Полный текст статьи
Печать

Традиционный объект изучения девиантного пове­дения — психическая деятельность и структура поведения детей, подростков и старшеклассников. Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных осо­бенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки воз­растной нормы следует анализировать различные особенности (стили) деятель­ности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:

- коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении);

- особенности саморегуляции поведения (волевые характеристики);

- интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать,
прогнозировать собственную деятельность);

- эмоциональные особенности;

- психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили);

- стиль устной и письменной речи.

Возрастные особенности коммуникативного стиляуказывают на факт боль­шей потребности в общении у школьника по сравнению со взрослым и пожилым человеком. Именно вследствие этого можно прогнозировать более выраженные эмоциональные реакции старшеклассника на давление со стороны окружающих в виде «бойкота». Коммуникативный стиль подразумевает компетентность в общении, то есть способность точно и правильно распознавать (диагностировать) состояние партнера по общению, пони­мать его замыслы и намерения. В коммуникативную компетентностьвклю­чают (Л.А. Петровская):

1) стремление и умение понять позицию партнера встать на его точку зрения, уделять большее внимание его проблемам;

2) боль­шая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;

3) установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;

4) умение слу­шать партнера.

Коммуникативная толерантность это характеристика отно­шений личности к людям, показывающая степень переносимости ею непри­ятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (В.В. Бойко). В нее включают:

1) интеллекту­альную толерантность, передающую принятие или непринятие парадигм (об­разца, типа, стиля) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципов его понимания действительности, привычных для него стереоти­пов осмысления проблем, идей, принятия решений;

2) ценностно-ориентационную толерантность, вбирающую в себя устойчивость к мировоззренчес­ким идеалам конкретного человека, его ближайшим и отдаленным жизненным целям, интересам, оценкам происходящего;

3) этическую толерантность, вы­ражающую степень принятия нравственных норм, которых придерживается партнер по общению;

4) эстетическую толерантность, охватывающую согла­сие или несогласие с областью предпочтений, вкусов и чувств, особенностей восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низмен­ного, комического и трагического;

5) эмоциональную толерантность, пере­дающую преобладание эмоционального спектра реагирования в условиях ком­муникации;

6) сенсорную (чувственную) толерантность, предусматривающую переносимость чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухо­вого, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений, и не­которые другие.

Можно утверждать, что коммуникативные особенности человека имеют возрастную специфику и нормативы. Коммуникативная компетентность с возрастом увеличивается, а коммуникативная толерантность нередко носит волнообразный характер. В наивысшей степени толерантность представлена у взрослого (зрелого) человека.

К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля)относят спо­собы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций. Они отражают границы допустимого, с точки зрения индивида, ха­рактера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрас­те саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом - устоявшийся.

Саморегуляция базируется на самооценке и самосознании личности, уров­не притязаний и специфике целеполагания. В молодом возрасте, в отличие от других периодов, чаще обнаруживаются крайние варианты самооценки (за­вышенная или заниженная), отмечается тенденция к выраженным ее изме­нениям и колебаниям, тогда как у зрелых и пожилых людей в норме наблюда­ется достаточно устойчивый характер самооценки. Механизмы целеполагания также имеют возрастную нормативную специфику. По мнению Б.С. Братуся, в норме в ходе жизни обычно вырабатывается умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, менять в зависимости от обсто­ятельств межцелевые расстояния, при этом появляется способность стать в некоторую как бы отстраненную позицию наблюдателя по отношению к возникшей си­туации. При девиациях поведения (в частности, при патологии характера) расстояния между реальными и идеальными целями, как правило, минималь­ны, целевые структуры «жесткие», негибкие, без выраженной динамики из­менений.

Особенности интеллектуальной деятельностив данном контексте включа­ют в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозиро­вать собственную деятельность. В психологии данные особенности обозна­чаются термином антиципационная состоятельность (В.Д. Менделевич). По­мимо иных, она имеет возрастные закономерности формирования. Известно, что антиципационные способности в норме формируются у ребенка к четыр­надцатилетнему возрасту. До этого он не способен точно и правильно пред­восхищать ход событий, планировать свои действия. В наибольшей степени антиципационная состоятельность в норме представлена у лиц пожилого воз­раста, что связано как с процессом социализации, так и с повышением с воз­растом уровня тревожности, приводящим к стремлению выдвигать избыточ­ное количество версий развития возможных событий (поливариантный тип вероятностного прогнозирования) и готовиться к ним.

