Полный текст статьи
Печать

Активный процесс современной глобализации обусловливает уменьшение значимости существования отдельных государств в строго ограниченных территориальных пределах. Идеология свободного обмена информацией, бизнесом и торговлей стимулировала усиление миграционных и иммиграционных потоков. Кроме расширения туристической сферы и свободы выбора места жительства эти потоки питают сферу международного терроризма. Однако имея одинаковые причины возникновения, явления миграции и терроризма имеют разные социальные цели.

Цель миграции – перераспределение трудовых ресурсов. Цель терроризма – запугивание, разрушение чувства безопасности, создание атмосферы страха за свою жизнь и жизнь своих близких.

Террористические организации создают угрозу для современного мира. Радикально настроенные экстремисты, в том числе ИГИЛ, пытаются расшатать сложившиеся равновесие и уничтожить существующий мировой порядок. Война с этим явлением в последнее принимает  глобальные масштабы.

В качестве идеологического обоснования терроризм имеет отказ от общепринятой этики и морали. Изменение мира и, соответственно, подчинение большинства населения требованиям и запросам небольшой группы людей, лежат в основе стимулирования деятельности различных экстремистских организаций. Однако для воплощения в жизнь идей терроризма необходимы волонтеры – люди согласные пожертвовать своей жизнью.

На первый взгляд может показаться, что арабский мир и есть тот источник террористов-смертников, согласных уничтожить себя во имя красивой идеи. Не отрицая территориально принадлежности террористов к третьему миру все же необходимо сконцентрировать внимание на их базисной позиции.

Питательной  средой терроризма выступает отнюдь не религиозная не идея, а тотальная нищета и отсутствие жизненной перспективы. Для людей третьего мира, зачастую, участие в террористическом акте является единственной возможностью поддержать свою семью материально. Вербовщики успешно пользуются этим, мотивируя свои действия традициями и героизацией прошлого исламских народов, побуждая ксенофобию.  Кроме того, благоприятная почва для вербовщиков создается тем, что четкость представлений молодого человека о мире до конца не сформирована, его социальный статус в обществе не определен.

При этом необходимо отметить, что современный терроризм в большей мере перерождается в механизм  политического манипулирования, в связи с чем, мотивы совершения терактов также стали политическими или комбинаторными. Чтобы вывести участника теракта из разряда международных, политический терроризм превращают из политического в обычное уголовное преступление [3].

В современной отечественной юридической литературе террорист  обозначен как лицо, целенаправленно совершающее акт насилия, устрашения для удовлетворения своих собственных интересов. При этом, в законодательной базе закреплено определение  терроризма, под которым подразумевается  совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений [4]. 

В общих чертах причины терроризма можно выделить следующие:

  • · Нерешенность бытийных социальных (национальных или религиозных), проблем.
  • · Военные конфликты, во время которых террористические акты являются частью военных операций.
  • · Наличие территориальных образований или социальных  групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального, социального, политического или культурного  благосостояния в силу чего транслирующих волю другим территориям и социальным группам.
  • · Существование неких обществ и организаций, наделяющих  себя мессианскими обязательствами, которые требуют жертв во имя спасения человечества.

При этом, нельзя сбрасывать со счетов личные мотивы, которые толкают отдельно взятого человека на совершения преступного действия – террористического акта:

  • · Получение прибыли, так называемый меркантильный. Такие люди часто агрессивны, склонны к насилию, как способу эмоционального удовлетворения. Им все равно кого убивать, главное, что бы «хорошо оплатили».
  • · Идеологический. Фанатичные убеждения в своей вере. Радикальные религиозные представления. Убийство неверных - цель совершения насилия.
  • · Потеря ценностей, тяжелая психологическая травма. Такие люди крайне внушаемы, собственная жизнь не представляет никакой ценности.
  • · Месть. Желание отомстить  за раннее причиненную боль, чувство несправедливости, ненависть - вот, главные побудители таких людей на совершение террористического акта.

Таким образом, миграция является всего лишь потоком, переносящим террористов от мест их проживания до конечной точки. А наличие широкого спектра причин и факторов, определяющих распространение терроризма во всем мире, в настоящее время актуализирует значение психологических методов его выявления и профилактики. 

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, отмечают, что терроризм является угрозой обществу, против которой действующие защитные механизмы пока не найдены. При этом, именно действия отдельных террористов или террористических групп усиливают подозрительность населения принимающих территорий относительно  иностранцев.

