Полный текст статьи
Печать

Активные интеграционные процессы в современном отечественном образовании оказывают значительное влияние на социально-психологическое развитие общества и государства в целом.  Совместное (инклюзивное) обучение является одним из приоритетных направлений российской образовательной политики. Основные положения инклюзивного образования закреплены в отечественных государственных документах (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.,  Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.,  и др.). Основываясь на концепции «нормализации», принципы которой закреплены рядом современных международных правовых актов (Декларация ООН умственно отсталых, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребёнка и др.), процесс интеграции предполагает включение не только в условия образовательного процесса, но и в процесс функционирования общества и государства.  В Концепции инклюзивного образования ЮНЕСКО  представленны идеи о равенстве учебных условий и доступности образовательных учреждений разного типа для всех желающих получить образование независимо от их социального и культурного положения, этнической и религиозной принадлежности, познавательных интересов и способностей. Такой подход способствует расширению  границ распространения инклюзии.

Известный шведский исследователь, занимающийся процессами инклюзии, профессор Ульф Янсон [1] рассматриват данную категорию  как принцип организации образования, представляющего явление социально-педагогического характера, нацеленного не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. В новом несокращенном универсальном словаре Вебстера под инклюзией понимается «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого». Т.В. Варенова [2]  в учебно-методическом пособии «Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями» рассматривает  инклюзию как «органиченное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений  развития».

 В терминологическом словаре Центра взаимодействия «Инклюзия» даётся следующая трактовка понятия – «инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня  развития, социально-экономического статуса родителей и других различий». Во всех вышеперечисленных трактовках понятия «инклюзия» внимание акцентируется не на отличительных  особенностях  включаемых субъектов, а на возможности  включения их в конструктивное взаимодействие, стимулирующее психическое и социальное развитие индивида.

Понятие «инклюзивное образование» в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По мнению Вареновой Т.В. [2], инклюзивное образование предполагает признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который больше подходит ребёнку. В.И. Слободчиков [3] рассматривая образование как естественное и наиболее оптимальное «место встречи личности и общества», предполагающее конструктивное  разрешение противоречий, возникающих между ними,  обозначет его функции, значимую  роль в развитии общества и считает необходимым возвращение его исторической миссии, заключающейся в обеспечении целостности «духовно-душевной жизни личности», жизнеспособности различных групп людей.

Интеграционные процессы (включая инклюзию), происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, ставят основополагающей  задачей перед системой образования – создание условий для реализации равных прав и возможностей всех категорий граждан. Включение лиц с ограниченными возможностями в социокультурную деятельность требует обеспечения психологически безопасной образовательной среды  для всех субъектов образовательного процесса. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование. Среди ведущих характеристик образовательной среды выделяют два основных показателя: насыщенность (ее ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В трактовке В.В. Рубцова [1] образовательная среда есть некоторая общность, характеризуемая взаимодействием субъектов образовательного процесса, взаимопониманием, коммуникацией, рефлексией и историко-культурным компонентом.  Существует множество подходов к определению структуры образовательной среды, в таблице 1 представлено описание некоторых из них.

Таблица1 Структура образовательной среды в работах отечественных исследователей

Автор

Параметры образовательной среды

Г.А. Ковалёв

Физическое окружение (архитектура здания, степень открытости-закрытости конструкций внутреннего дизайна, широта пространственных помещений и т.п.)

Человеческие факторы (личностные особенности, успеваемость обучающихся, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности и т.п.)

Программа обучения (структура деятельности учащихся, формы, методы, содержание обучения и др.)

С.В. Тарасов

Пространственно-семантический (архитектурно-эстетическая организация и символическое пространство образовательного учреждения)

Содержательно-методический (содержание и способы организации обучения)

Коммуникационно-организационный (особенности субъектов образовательной среды, сфера коммуникации, организационные условия)

В.А. Ясвин

Пространственно-архитектурный (предметная среда)

Социальный (форма детско-взрослой общности, присущая данному типу культуры)

Психодидактический (содержание и организация образовательного процесса)

Е.А. Климов

Социально-контактная часть  (личный пример окружающих, учреждения, организации, с которыми индивид вступает во взаимодействие, реальное место человека в структуре своей группы, уровень защищённости его в данном коллективе)

Информационная часть (правила внутреннего распорядка, традиции данного сообщества, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности)

Соматическая часть среды (собственное тело человека и его состояние)

Предметная часть среды (материальные условия жизни, учёбы быта, физико-химические, биологические, гигиенические условия)

 

Центральным компонентом образовательной среды является её социально-психологическая составляющая, а именно система взаимодействия участников педагогического процесса. Важнейшая задача современного образования заключается в создании адаптивной, психологически безопасной образовательной среды, стимулирующей всестороннее развитие систем  взаимодействия педагогов и обучающихся. Психология безопасности – новое направление в науке,  изучающее социопсихологические процессы и явления, возникающие в ситуации угрозы.

 Проявления психологической безопасности личности выражаются в  способности сохранения устойчивости в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями; степени сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и  переживании своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. Поскольку интеграционные процессы, происходящие в современном образовании ещё не имеют определённой стабильности и завершённости, могут иметь некоторые риски, предупреждение которых  позволит решить создание психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования.

Т.С. Кабаченко считает психологически безопасносной такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности общества, которое способствует сохранению целостности социальных субъектов, их  адаптивности,  функционирования и развития [4].

И.А. Баева, определяя понятие психологически безопасной среды, акцентирует внимание на состоянии образовательной среды, свободной от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

 Г.В. Грачев отмечает влияние внешних информационных факторов на поведение человека, рассматривает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [5].  Переживание эмоционального благополучия и компетентности Лебедева О.Е., рассматривает как интегральный показатель и необходимое условия личностного развития  субъектов образовательного процесса [ 4 ] .

