Полный текст статьи
Печать

Вопрос адаптации людей, как к происходящим изменениям в целом, так и к конкретным ситуациям профессиональной деятельности всегда является актуальным. Возрастание неопределенности социальной, экономической, производственной и иных сфер, обострение их хаотичности и неорганизованности, появление множества «сред» адаптации, их усложнение и качественное изменение не только резко повышают требования к адаптивным способностям личности, но и существенно расширяют поле профессиональной адаптации. Вопросы профессиональной адаптации становятся сегодня актуальными для лиц любого возраста и на любом этапе профессионального становления, раньше это было проблемой молодых специалистов,

С психологической точки зрения существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности личности к деятельности как таковой.  Функциональный является наиболее распространенным среди них. При этом подходе готовность рассматривается как психическое состояние (Ю.М. Забродин и др.), и личностный, где готовность исследуется как устойчивая личностная характеристика, как комплекс личностных черт (Б.Г. Ананьев и др.).

Начиная с периода обучения у личности формируется комплекс деятельностно-ориентированных психологических свойств и качеств. Он рассматривается через факторы готовности к профессиональной деятельности и к жизни в социуме. Вопросы профессиональной адаптации, психологической готовности к изменению ведущей деятельности и их педагогического сопровождения, именно по этой причине, наиболее чаще всего исследуются в контексте процесса профессионального образования [13 и др.].    

В меняющейся технологической среде десятки тысяч людей, особенно в зрелом возрасте, сталкиваются с проблемой изменения профессии, освоения новых, ранее незнакомых видов деятельности. Эта проблема становится все более актуальной.

Пожилые люди, люди серебряного возраста - это еще одна категория людей, для которых вопрос профессиональной адаптации чрезвычайно важен –. Демографическое старение населения – увеличение числа пожилых людей и их доли в общей численности населения – за последние десятилетия стало глобальным явлением, характерным не только для развитых стран, но практически для всего мира.

Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда перешедшей границу 55-ти, 60-ти и даже 65-ти летнего возраста человек может вести полноценную жизнь и сохранять высокую профессиональную активность будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволит работать даже стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием. Расширяет функциональные возможности старшего возраста и переход к информационному обществу.

В 1982 г. ООН провела Всемирную ассамблею по проблемам старения, целью которой стала «разработка международной программы действий, направленной на предоставление гарантий экономического и социального обеспечения лицам пожилого возраста, а также возможности для вклада в национальное развитие» [2].

Происходящие в обществе изменения требуют решения и психологических задач, а именно, исследования проблем профессиональной адаптации пожилых работников, вынужденных изменить сферу деятельности в зрелом возрасте или готовых освоить новые виды работы, выйдя на пенсию.

По нашему мнению, подход к формированию навыков профессиональной адаптации еще в период обучения основам будущей профессии в пожилом возрасте так же правилен, как и при обучении в более ранних возрастах, вместе с тем, взрослые «обучающиеся» обладают и специфическими чертами. У них значительно полнее выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда. Более того, современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения, в этой связи готовность к обучению у людей старших возрастных групп часто оказывается даже выше, чем у молодых.

В Кубанском государственном университете понимают проблемы людей «третьего возраста» - «серебряного» возраста. Директор Волонтерского центра КубГУ Е. Ишкова сообщила, что после Олимпийских Игр «Сочи 2014» продолжает поддерживать отношения с 70 волонтерами "серебряного" возраста - так называют людей в возрасте от 55-ти лет и старше. Большинство из них не прекратило заниматься добровольческой деятельностью и после Игр: мы регулярно общаемся и реализуем совместные проекты. Каждый из них – интереснейшая личность, с прекрасным образованием, огромным опытом работы в разных сферах, а самое главное – сильным желанием быть активным, нужным, применять свой опыт и передавать его молодому поколению, а также учиться чему-то новому. Я подумала, что если каждый из них – это кладезь идей и энергии, то собрав их всех вместе, может родиться интереснейший проект. Решили организовать Академию «серебряного» возраста.

В планах создание ресурсного центра, площадки для общения, обучения и реализации различных идей, обмена опытом с другими организациями, занимающимися развитием волонтерства людей «серебряного» возраста.  

«Актуальность данной темы подтверждается в том числе реализуемым с 2013 года европейским проектом «TEMPUS», посвященным проблемам «третьего возраста», – рассказал координатор проекта Юрий Чепурко.  В рамках данного проекта предполагается обмен опытом между представителями «третьего возраста» разных стран с целью совершенствования системы коммуникации между ними, формирования условий повышения квалификации граждан «третьего возраста» по различным направлениям деятельности, таких как, например, компьютерная и финансовая грамотность, изучение иностранных языков и многое другое.

