Полный текст статьи
Печать

Модернизация системы высшего образования в Российской Федерации затрагивает одну из актуальных проблем современного общества – подготовку педагога. В различных кругах общества приходит осознание того, что современный учитель – это высокопрофессиональный специалист, обладающий способностью самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. От профессионального уровня учителя во многом зависит повышение эффективности общего образования, поэтому подготовка учителя должна быть фундаментальной.

Существующая сегодня система высшего педагогического образования по-прежнему «оторвана» от реальной образовательной среды образовательных организаций системы общего образования, студенты получают широкий спектр теоретических знаний, овладевают информационно-коммуникационной культурой, но оказываются неспособными применить все это в своей профессиональной деятельности.

Проблемы, которые встали, сегодня в общеобразовательных учреждениях страны явились причиной разработки новых подходов к подготовке специалистов для системы образования. В связи с этим по поручению Президента РФ в 2014 году разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [1].

В рамках этой программы разработан проект модернизации педагогического образования, одним из направлений которого является разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Реализация данного проекта даст возможность подготовить для школы новое поколение педагогов, способных в своей профессиональной деятельности решать задачи, определенные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, привлечь к педагогической деятельности талантливых студентов с других направлений подготовки.

Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы подготовки учителя позволили спроектировать модель профессиональной подготовки студентов непедагогических направлений к педагогической деятельности в условиях сетевого взаимодействия (рис. 1). 

Рис. 1 Модель профессиональной подготовки студентов непедагогических направлений к педагогической деятельности 

Новые подходы к профессиональной подготовке учителя заключаются в модульном построении учебного процесса, причем необходимость изучение модуля мотивируется практикой. Сначала погружаем студента в проблемное поле его будущей профессиональной деятельности, ставим проблемные вопросы и задачи, а затем уже обучаем решению этих вопросов, опираясь на последние достижения науки и практики.

Опираясь на результаты апробации, считаем, что начинать профессиональную подготовку к педагогической деятельности нужно на 3 курсе, когда студенты уже имеют фундаментальные знания по предмету [2].

Определяя название и содержание модулей, мы ориентировались на особенности организации образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего образования в современных условиях, связанные с переходом на ФГОС на профессиональный стандарт педагога.

Первым модулем профессиональной подготовки является модуль «Организация образовательного пространства», где рассматриваются вопросы организации профессиональной деятельности учителя, формирование безопасной и комфортной образовательной среды, психология взаимодействия, основы сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Пространство современного образовательного учреждения немыслимо сегодня без информационно-коммуникационных технологий, поэтому этот модуль сопровождает, поддерживает базовый. В результате его изучения студенты учатся использовать ИКТ для организации образовательного пространства.

С другой стороны, образовательное пространство школы находится в определенном правовом поле, поэтому вторым сопровождающим модулем у нас является «Образование в контексте социальной реальности». В рамках которого мы учим использованию нормативно-правовой базы в профессиональной деятельности учителя и др.

Педагогический практикум – это не отдельный элемент модели, а составная часть модулей. Он проходит в рамках изучения модулей. Занятия проводятся в общеобразовательных организациях (сетевых партнерах) с целью решения каких-то конкретных профессиональных задач.

С самого начала профессиональной подготовки студенты включаются в научно-исследовательскую деятельность и на протяжении всего периода обучения готовят итоговое проектное задание – педагогическое портфолио.

Вторым профессиональным модулем является модуль «Проектирования и реализации образовательных технологий» в рамках которого студенты овладевают профессиональными умениями в области конкретной дисциплины, например, биологии, математики и т.д. Педагогический практикум также является составным элементом этого модуля.

Завершается профессиональная подготовка педагогической практикой, в рамках которой студенты овладевают практическими умениями, интегрируют полученные знания в профессиональные действия, выполняют практическую часть в рамках научно-исследовательской деятельности.

Разработка модулей начиналась с планируемых результатов обучения. Требования проекта стандарта высшего образования направления педагогическое образование мы соотнесли с содержанием профессиональных функций педагога и подобрали дисциплины в рамках изучения которых могут быть сформированы выделенные профессиональные действия (рис.2).

Рис. 2 Проектирование результатов обучения в рамках модуля 

Проектируя, таким образом, модуль мы понимаем, что результаты можно будет проверить интегрированными заданиями, комплексными проектами, педагогическим портфолио. Когнитивную составляющую сформированных компетенций проверяем на теоретических занятиях, например, тестированием. Деятельностную составляющую можно проверить или в рамках практикумов, педагогических мастерских или практик. Личностную составляющую (чем владеет студент) – на педагогической практике и на итоговой аттестации.

Реализация модулей в условиях сетевого взаимодействия дает возможности разделения функций между вузом и школой в достижении планируемых результатов.  Для правильной организации профессиональной подготовки будущего учителя должен быть создан дуэт «преподаватель вуза – школьный учитель», которые понимают друг друга и движутся к одной цели, каждый из них передает свой профессиональный опыт и дополняет другого.

Новый принцип проектирования модуля от результатов, новая организация образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия приводят и к проектированию содержания по-новому. Например, проектирование содержания элемента «Методика преподавания предмету» в рамках модуля «Проектирование и реализация образовательных технологий».

Реализация идей системно-деятельностного подхода и в школе, и в вузе говорит нам о том, что начинать надо с обучения деятельности. Студентов необходимо познакомить с основными видами деятельности учителя при организации учебного процесса и сформировать умения по организации деятельности обучающихся при изучении предмета. Так как весь процесс обучения направлен на достижение запланированных результатов, то и определяемся с новыми подходами к оцениванию образовательных результатов как средству обучения. Далее выделяем проблемное поле метапредметных результатов обучения школьников, которые сегодня представляют большие трудности для учителей. Затем погружаем студентов в предметное содержание, акцентируя внимание на ключевых разделах, темах, понятиях. Потом приступаем к обучению разработке нормативных документов, сопровождающих профессиональную деятельность учителя (основная образовательная программа, рабочая программа по предмету, контрольно-измерительные материалы и др.). Завершаем изучение элемента модуля знакомством с многообразием современных образовательных ресурсов.

Результатами обучения являются интегрированные проектные задания по окончанию изучения модулей, которые позволяют фиксировать освоение студентами профессиональных действий учителя, определенных в профессиональном стандарте педагога.

Такая модель подготовки учителя предусматривает педагогическую практику на протяжении всех лет обучения в вузе. В этих условиях теоретическая подготовка служит решению практических задач и проблем, с которыми студент встречается на практиках. Учебный процесс становится более практикоориентированным, строится на деятельностном подходе, предполагает широкое использование активных методов обучения, сетевое взаимодействие между вузом и образовательными организациями среднего общего образования. Все это способствует повышению качества педагогического образования и подготовке учителя в соответствии с запросами современного общества.