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. Психологически безопасная образовательная среда должна способствовать удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей индивида, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивать личностное развитие участников образовательной среды.

Характеризуя критерии определения психологической безопасности образовательной среды, Секач М.Ф. и Сыманюк Э.Э. [1] выделяют такие  показатели, как диалогическая направленность субъектов общения, психологическое насилие; позитивное отношение к параметрам образовательной среды у ёе участников,  гуманистической центрация субъектов образовательной среды, степень удовлетворенности школьной средой.

К  свойствам образовательной среды, позволяющим повысить эффективность  личностного взаимодействия,  Р.Э. Майорова [ 6 ] относит

-                        разнообразие (характеристика, отражающая спектр образовательных возможностей субъектов среды);

-                        динамичность (характеристика изменчивости и гибкости среды по отношению индивиду);

-                        восприимчивость (характеристика, которая выражается в качестве связей, возникающих в процессе образовательного взаимодействия);

-                        напряжённость (свойство, характеризующееся наличием положительного эмоционального уровня в образовательной среде);

-                        достаточность (свойство, раскрывающее особенности управления в данной среде, подразумевающее её самостоятельность и индивидуальность).

Создание образовательной среды в условиях инклюзивного образования, характеризуемой вышеперечисленными свойствами позволит оптимально решить проблему развития социального взаимодействия обучающихся с различными физическими, психическими, познавательными и  социокультурными особенностями. 

Для достижения эффективных результатов при построении психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования необходимо руководствоваться определёнными принципами:

- принцип защиты личности предполагающий устранение психологического насилия во взаимодействии, через «развитие и реализацию его индивидуальных потенций»;

- принцип опоры на развивающее образование, предполагающего ориентир на всесторонне развитие личности (физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания);

- принцип помощи в социально-психологической умелости, основывющийся на способности личности осуществлять выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию, выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства других, исключающее психическое насилие

- принцип нормализации, предполагающий равенство прав и возможностей всех членов общества независимо от их психических и (или) физических особенностей;

- принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное взаимодействие на гуманистической основе всех субъектов образовательного процесса, создание условий для взаимопонимания и принятия друг друга [1,2].

Безопасная образовательная среда в условиях инклюзивного образования  должна обладать определёнными характеристиками такими, как адаптивность, открытость, мобильность, инклюзивная эргономичность, нормативность (соответствие возрастным и индивидуальным потребностям), природосообразность, развивающая направленность и др. Организация психологически безопасной образовательной среды должна осуществляться систематично и комплексно, касаясь всех её структурных составляющих. Опираясь на классификацию С.В. Тарасова [1],  можно представить  основные ориентиры в посторении содержания компонентов образовательной среды. 

Так, при наполнении пространственно-семантического компонента необходимо учитывать материальные возможности учреждения,  доступность и безбарьерность, обеспеченность современными средствами и системами, оформление учебных пространств с учётом особых потребностей детей с различными нарушениями,   наличие специального материально-технического  обеспечения (визуальные, аудио и информационно-коммуникативные технические средства), архитектурно-пространственную организацию.

Наполнение содержательно-методического компонента должно сочетаться с личностно-ориентированным подходом, реализуемым и в обучении, и во внеурочной работе через внедрение системы инновационных образовательных и развивающих программ. При инклюзии  детей с ограниченными  возможностями здоровья особое значение имеют  специальные методы и формы,  технологии обучения. Большой популярностью пользуются: технология ААС (альтернативная аугментативная коммуникация) направленная на коммуникативное развитие детей различными способами, включая поддержку всех альтернативных форм коммуникации в среде,  программы ТЕАСН ( комплексная программа помощи детям, страдающим аутизмом), оккупациональная терапия, технологии адаптации среды эрготерапии и др.  Индивидуально-образовательные маршруты и траектории обучающихся в настоящее время являются эффективными формами реализации индивидуализации образования, позволяющие оптимально развиваться с учётом индивидуальных  возможностей и способностей.

Коммуникативно-организационный компонент  включает личностную и профессиональную готовность педагогов к работе в интегрированной группе, благоприятный психологический климат в коллективе, взаимодействие обучающихся, учителей, родителей. Общение как обмен значимой  информацией и смыслами играет особую роль в развитии и становлении мировосприятия обучающегося. Внедрение в педагогическую практику коммуникативных, интерактивных, групповых технологий, организация работы в парах сменного состава, в разновозрастных группах, использование на уроках активных методов обучения способствует развитию коммуникативной культуры личности, коллективного сотрудничества,  создает условия непринужденного общения, развивает опыт социального взаимодействи [9].

Одной из технологий инклюзивного образования, доказавших свою эффективность, является технология тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, целью которой является выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов, направленных на  создание индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tuer- наблюдаю, забочусь) – это специалист, организующий условия для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В России должность «тьютор» официально вошла в список  должностей работников общего, высшего и дополнительного образования. Взаимодействуя с  учителем, специалистами и родителями, тьютор создаёт для обучающегося  психологически безопасную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Подводя итоги обсуждения проблемы, можно отметить  неоднозначное понимание сущности и содержания таких категорий, как «инклюзивное образование», «образовательная среда», «критерии психологической безопасности среды». Рассмотрев различные аспекты  психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования, можно определить её как открытую образовательную среду с преобладанием гуманистической тенденции и диалогической направленностью, свободную от психологического насилия, рефернтно значимую для каждого субъекта учебной деятельности, включающую все необходимые средства для реализации потребностей, возможностей и способностей каждого индивида независимо от его физического и (или) психического развития, социокультурных предпочтений, религиозной и этнической принадлежности.