Полный текст статьи
Печать

Исследования зрительно-моторной координации, которыми занимались такие ученые, как Т.А. Круглова, О.И. Крушельницкая, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, А.Н. Третьякова, В.А. Феоктистова, указывают на важность изучения и развития данного процесса у детей с нарушением зрения, так как двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза, помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через предметно-практическую деятельность. Кроме этого правильное развитие скоординированной деятельности рук и глаз ведет к полноценному обучению навыкам письма, что является важным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

Психическое развитие детей с нарушением зрения проходит те же стадии, подчинено тем же закономерностям, что и у нормально видящих детей, но имеет характерные особенности, представляющие собой категорию психофизических нарушений. Данные отклонения проявляются в ограничении или отсутствии зрительного восприятия, в своеобразии способов предметно-практической деятельности, в особенностях развития эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, а также в формировании искаженных представлений и понятий об окружающем мире, отставании развития двигательной активности, нарушении ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации [1].

Поскольку имеющиеся технологии, в основном, направлены на выявление недостатков графомоторных навыков и коррекцию письменной речи детей школьного возраста, то подбор диагностического инструментария для исследования особенностей зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения является актуальным.

Нами было организовано и проведено исследование с цельювыявления особенностей зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основе исследования лежит предположение о том, что зрительно-моторная координация у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет особенности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, проявляющиеся в снижении уровня ее сформированности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе КГОБУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова» и МКДОУ «Детский сад № 11» г. Кирова. В исследовании приняли участие 2 группы детей: первая группа – 15 детей 6-7 лет с клиническими  формами нарушений зрительного анализатора: сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, амблиопия различной степени, гиперметропический астигматизм, миопия, гиперметропия, нистагм (из них 10 мальчиков, 5 девочек; 11 детей возраста 6 лет, 4 ребенка –7 лет); вторая группа – 25 детей 6-7 лет с нормальным возрастным развитием (них 11 мальчиков, 14 девочек; 15 детей возраста 6 лет, 10 детей – 7 лет).

Метод и методика исследования были выбраны в соответствии с предметом исследования, с учетом возраста испытуемых, тяжести зрительного дефекта, индивидуальных особенностей характера и личности.

При проведении диагностики уровня сформированности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения была использована методика, состоящая из следующих субтестов:

-                        «Узнавание «зашумленных» изображений» (А.Р. Лурия) для определения уровня сформированности зрительного гнозиса;

-                        «Бендер гештальт-тест» (Л. Бендер) для выявления уровня сформированности зрительного анализа и синтеза, памяти, зрительно-моторной координации;

-                        «Домик» (Н.И. Гуткина) для  оценки уроня сформированности зрительного анализа, синтеза, зрительно-моторной координации [2, 3].

На первом этапе диагностического исследования нами был изучен уровень развития зрительного гнозиса по субтесту «Узнавание «зашумленных» изображений» (А.Р. Лурия).

У дошкольников, не имеющих зрительной патологии, был выявлен:

-                        средний уровень развития зрительного гнозиса по данному субтесту (32% дошкольников). Дети данной категории верно определили название и контур четырех предметов, при узнавании остальных предметов испытывали трудности (не могли вспомнить название предмета, путали с похожими предметами), не могли назвать даже при предварительном выделении контура;

-                        высокий уровень сформированности зрительного гнозиса отмечается у 68% детей, не имеющих зрительной патологии. Из них 35% детей смогли правильно назвать пять предметов, 65% – безошибочно назвали все шесть предметов. Все дети этой группы правильно обвели контур названных изображений.

У детей с нарушением зрения диагностирован:

-                        низкий уровень сформированности зрительного гнозиса у большинства детей с нарушением зрения (53%). У детей данной категории отмечается неустойчивость зрительного образа предмета и отсутствие возможности узнавания и адекватного выделения предмета. 75% детей этой группы смогли назвать лишь один предмет, при этом, выделяя контур предмета, наблюдалось постоянное соскальзывание на лишние детали изображения. 25% детей не смогли назвать ни одного предмета, даже при помощи предварительного выделения контура. Также отмечалось соскальзывание на дополнительные детали, перескакивание с одного изображения на другое, рассогласованность движений глаз и руки;

-                        уровень ниже среднего сформированности зрительного гнозиса выявлен у 27% детей. Это свидетельствует о том, что у детей имеется неустойчивость зрительного образа предмета и неадекватность выделения фигур. Однако 75% детей смогли правильно назвать 3 предмета, остальные предметы дети назвали с ошибками, опираясь на неправильное выделение контура. 25% узнали и правильно выделили контур 2 предметов, остальные предметы либо не были названы, либо заменялись предметами схожими по внешнему виду;

-                        средний уровень сформированности зрительного гнозиса выявлен только у 20% детей, имеющих нарушение зрения, которые смогли правильно назвать 4 предмета. Для детей этой группы было характерно узнавание предмета по его части, что говорит об устойчивости зрительных образов, однако при выделении контура наблюдались небольшие затруднения.