К возрастным особенностям эмоционального реагированияотносят преобла­дание и доминирование определенных эмоций, чувств у лиц разного возрас­та. Учитывая тот факт, что эмоции являются производными удовлетворения или неудовлетворения потребностей, а также совпадения или несовпадения прогнозов человека с реальностью, имеющими возрастную окраску, можно выделить некоторые специфичные эмоциональные переживания. Так, в дет­ском и старшем подростковом возрасте, в отличие от других периодов, чаще встреча­ются такие переживания, как удивление, радость, обида, разочарование, не­доумение, страх. У пожилых чаще наблюдается депрессия, сентиментальность.

Специфические возрастные закономерности отмечаются в сфере психомо­торных характеристик,то есть мимическом и жестикуляционном стилях, манере походки. Ребенок и подросток чаще взрослого и тем более пожилого человека проявляют повышенную двигательную и речевую активность. Моторика молодого человека отличается порывистостью, быстротой, ловкостью и проворностью. В норме его мимика характеризуется живостью, богатством и яркостью, а жестикуляция - обильностью и эмоциональной насыщеннос­тью. Именно поэтому некоторые психопатологические расстройства встре­чаются исключительно у детей школьного возраста. К ним относится гиперкинетический синдром, сопровождающийся излишней двигательной активностью и даже психомоторным возбуждением.

Стиль устной и письменной речив норме, так же как и психомоторные ха­рактеристики, обладает возрастной специфичностью. Чаще более выражен­ная и активная речевая активность наблюдается в молодом возрасте. Речь отличается по темпу и скорости. У пожилого человека скорость речи за­медляется, отмечается темповое однообразие. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

По мнению Дж. Кулка, к критериям нормальности и аномальности ребен­ка, взрослого и пожилого человека следует относить:

- субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого че­ловека, чем для ребенка и подростка;

- идентичность, которая становится устойчивой лишь к 5-6 годам;

 - интегральность, целостность, приобретаемую в период длительной со­циализации;

 - автономность (независимость), типичную для гармоничного взрослого;

- адекватность восприятия реальности;

 - адекватное самопознание, самопереживание и самооценку;

 - толерантность к фрустрации;

 - резистентность по отношению к стрессу;

 - социальную адаптацию;

 - оптимальное самоутверждение.

Существование возрастных вариантов девиантного поведения отражает наличие устойчивых различий у людей разного возраста, а значит, ценностно-мотивационную специфичность. Девиантные формы поведения могут захва­тывать наиболее существенные и ценные стороны жизнедеятельности, и мо­гут наблюдаться возрастные их варианты.

Наиболее ярким проявлением детско-подростковой специфики отклоня­ющегося поведения считаются акселерация и ретардация психического и поведенческого развития. Девиация в виде акселерации может выражаться в уско­рении психосексуального развития, когда у подростка или старшеклассника появля­ются формы сексуального поведения, характерные для более поздних этапов. Например, потребность в коитальных контактах в дошкольном или младшем школьном возрасте, мастурбационное поведение у младенца. Отклоняющая­ся акселерация в психосексуальной сфере может проявляться и в десинхронизации развития. Ускорение психосексуального развития характеризуется уси­лением сексуального интереса (гиперсексуальности), учащением сексуальных эксцессов. Помимо психосексуальной акселерации возможно и отклоняю­щееся поведение в форме интеллектуального опережения. В подобных слу­чаях школьник начинает интересоваться деятельностью, не характерной для его возраста (дошкольник заниматься философией). Возможно появление нети­пичной рассудительности, обстоятельности, сентенциозности. В случаях су­щественного опережения в интеллектуальной деятельности сверстников, осо­бенно в общежитейских (практически ориентированных) вопросах, говорят о психологическом типе «маленького старичка».

Отклоняющееся поведение в виде ретардации психического и поведенчес­кого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме, вклю­чающем сохранение в психике и поведении взрослого или старшеклассника особен­ностей, присущих детскому возрасту. К инфантильным чертам относится психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соот­ветствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эго­центризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, не­желание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Также отмечается повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склон­ность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реак­циям.

К типично подростковым девиациям, например, относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведе­ние на базе застенчивости.

