Полный текст статьи
Печать

В стратегии развития отечественного образования одним из приоритетных направлений является обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья. Включение в образовательный процесс современной школы детей и подростков с  ограниченными возможностями здоровья связано с необходимостью выполнения нормативных документов, а также социальным заказом на инклюзивное образование, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех.

Инклюзивное образование ставит перед школой много сложных вопросов и новых задач. Одна из важнейших среди них –  регулирование педагогической деятельности в новых условиях. Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, уметь контролиро­вать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале уме­ния, позволяющие справляться с негативными эмоци­ями, навыки релаксации, умение владеть собой, спо­собность адаптироваться в трудных, неожиданных си­туациях. Самообладание педагога, его уравновешен­ность, эмоциональная устойчивость, позволяют преду­предить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Это имеет особую значимость для правильной организации учебно-вос­питательного процесса, в котором важное место отво­дится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможно­стями здоровья и оберегающего его от излишнего пе­ревозбуждения и утомления [9].

Педагогическая наука, выполняя функцию регулирования практики, оперирует, по мнению В.И. Журавлева, категориальным аппаратом педаго­гических процессов, опираясь на такие основания, как философская, гносео­логическая, идеологическая, прогнозирующая функции методологии. Каж­дая функция нормирует (регулирует) развитие науки в меру соотнесения её с определенной концептуальной основой. Вместе с тем абсолютизация регулирующей функции низводит педагогику к уровню нормативной отрасли знаний, которая соответствует её статусу как науки только отчасти [2, с. 13].

При разработке стандарта педагогической деятельности, на наш взгляд, необходимо руководствоваться методологическими регулятивами,  так как использование их при постановке цели, отборе принципов, определении содержа­ния и т.д. новой школы, является одним из основных правил в решении проблем подготовки современного учителя.

С точки зрения В.В. Серикова, в качестве комплексного регулятива преобразования педагогического сознания и образовательной практики выступает определенный набор методологических операций. Выявляя новое содержание категорий цели,  содержания, методов и технологий, они приобретают способность регулирования практики в  форме  целеполагания, прогнозирования   и  конструирования  педагогической деятельности.  Цель проектирует не только модель востребованной личности педагога, но и модель содержания педагогической системы, в которой реализуются ситуации её личностного проявления и развития. Особая регулятивная функция придается принципам, преобразуемым  в технологические правила и запреты, что является одним из надежнейших признаков теории [3, с. 25]. 

В качестве комплексного методологического регулятива педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, может выступать совокупность теоретических положений, разработанных В.В. Сериковым [4, с. 64–65], что по­зволяет определить:

– специфическую сущность процесса, связанного с решением образовательных проблем, обусловленных состоянием здоровья учащихся и его отличием  от других социально-образовательных динамических систем;

– место и функции этого процесса во взаимосвязи много­образных факторов социализации личности;

– соответствующие цели и программы субъектов образовательного про­цесса;

– ожидаемые изменения в объекте этого процесса (в личности ученика) на всех стадиях его образовательного развития, порождающего «про­дукт» именно этого процесса, а не каких-то других внепедагогических факторов;

– педагогические средства, используемые в процессе решения этих задач, их природу, критерии необ­ходимости и достаточности в отношении тех функций, которые должны быть реализованы;

– принципы организации и осуществления процесса, преобразуемые в технологические регулятивы, правила, запреты.

Вместе с тем, отмечая, что новые цели образования не могут быть достигнуты в дискретной системе отдельными периодами, формами, инсти­тутами обучения и воспитания, многие исследователи предлагают либо организационно-педагогические (институциональные, структуро-творческие), ли­бо технологические (процессуальные) подходы к решению содержательных проблем образования.

Важнейшей методологической предпосылкой, обусловливающей эф­фективность педагогической деятельности, служит точное определе­ние понятийного аппарата. Понятия «личность», «субъектность», «откры­тость», «духовность», «самоорганизация» одинаково активно используются при разработке и дидактических, и воспитательных теорий. Вместе с тем решение проблемы регулирования развития субъектности, духовности, саморганизации обуча­ющихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе за­трудняется отсутствием единого подхода к трактовке этих терминальных (ба­зовых) ценностей.