Далее нами был изучен уровень сформированности зрительного анализа, синтеза и зрительно-моторной координации по результатам выполнения «Бендер гештальт-теста» (Л. Бендер).

У дошкольников, не имеющих зрительной патологии, был выявлен:

-                        средний уровень сформированности зрительного анализа, синтеза, памяти, зрительно-моторной координации у 44% детей. Все из них расположили фигуры в соответствие с масштабом образца и ориентации его на листе, однако наблюдались неровности в линиях: у 36% – присутствовали разрывы в местах соединений Фигуры 3, у 27% – пересечение линий в местах соединений Фигуры 3. У всех детей ромб и круг Фигуры 1 соприкасались и были одинаковой величины. В Фигуре 2 было изображено верное количество точек, у 73% детей было изображено 2 четких угла, но расстояние между элементами было не равным, 27% детей изобразили 1 четкий угол, но расстояние между элементами было примерно одинаковым. При  закрашивании фигур только 9% детей совершили ошибку, перепутав цвет ромба и круга Фигуры 1, остальные выполнили данное задание правильно;

-                        высокий уровень сформированности анализа, синтеза, памяти, зрительно-моторной координации был зафиксирован у 56% детей. Дети данной группы правильно скопировали все фигуры: круг и ромб Фигуры 1 были одинаковых размеров и соприкасались, в Фигуре 2 горизонтальная ось проходила через все 3 вершины, выделялось 2 четких угла, количество точек и расстояние между ними было верным, Фигура 3 была расположена горизонтально, внутренний ромб лежал по центру, и соприкасалась с внешней вверху и внизу. Все линии прямые, ровные, неотрывистые. Расположение и масштаб фигур совпадал с образцом. Цвета фигур совпадали с образцом.

У детей с нарушением зрения диагностирован:

-                        низкий уровень сформированности анализа, синтеза, памяти, зрительно-моторной координации у большинства детей с нарушением зрения (60%). Все дети этой группы не соотносили изображенные предметы по масштабу и по расположению на листе, 89% из них не смогли изобразить правильные углы в ромбе и многоугольнике (Фигура 3), 45% не смогли изобразить фигуры одинаковой величины (Фигура 1). Наибольшую сложность вызвало копирование Фигуры 2: большинство детей (78%) изображали точки на одной прямой, не пересчитывали их количество, 67% детей рисовали точки в виде кружочком, 22% – в виде черточек;

-                        уровень ниже среднего сформированности анализа, синтеза, памяти, зрительно-моторной координации отмечается у 33% детей. Дети с нарушением зрения скопировали все фигуры, но 80% детей не могли изобразить правильный ромб и круг Фигуры 1 одинаковой величины и фигуры не сприкасались, у 20% фигуры изображены были неверно, но расположены и соединены были верно, 60% детей изобразили круг в виде овала, 80% не смогли воспризвести правильные углы ромба. В изображениях Фигуры 2 у всех детей не совпадало количество точек, но изображение самих точек было верным, расстояние между точками было не одинаковым, углы были неправильные, у 40% детей изображение Фигуры 2 было наклонным. Фигура 3 была всеми детьми была изображена горизонтально, прямыми линиями, однако внутренний ромб у 80% детей был смещен в сторону, у 20% – не соприкасался с внешним многоугольником. Масштаб изображенных фигур у всех детей отличался от образца. 20% детей правильно закрасили фигуры,  40% перепутали цвета ромба и круга, 20% выбрали цвет круга, не присутствовавший в образце;

-                        средний уровень сформированности анализа, синтеза, памяти, зрительно-моторной координации при выполнении данного задания выявлен лишь у 7% детей, что, возможно, было связано с более легкой степенью нарушения зрительного анализатора. Все фигуры были изображены правильно, с верным расположением на листе. Отмечались небольшие неровности в линиях: пересечения, разрывы, неточности в масштабе изображения. Круг и ромб Фигуры 1 соприкасались, были одинаковой величины, Фигура 2 была расположена горизонтально, выделялся 1 четкий угол, расстояние между элементами было одинаковым, изображение точек – верным. Фигура 3 также располагалась горизонтально, внутренний ромб был изображен по центру и соприкасался сверху и снизу, но неправильно были изображены углы внешней фигуры.