Дисморфоманическое (дисморфобическое) поведение базируется на ложной убежденности старшего подростка (чаще девушки) в наличии у нее физических недо­статков. Такие старшеклассники уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, не­привлекательно и даже отталкивающе и уродливо. Их психическое состоя­ние характеризуется комплексом неполноценности, сопровождается идеями ущербности. В поведении это выражается в резком ограничении круга обще­ния, замкнутости, аутизации, склонности рассматривать и анализировать свою внешность («симптом зеркала»), стремлении кардинально исправить мнимый физический недостаток. Если девушка убеждена, что часть ее лица (нос, щеки, уши, зубы, веки, губы, подбородок и др.) или вся фигура являются «уродли­выми», «обезображивающими», отталкивающими от нее сверстников, то воз­можен выбор хирургического исправления «дефекта», настойчивое обраще­ние к врачам за помощью. Другой вариант борьбы с «физическим недостатком» (чаше связанным с убеждением в полноте) — комплекс физических упраж­нений или изменение пищевого поведения (отказ от пищи, использование особых диет). Убежденность в физических недостатках собственного тела у подростка может носить как сверхценный, так и бредовый характер.

Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности старшеклассника, выраженным инфантильным эгоцентризмом, гротескным стремле­нием к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью, выражен­ностью садистических наклонностей, отсутствием жалости, сострадания — «моральным дальтонизмом» (С.А. Суханов), склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием чувства долга, ответственности, интереса к продуктив­ной положительной деятельности при усиленном патологическом интересе ко всему, что связано с насилием, убийствами, издевательствами, кровавыми расправами, террористическими актами           (В.А. Гурьева, В.Я. Семке, В.Я. Гиндикин). Кроме того, типичными для гебоидного поведения считаются расторможенность влечений, примитивная гедонистическая мотивация своих поступков, стремление к немедленной реализации своих побуждений. По­добная форма девиантного поведения встречается только при психопатоло­гическом типе, чаще в структуре шизофренического спектра расстройств.

Дромомания характеризуется повторяющимися уходами школьника из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пун­кты, стремлением бродяжничать и путешествовать.

Пиромания выражается в стремлении школьника к совершению поджогов.

Одно из типичных для старшего подросткового возраста — отклоняющееся поведе­ние на базе застенчивости. Оно проявляется смущением и робостью, неумени­ем общаться с незнакомыми людьми и страхом перед общением, неспособ­ностью эффективно и результативно действовать в присутствии посторонних, страхом быть неправильно или предвзято понятым, излишне назойливым или утомительным. Поведение застенчивого старшеклассника характеризуется замкну­тостью, нелюдимостью, аутизацией, игнорированием собственных инте­ресов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетво­рения.

Специфичных исключительно для периода взрослости девиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц пожилого возраста достаточное количество. К. ним, в частности, относят; от­клоняющееся поведение на базе идей ущерба, эгоцентрическое и ипохондрическое поведение.

Эгоцентрическое отклоняющееся поведение считается типичным для лиц зрелого возраста, когда человек перестает интересоваться жизнью близких людей и центрирует все внимание на собственных проблемах. Эгоцентризм выражается в поведении, игнорирующем любые события, которые происхо­дят не с девиантом. Круг его жизненных интересов сужается до анализа фи­зиологических процессов (еды, дефекации, уринации, сна). Появляется повышенная требовательность к ним, склон­ность предписывать поведение, направленное на создание комфорта человеку. Иногда отклонения в поведении заключаются в шантаже и торге с родственниками. Разновидностью эгоцентрического поведения считается ипохондрическое отклоняющееся поведение, суть которого заключена в привлечении внимания окружающих к состоянию собственного здоровья. Такие девианты создают близким и родственникам невыносимые условия существования, ссылаясь на собствен­ные недуги, требуют соблюдения особого режима в домашних или больнич­ных условиях, склонны преувеличивать тяжесть своего состояния. Нередко такой человек настаивает на том, чтобы родственник бросил семью и проживал с ним с целью предупреждения возможного ухудшения состояния здо­ровья и смерти.

Перечисленные формы девиантного поведения у лиц разных возрастных групп являются специфичными для какой-нибудь одной из них. Однако воз­растные различия наблюдаются и в клинических проявлениях иных форм отклоняющегося поведения.

Возрастные различия в проявлении известных форм откло­няющегося поведения представлены довольно ярко. Некоторые формы пре­имущественно или исключительно встречаются у лиц определенного возрас­та, сказываясь на процессе диагностики.