Необходимо отметить, что за последние годы террористическая деятельность серьезно дестабилизировала социальную ситуацию в мире. Среди наиболее громких отметим теракты: в северной части Бостона (2013г.), в котором пострадало около 140 человек, в Норвегии (2014г.), где пострадало 270 человек, во Франции (2015г.), в результате которого погибло 132 человека. В нашей стране - это взрывы в Московском метро (2010г.) унесшие жизни 39 человек;  взрыв в аэропорту «Домодедово» (2011г.),  жертвами которого стали 117 человек; серия терактов в Волгограде (2013г.), в результате которых погибло 43 человека, а также массовая гибель российских граждан 31 октября 2015  года (234 человека)  над центральной частью Синайского полуострова [1].  

По данным МВД  России, динамика преступлений террористического характера имеет тенденцию роста. Так, в январе - октябре 2010 года зарегистрировано 539 преступлений террористического характера и 597 преступлений экстремистской направленности. В течение аналогичного периода  2015 года зарегистрировано 1392 преступлений террористического характера и 1109 преступлений экстремистской направленности.  Это свидетельствует  о том, что за пять лет ситуация усугубилась[2].   Количество аналогичных преступлений увеличилось в 2,5 раза. Таким образом,  терроризм стал реальной угрозой для мира в целом и для нашей страны в частности.

Для Краснодарского края проблемы миграции и терроризма также являются достаточно актуальными. Миграционный  поток на Кубань в последние десятилетия не имеет тенденции к снижению, так в  2014 году в общем потоке прибыло  более 700 тысяч иностранных граждан. Особое беспокойство вызывает тот факт, что вместе с увеличением количества мигрантов растет  количество преступлений, в том числе – тяжких и особо тяжких, совершаемых иностранцами на территории региона. Еще одна негативная тенденция -  рост количества местных жителей, сменивших вероисповедание, в том числе на радикальные формы ислама.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в настоящее время существует реальная потребность в осмыслении не только терроризма как социального явления, но и в понимании психо-социальной составляющей личности террориста.

Одним из первых подобное исследование провел Р. Р. Гарифулин, в 2011 году в г. Казани. По результатам проведенного опроса  28% респондентов ответили, что террористы — это максимально отчаянные доведенные до безысходности личности. 12%  опрошенных думают, что человек,  совершающий террористический акт — это «коммерсант», для которого получение прибыли любыми способами, выступает важным мотивом. 11%  респондентов считают их психически нездоровыми людьми, и полпроцента считают их  патриотами[5].  .

С целью уточнения озвученных выше результатов в г. Краснодар в 2015 году было проведено авторское  экспресс-исследование. Данные проведенного опроса показали, что 55%  респондентов определяют ведущим мотивом совершения террористического акта - искаженные религиозные убеждения.  15% заявили, что террористы - это психически нездоровые люди,  толчком для которых стала психологически сложная ситуация (кризис),  10% - предположили, что это жажда мести, 10% - считают, что мотивом совершения террористического акта, выступает получение прибыли.

Сравнение полученных результатов дают основания утверждать, что четверть опрошенных респондентов считают, что на террористические действия преступники идут из корыстных побуждений. При этом необходимо обратить особое внимание на  то, что в 2011 году респонденты не акцентировали внимание на религиозной приверженности террористов, в то время как в 2015 году об искажении религиозных убеждений заявили более половины опрошенных.

Таким образом, явное определение принадлежности современного террориста к исламу обусловливает потенциальную предвзятость общественного мнения. Это может негативно сказаться как на движение миграционных потоков, так и на  расселении мигрантов.

Следовательно, на современном этапе существует потребность в  изучении ряда вопросов, проблем, связанных с национальной политикой и национальными интересами как в России в целом, так и  отдельных федеральных округаов. Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что профилактика терроризма в нашей стране, имеет первостепенное значение.

Отметим, что она не может носить характер ковровых бомбардировок, зачисток территорий,  земельных площадей или опираться на действия провокаторов, поэтому,  должна быть представлена как комплексная система противодействия религиозно-политическому экстремизму, разжигающему национальную, религиозную, социальную рознь, ненависть  и вражду, создающая социальное жизнеустройство, лишающее терроризм социальной и культурной базы.

Государственным и муниципальным органам власти необходимо формировать неприятие идеологии терроризма, экстремизма, воспитывать население в духе этноконфессиальной толерантности. При этом, необходимо концентрировать внимание на том, что общегосударственная концепция борьбы с терроризмом не может быть  построена без изучения и обобщения мирового опыта как научного, так и практического.