Были  представлены достижения, цели и задачи Академии. Заседание посетили ПАРТНЕРЫ ПО ПРОЕКТУ 544517-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES « CTAE » 2013-4597/01/01. Основная цель, которую преследуют члены «Академии» – это содержать себя в активной фазе. Развивать умственную, эмоциональную и двигательную деятельность. Мы имеем дело с пенсионерами нового поколения, которые владеют компьютером, сидят за рулем, ведут активный образ жизни. Культурология, физкультура, история – лишь часть дисциплин, изучаемых в Академии. У нас богатейший опыт за плечами, как профессиональный, так и жизненный, поэтому мы должны передавать его молодому поколению.

В заседание участвовали гости из Словакии – МирославГекович и Эрик Селецки. Они представили аналог Академии в своей стране. На их родине такие заведения называются Школами третьего возраста. В школе обучаются около 300 студентов. Специализация – лесное хозяйство и деревообработка, ведь почти 40 % территории Словакии покрыто лесами. После первого курса студенты получают сертификаты о том, каким специальностям они обучались. На 2-3 курсах они уже специализируются на психологии, компьютерах, растениях и других направлениях.

В Общественной палате Российской Федерации 1 октября состоялся круглый стол, посвященный волонтерам «серебряного возраста». Организаторами мероприятия выступили Комиссия по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства), благотворительности и патриотическому воспитанию при ОП РФ и Ассоциация волонтерских центров.

В ходе дискуссии на тему «Развитие института добровольчества среди людей пенсионного возраста» участники обсудили актуальные проблемы, статус серебряных волонтеров, актуальность постпенсионной трудовой деятельности, а также рассказали о практике работы с пожилыми людьми.

В докладе «Опыт развития Серебряного волонтерства в Краснодарском крае» очень интересно сообщила об особенностях работы кубанских пенсионеров директор Волонтерского центра КубГУ Екатерина Валерьевна Ишкова. Это было первое собрание такого уровня по вопросам развития добровольчества среди людей пенсионного возраста, однако обмен опытом между участниками круглого стола оказался очень полезным.

«Азбука финансовой грамотности» – новый проект волонтерского центра в рамках «Академии серебряного возраста». В учебную программу, составленную банком «Кредит Кубань», вошли множество тем: получение пенсии, страхование вкладов, банковские карты, кредиты, финансовые пирамиды. В течение нескольких недель пенсионеры будут постигать непростой финансовый мир с наставником, заместителем директора ДО «Карасунский» Безруковой Еленой Николаевной. «Азбука финансовой грамотности» – не собрание скучных лекций, и не рекламная акция банка «Кубань Кредит». «Цель наших встреч – повышение финансовой грамотности старшего поколения. Мы рассмотрим общие вопросы, объясним актуальные финансовые проблемы, расскажем, как защитить свои интересы. В нашем банке есть особая политика «С заботой о старшем поколении». В рамках этой программы мы и создали «Азбуку финансовой грамотности», – рассказывала Елена Николаевна. «Серебряные» волонтеры очень образованны. Они уже многое знают, но все же остается немало вопросов. Так мы и организуем встречи - сначала небольшой рассказ, а затем личный разговор, где поясняем все сложные моменты". 

Целесообразно на этом уровне организовывать и психологическую работу с активными пенсионерами, разрабатывать программы профессиональной адаптации для пожилых людей, проводить тренинги, психологические консультации, которые позволят людям значительно продлить активную жизнь, чувствуя свою востребованность и получая возможность профессиональной реализации.

В целом, резюмируя проведенный обзор, можно сделать вывод, что проблемы профессиональной адаптации в современном мире приобретают принципиально новые черты, охватывая зрелых и пожилых людей, желающих продолжать активную жизнь. Критерием отнесения людей к лицам пожилого возраста в большинстве государств выступает пенсионный возраст, но единого ценза для признания человека пожилым в мировой практике пока не выработано. В зависимости от государства, пожилым считается возраст старше 60 лет, но в последние годы намечена тенденция увеличения границ пожилого возраста и во многом такой подход достаточно объективен. Увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения планеты (в настоящий момент она составляет около 11%, но к 2050 г. достигнет по оценке ООН 21% в целом по миру и 40% в развитых странах, а также увеличение продолжительности жизни, сопровождающееся еще и ростом ее качества, приводит к тому что все большее количество людей сохраняют и в старшем возрасте достаточную активность и способность к эффективной профессиональной деятельности.

Законодательные изменения формируют для пожилых людей все более широкие возможности для самореализации, вместе с тем психологические аспекты этой проблемы часто остаются вне сферы внимания специалистов. В этой связи назрела необходимость разработки комплексных программ профессиональной адаптации для представителей старших возрастных групп, поиск новых подходов по психологической работе с пожилыми людьми на уровне центров занятости населения, организация тренингов, индивидуальных программ и др.