться на хорошие зарубежные примеры познавательного, образовательного, медицинского, событийного туризма (Каннский фестиваль, Олимпийские игры...), проведения национальных праздников (бразильский карнавал, Октоберфест в Германии и др.). Есть и отечественный опыт проведения подобных мероприятий и учета территориальной специфики. Например, период «белых ночей» в Санкт-Петербурге, Бал выпускников «Алые паруса», приобретающий международную известность и др.
Российский туризм нуждается в формировании новых вариантов туристского продукта, в развитии инфраструктуры, в рекламе туристского продукта и страны в целом, в государственной поддержке.
За рубежом широко известны лишь некоторые российские бренды: Москва, Санкт-Петербург, Байкал, Камчатка, Золотое кольцо, Соловки, Кижи и пр. Ликвидировать пробелы призваны такие мероприятия по продвижению российского турпродукта, как Russian Tourism Roadshow в апреле 2013 г. в ряде стран Европы, Международные выставки в Москве «Intourmarket 2014» и «MITT- 2014», где происходит обмен опытом, поиск деловых партнеров, знакомство с туристским потенциалом регионов России.
Основные факторы, сдерживающие рост внутреннего и въездного туризма, неоднократно указывались:
- слабо развитая или отсутствующая инженерная инфраструктура (сети энерго-, водоснабжения, транспорта, очистные сооружения, причалы, берегоукрепление и т.п.);
- слабо развитая туристская инфраструктура (недостаточность, отсутствие или плохое состояние средств размещения туристского класса и объектов досуга, объектов показа, придорожной инфраструктуры);
- отсутствие доступных инвесторам кредитных инструментов;
- низкое качество обслуживания;
- недостаток профессиональных кадров;
- растущий уровень конкуренции между странами;
- недостаточная конкурентоспособность отечественного туристского продукта;
- слабое продвижение России как привлекательного для туристов направления;
По данным экспертного опроса, проведенного Российским Союзом Туриндустрии, среди причин, препятствующих въездному туризму в РФ, на первом месте в рейтинге (по мере убывания): рост цен на основные услуги, недостаточность рекламы, дефицит современных гостиниц туристского класса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге, дефицит комфортабельных автобусов для групповых перевозок, неразвитость индустрии развлечений, опасения туристов стать жертвами террористических актов, неразвитость индустрии развлечений, недостаток современных круизных судов, экспансия иностранных туроператоров, дефицит необходимой информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей и т.д.) и др.
В Стратегии развития туризма в РФ до 2015 года, кроме слабых сторон, указан и ряд конкурентных преимуществ, которые совершенно необходимо использовать для развития туризма. Среди конкурентных преимуществ отмечают: политическую стабильность, наличие богатейших культурных и природных ресурсов, наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места (арктический туризм) и др.
Возможность оценки роли туризма для экономики страны и региона зависит от системы статистического учета. Применяются также экспертные оценки на основе официальных статданных или международных маркетинговых исследований.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2013 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. В настоящее время в отраслевой структуре ВРП регионов России выделена группа «Гостиницы и рестораны», частично отражающая вклад туристской отрасли в экономику регионов. Видно, что для более развитых регионов процентный показатель несколько ниже. Данные представлены в Таблице 2.2.
Таблица 2.2
Доля группы «Гостиницы и рестораны» в отраслевой структуре валового регионального продукта, %
Регион |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Россия |
1,0% |
0,9% |
1,0% |
1,0% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
Республика Дагестан |
0,8% |
1,6% |
1,8% |
2,9% |
3,9% |
3,5% |
3,5% |
3,5% |
Астраханская обл. |
0,6% |
1,2% |
1,3% |
1,5% |
1,4% |
1,6% |
1,6% |
1,6% |
Республика Бурятия |
0,4% |
0,8% |
0,9% |
1,2% |
1,4% |
1,6% |
1,6% |
1,6% |
Санкт-Петербург |
1,6% |
1,5% |
1,3% |
1,5% |
1,5% |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
Новгородская обл. |
2,9% |
0,8% |
0,7% |
0,9% |
1,1% |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
Москва |
1,6% |
1,2% |
1,1% |
1,1% |
0,9% |
0,9% |
0,9% |
0,9% |
Среди регионов с положительной динамикой развития показательно отмечаются республика Дагестан, Астраханская область, республика Бурятия.
Таким образом, используя статистические и аналитические данные, мы выделили факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма, а также конкретизировали региональное участие в формировании отраслевой структуры валового регионального продукта в группе «Гостиницы и рестораны».