Перечисленные кардинальные возрастные различия нельзя не отметить в рамках отклоняющегося агрессивного поведения. Известно, что физическая аг­рессия чаще наблюдается у молодых людей и лиц зрелого возраста. Это обусловлено снижением общей аг­рессивности в связи с возрастным снижением активности и физической силы. Психологическая агрессия не имеет столь явной динамики. Особенно ярко различия проявляются в сексуальном агрессивном поведении.

По мнению Н.В. Вострокнутова и В.Г. Василевского, юношеская агрессив­ность - биопсихосоциальный феномен, который проявляется в зависимо­сти от уровня возрастного психического развития определенным стереотипом реакций или устойчивым поведением с совершением подростка­ми или старшеклассниками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения школьника с окружающим его миром. Авторы выделяют значимые черты агрессивности несовершеннолетних:

 1) агрессив­ность подростков и старшеклассников является не качественным индивидуально-типоло­гическим или характерологическим свойством, а феноменом, который имеет определенный личностный смысл и через внешние действия выражает кон­фликт школьника с его окружением;

2) агрессивность подростков и старшеклассников как следствие дистресса, фрустрации значимых потребностей, межличностного или внутриличностного конфликта, кроме внешних форм - аффективно окрашенных, направленных на окружающих реакций с агрессивно-насиль­ственными действиями, включает и внутренние переживания, агрессивные фантазии, мысли и намерения, а также сопутствующие нарушения психиче­ских процессов;

3) выражение агрессивных действий в поведенческом стиле, а также их мотивация, внутренняя связь с личностными установками и смыс­лом «Я» - отношений, особенности сочетания с нарушениями развития и психического здоровья определяются этапами возрастного онтогенетического (дизонтогенетического) развития старшеклассника, проявляюще­го агрессивное поведение;

4) связь агрессивных действий школьников с этапностью возрастного психического развития и личностным отношением определяет нижнюю возрастную границу юношеской агрессивности, то есть минимальный возраст, с которого действия можно оценивать как агрессивные, свя­зан с периодом становления нормативной или аномальной структуры «Я» школьника;

5) признак осознанности и произвольности агрессивных действий и поступков подростков и старшеклассников исключает из круга агрессивных действий та­кие насильственные, причиняющие вред или ущерб действия, когда подростки и старшеклассники не понимают и не осознают их значение и последствия или не мо­гут руководить ими, например при некоторых тяжелых психических расстрой­ствах (стереотипных двигательных, гиперкинетических, кататонических син­дромах, расстройствах сознания), при нарушениях поведения, связанных с умственной отсталостью в глубокой форме.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведение у лиц разных возрастных групп имеет свои особенности и закономерности, различаясь частотой, выбором способа самоубийства и мотивами. Известно, что механиз­мы суицидального поведения детей, старшеклассников, лиц зрелого возраста и пожилых людей отнюдь не тождественны. По данным большинства исследователей, возраст оказывает существенное воздействие на частоту различного рода суи­цидальных действий. Покушение на самоубийство совершают преимуще­ственно молодые люди до 29 лет, в более старших возрастных группах частота суицидальных попыток значительно уменьшается. Вероятность лишения себя жизни с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Суицидальные попытки пожилых людей чаще оказываются спланированными, неманипулятивными, в то время как суицидальные попытки у молодых людей чаще носят демонст­ративный или манипулятивный характер.

Можно отметить несколько возрастных пиков суицидальной активности. Первый наблюдается в юношеском и молодом возрасте от 18 до 25 лет. По мнению X. Ремшмидт, к факторам, обусловливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся, наряду с тяжелыми психи­ческими заболеваниями, конфликты самооценки, одиночество и изоляция, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешно­стью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоци­рованными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утра­чивают всяческую значимость.

В среднем возрасте количество манипулятивных суицидальных попыток сокращается и увеличивается количество завершенных суицидов. Наиболее часто они обусловлены переживаниями интимно-личностного характера (измена, ревность, предательство). У пожилых людей и стариков основной причиной суицидального поведения становится страх одиночества, беспо­мощности, тяжелой неизлечимой болезни и связанных с ней страданий.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимуще­ственно для девушек-старшеклассниц, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. Часто анорексия (отказ от пищи, исчезновение аппетита) базируется на дисморфоманическом поведе­нии. В молодом возрасте нарушения пищевого поведения могут сохраняться, но они становятся значительно реже. Возможно появление гиперфагической реакции на стресс.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подрос­тковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц моло­дого возраста. По данным П.Д. Шабанова и О.Ю. Штакельберг, возраст пер­вого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1% впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% — от 11 до 14 лет, около 50% — от 15 до 17 лет и меньше 1% — после 20 лет.

