Полный текст статьи
Печать

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод», – это стало девизом нашей работы. Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации «Детский сад № 3» готовится к участию в 2016-2017 учебном году в конкурсе инновационных проектов среди образовательных организаций муниципального образования город Краснодар. 

Для создания  инновационной площадки  выбрана тема «Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста», которая имеет огромное значение    в  стратегии развития системы образования города по уровню  разработки  и  внедрения  педагогических технологий, новых форм организации педагогического процесса и учебной деятельности.

Что такое “одаренные дети”?  В чем проявляется одаренность? В современной науке  одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. Большинство психологов включает в структуру одарённости как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и не когнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные условия воспитания и обучения факторы. 

 Большое значение имеет, гендерная специфика одарённости детей дошкольного возраста, но, к сожалению, её проявления и развитие практически не изучены.  Ещё Л.С. Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового (гендерного). Зачастую игнорирование этих линий развития приводит к тому, что девочка (будущая женщина) начинает сталкиваться с противоречивыми гендерными стереотипами именно в общественно обусловленной системе воспитания

Особо выделяется такой вид одарённости, как творческая одарённость. Существует много разногласий о необходимости выделения этого вида одарённости. Одни специалисты полагают, что креативность является неотъемлемым элементом всех видов одарённости, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента: существует лишь один вид одарённости — творчество, если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости.  Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одарённости как отдельного, самостоятельного вида. Многие исследования показывают, что дети дошкольного возраста с творческой направленностью нередко обладают рядом  поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в педагогах и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям авторитета;   независимость в суждениях; отсутствие внимания к порядку и должной организации работы; яркий темперамент.  Целесообразность выделения творческой одарённости как отдельного вида определяется тем, что стандартные образовательные программы и воспитательно-образовательный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

В мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одарённых детей и работе с ними, однако, остается определённый ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Актуальную психолого-педагогическую проблему, которая требует теоретического и практического решения, представляет собой изучение гендерных особенностей развития одарённых детей дошкольного возраста, в связи с тем, что частота её встречаемости у детей разного пола неодинакова. Именно гендерные различия особенно значимыми могут оказаться в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлениях личности. 

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одаренными детьми, в котором говорится: “Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может… Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества”. 

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста, связанный с пониманием гендерных особенностей проявления одарённости, бережное отношение к ним, создание среды для их развития, системы психолого-педагогической поддержки — вот основные пути решения обозначенной проблемы.  Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.   

Так, изучение особенностей самооценки детей возрастных групп старшего дошкольного возраста показало, что девочки   характеризуются более высоким уровнем самооценки, самопринятия, нежели мальчики. 

 Зарубежные авторы  также свидетельствуют о различном отношении педагогов к одарённым мальчикам и девочкам дошкольного возраста: педагоги  большее внимание уделяют мальчикам, чаще отвечают на их вопросы, поощряют их нестандартные ответы и решения.  Мальчики чаще изображаются в книгах главными действующими лицами, совершающими смелые, независимые поступки. 

Проблеме формирования андрогинных качеств у ребёнка, успешно сочетающих в себе традиционно определённые обществом как мужские, так  и женские, посвящена работа нашего педагогического коллектива. Мы, обследуя   психологию художественно одарённых детей, пришли к выводу, что мальчики проявляют заботливость, чувствительность, мятежность, эстетическую утонченность, пассивность, эмоциональность, богатое воображение - то есть те качества, которые в обществе традиционно считаются женскими. В то же время девочки проявляют смелость, уверенность, агрессивность, независимость, самоутверждение, честолюбие - качества, которые приписываются обществом мужчине. 

В течение пяти лет мы следили за развитием группы мальчиков и девочек. За это время было обнаружено, что родители вели себя по-разному с сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы они выражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитывая сыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надо контролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин, опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.

Таким образом, проблема, связанная с изучением гендерных особенностей детей дошкольного возраста в аспекте одарённости, достаточно динамично развивается в нашей дошкольной образовательной организации. Гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают распространенные стереотипы.

Существуют также критерии «степени сформированности одарённости», которые можно   дифференцировать на актуальную  и потенциальную одарённость. Актуальная одарённость –это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребёнок — это ребёнок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребёнка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной одарённости и 
скрытой одарённости. Явная одарённость обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одарённости с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одарённости или высоких возможностях ребёнка. 
Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребёнком». Однако далеко не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно. Скрытая одарённость проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные  примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. 

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.  Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д. 

 Одарённые дети нашего детского сада (мы из называем «звёздочки») участвуют в различных мероприятиях на уровне города и края в рамках социального партнёрства: культурные национальные центры города Краснодара, детские школы искусств, Краснодарский историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, детская библиотека им. А. Гайдара, Дом культуры, Геронтологический центр г. Краснодара, Кубанское казачье войско и др. 

Для дальнейшего развития талантов наши специалисты – инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели способствуют   реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных и других способностей ребенка, используют разнообразные формы и методы работы с одарёнными детьми, а также  рекомендуют родителям определить ребёнка в кружки, спортивные секции и т.д.  На сегодняшний день у нас есть дети, добившиеся успехов в спорте (фигуристы, каратисты, легкоатлеты, гимнасты, футболисты), в музыке, танцах, художественном творчестве и т.д.  Взаимодействие с социумом  позволяет показать   достижения,   успехи наших воспитанников. 

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • · высокая продуктивность мышления;
  • · легкость ассоциирования;
  • · способность к прогнозированию;
  • · высокая концентрация внимания.

На наш взгляд, для успешного развития способностей одарённых детей важным условием является подготовка педагогических кадров. Сам педагог должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.

Работа с одарённым ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одарённым ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей и в то же время - ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб  развития их способностей проходила эта работа. Поэтому мы строим свою работу с одарёнными детьми параллельно с основными видами и направлениями образовательных областей.

Проводя ежегодно мониторинг  динамики формирования интегративных качеств дошкольников, мы выделяем детей с высоким уровнем успешности усвоения программы, которые  отличаются  от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью. 

 Мы считаем, что идеальная работа с одарёнными детьми это:

  • Наличие и работа с  дошкольниками педагога-психолога детского сада;
  • Выявление и формирование мини групп одарённых детей;
  • Разработка индивидуальных карт развития с учетом направления одарённости.

В настоящее время работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства, потому  что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России.   Повышенный интерес к детской одарённости стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды.

Одарённость обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одарённый ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одарённым ребенком – непростая ноша. Одарённые дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьёзных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Но есть и некоторые трудности: работая с одарёнными детьми, мы столкнулись со следующими проблемами:

1. нет четких критериев определения одарённых детей;

2. недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одарённости;

3. имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одарёнными детьми.

  Для развития своих талантов одарённые дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одарённому ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.