Рассмотрение образования с позиций его сущности, назначения, причины его появления приводит к заключению, что оно нужно для воспроизводства человека из появившегося на свет существа. Чтобы оно стало полноценным человеком, нужно сформировать и развить у него свойства и качества. Возникла потребность в новом обращении к человеческой сущности.

В связи с этим возникает предположение о целесообразности обращения к антропологическому подходу для объяснения человеческой (человека) сущности. Углубление понимания ее компонентов может предоставить новые возможности совершенствования образования. Использование данного подхода повлечет применение и измененных форм и методов образовательных действий, упорядочение их содержания.

Переосмысление педагогических категорий в разнообразных их взаимосвязях приводит к выявлению не замеченных прежде закономерностей, что позволяет улучшить действия участников учебной и воспитательной взаимодеятельности.

Субъектность определяется современными исследователями как само­стоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней. Субъектность также понимается как результат самостоятельно порожденного личностью смысла. Поэтому задача воспитания перемещается от усовершенствования традиционного содержания, методов и форм к разработке непривычных условий педагогического востребования личностных сил, оказания педагоги­ческой поддержки развивающейся личности. Для этого воспитание должно иметь содержание,т.е. в нем должны быть представлены его нравствен­ные ценности. Их совместный с учителем поиск, обнаружение, осмысление и делает воспитание субъектным, развивающим активность личности на уров­не ее смыслотворчества. Поэтому воспитанию потребовался новый инстру­мент, обеспечивающий ненасильственное и добровольное включение личности в процесс становления ее субъектности [5, с. 7].

Субъектность − наиболее личностная, а потому гуманистическая кате­гория, проявляющаяся в таких личностных структурах сознания, как кри­тичность, коллизийность, автономность, мотивирование, опосредствование и т.д. Для придания гуманистической парадигме личностной ориентации бы­ли раскрыты механизмы становления личностных структур сознания, производящих своеобразную операцию включения и отключения самообразова­тельного и самовоспитательного творчества детей    (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский и др.).

Одним из принципиально новых положений является категория от­крытости. В контексте синергетических основоположений личность следу­ет понимать безгранично открытой (ничем не ограниченной) для установле­ния произвольных связей со всем окружающим её бесконечным миром, для включения её в этот мир. Вместе с тем дидактические теории оперируют категориями конечного, означенного знания, одновременно представляя его как знание бесконечное и открытое. В воспитании существует обратная тен­денция: от бесконечного к конечному, т.е. к конкретно-означенному, без чего воспитание утрачивает свой смысл. Но собственно воспитательный потенци­ал система будет иметь только тогда, когда в ней присутствуют элементы бесконечности, означенные в целях, критериях, ориентирах, способствую­щих собственно самовоспитательной деятельности сознания. По мнению М.В. Соколовского, знание, особенно воспитательное, не может быть абсо­лютным, оно всегда открыто и предполагает рассмотрение и развитие наряду с ним и его противоположных сторон [6, с. 18–24].

Как отмечает В.П. Борисенков, культурологическая концепция образо­вания выступает в качестве несущей конструкции всей работы по модерни­зации содержания образования в школе [7, с. 4]. Регулятивы культурологической концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская) вводят нормы для становления содержательных убеждений, базирующихся на порожденном лично человеком смысле; опыта, приобретаемого в процессе самоактуализации и самореализации собственных сил; субъектности, как внутренней, смысловой, т.е. содержательной активности личности.

Базовые компоненты разработанной Е.В. Бондаревской общей цели образования как воспитания человека культуры могут быть рассмотрены в качестве общих принципов, задающих направленность педагогической деятельности: принципа свободы,  гуманизма,  духовности,  творчества, практичности [8].

В таком представлении принципы приобретают характер регуляторов, нормируя педагогическую деятельность современной школы с позиций гуманиза­ции образования.

Необходимо отметить, что как представленные принципы, так и методологические регулятивы задают гибкие векторы антропологических основ  разработки модели педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Гибкость векторов не гарантирует жесткого совпадения целей и резуль­татов, но обеспечивает практическую реализацию теоретических установок, адекватных актуальным научным требованиям, разработанным в постнеклассической парадигме познания.