Проявления наркозависимости в старшем школьном возрасте от­личаются нечеткостью симптоматики, преобладанием психопатологических расстройств, быстротой развития психического дефекта и снижением воле­вого регулирования собственной деятельности (Р. Дурст, П. Ребауденго-Роска). Девиантное поведение в форме наркозависимости у лиц пожилого возра­ста отличается мотивами употребления наркотиков. Если у старшеклассников и лиц среднего возраста доминирующими являются такие мотивы употребления, как стремление стать свободным, испытать необычные ощущения, отрешиться от обыденной, скучной жизни, не отличаться от других, то основным моти­вом употребления наркотического вещества пожилым человеком считается стремление улучшить свое психическое самочувствие, избежать неприятных ощущений и дискомфорта.

Учитывая тот факт, что сексуальность человека претерпевает закономер­ные возрастные изменения, можно обнаружить существенные возрастные различия и в проявлениях сексуальных девиаций и перверсий. К типичным для детского возраста особенностям сексуального поведения относят: игры со вза­имным обнажением, вуайеризм, увлечение порнографией, некоторые разновид­ности мастурбационного поведения.

Диагностика отклоняющегося поведения в виде игр со взаимным обнаже­нием, наблюдаемая у детей дошкольного возраста, строится на основании стереотипизации отклоняющегося поведения, невозможности полностью контролировать свой сексуальный интерес и недоучете ситуационных мо­ментов, а также на опережении этапов психосексуального развития. Дан­ные критерии относятся ко всем сексуальным девиациям детского возраста. При играх со взаимным обнажением, наблюдаемом и вне отклоняющегося поведения, ребенок начинает обращаться с просьбой (иногда требованием, сопровождаемым угрозами и шантажом) к лицам разного возраста. Иногда эти действия носят инцестный характер - в игры начинают вовлекаться кровные родственники (братья, сестры). Возможно появление эротических снов.

Детский вариант вуайеризма характеризуется стремлением ребенка подгля­дывать за интимной жизнью, уринацией или дефекацией родителей, воспи­тателей детского сада, учителей. В рамках девиации поведение становится сте­реотипным. Ребенок, застигнутый за подглядыванием, не испытывает чувства раскаяния и продолжает, несмотря на наказания, вести себя так, как вел. Сверх­ценное увлечение порнографией в дошкольном или младшем школьном возра­сте может рассматриваться как сексуальная девиация, поскольку ребенок к этому возрасту еще не прошел всех закономерных этапов психосексуального развития. Мастурбационное поведение может считаться отклоняющимся у ребенка в случае раннего начала мастурбационных актов (до десятилетнего возраста), неспособности контролировать их количество и адекватность си­туации. При девиантном мастурбационном поведении ребенок может не об­ращать внимания на наличие присутствующих, частота актов учащается, ре­бенок фиксируется лишь на данном виде деятельности, игнорируя иные (в частности, коммуникацию).

К сексуальным девиациям, характерным для лиц подросткового, старшего школьного и зрелого возраста, причисляют подавляющее большинство парафилий (как по спосо­бам реализации, объекту сексуального интереса, так и по аномалиям половой идентичности, и по сексуальной ориентации).

Сверхценные психологические и психопатологические увлечения имеют тенденцию формироваться в старшем подростковом возрасте в силу особенностей структуры психической деятельности. К ним относится гемблинг, фанатизм (спортивный, музыкальный, религиозный) и многие другие. В старшем подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется групповой структурой и не­устойчивостью. Для взрослых и пожилых сверхценные увлечения не являют­ся типичными, хотя в пожилом возрасте может формироваться сутяжниче­ство и кверулянство.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного и аморального прак­тически не имеет возрастных особенностей. Особо следует отметить неэсте­тичное поведение, считающееся типичным для подростков и старших школьников. Часто оно проявляется в выборе какой-либо разновидности эпатажного поведения. Подросток в группе, сформированной по принципу сверхценных увлечений, начинает разделять не только идеологию, но и стиль группы. Это находит от­ражение в одежде, обуви, внешности, походке, речевых стереотипах (сленге), стиле взаимоотношений с окружающими.