На третьем этапе диагностического исследования нами был изучен уровень сформированности зрительного анализа, синтеза, внимания и зрительно-моторной координации по субтесту «Домик» (Н.И. Гуткина).

У детей дошкольного возраста, не имеющих зрительной патологии, был выявлен:

-                        уровень ниже среднего сформированности зрительного анализа, синтеза, внимания и зрительно-моторной координации у 4% детей. Скопированы были все детали рисунка, однако наблюдались неточности в деталях изображения: отклонение элементов забора от вертикальной оси, смещение вниз от общей с основанием домика линии, разрывы в места соединения элементов рисунка. Кроме этого, при верном расположении рисунка, масштаб изображения был уменьшен;

-                        средний уровень сформированности зрительного анализа, синтеза, внимания и зрительно-моторной координации был зафиксирован у 48% детей. Все элементы рисунка скопированы верно, но были небольшие неточности в изображении прямых линий и местах их соединений: у 67% на рисунках присутствовали разрывы, у 33% – пересечения линий, у всех детей прямые линии отклонялись от вертикальной или горизонтальной оси. Расположение и масштаб рисунка у всей группы совпадал с образцом;

-                        высокий уровень сформированности зрительного анализа, синтеза, внимания, зрительно-моторной координации выявлен у 48% нормально видящих детей. Рисунки этих детей отличались верной ориентацией на листе, сходством масштаба с образцом, а также верным изображением всех элементов рисунка.

У дошкольников с нарушением зрения диагностирован:

-                        низкий уровень сформированности зрительного анализа, синтеза, внимания, зрительно-моторной координации у большинства (87%) детей. Дети с нарушением зрения не соотносили изображаемые детали по масштабу и положению на листе: у 38% изображение было в несколько раз меньше по масштабу, у 62% – больше по масштабу, 23% изобразили дом в левом верхнем углу, 31% изобразили дом на нижней границе листа, упустив тем самым изображение основания дома. 77% детей не правильно изобразили элементы рисунка: 20% изобразили дом прямоугольным, а не квадратным, 10% изобразил трубу не треугольной формы, а прямоугольной, 30% изменили наклон штриховки, 50% детей рисовали кольца дыма сверху вниз. Большинство детей (85%) не пересчитывали количество деталей;

-                        уровень ниже среднего развития зрительного анализа, синтеза, внимания, зрительно-моторной координации был зафиксирован только у 13% детей. Наблюдались неточности в изображении деталей дома, колец дыма и забора и неровности в линиях (разрывы, пересечения, отсутствие плавности), однако масштаб и расположение на листе бумаги было верным.

 Кроме этого в ходе констатирующего эксперимента отмечались особенности силы нажима на карандаш, правильного положения карандаша в руке, расположения рук и листа на столе.

По сравнению с нормально развивающимися детьми, среди которых  большинство (64%) детей обладают навыком правильного удержания карандаша в руке, расположения рук и регуляции силы нажима, а 36% находятся на стадии формирования умения тех же действий, дети с нарушением зрения имеют выраженные отклонения. Только 7% детей обладали средней силой нажима, у большинства детей (80%) наблюдался слишком сильный нажим, у 13% детей слишком слабый. Правильно держат карандаш в руке 62% детей, это связано с началом закрепления данного умения на занятиях с дефектологом. Однако ни один ребенок не смог правильно расположить лист на столе и соответственно правильно положить руки на стол. Лист был расположен у ближнего к ребенку края стола, без наклона, локоть ведущей руки чаще всего оказывался на вису, а вспомогательная рука была опущена за стол.

Таким образом, проведение методики, оценивающей уровень сформированности зрительно-моторной координации, позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, по сравнению с нормально развивающимися детьми, не имеющими нарушение зрения, выявлены особенности развития данного процесса, а именно: неустойчивость зрительных образов, неадекватность выделения образа предмета из окружающего мира, нарушение прослеживающей функции глаза, недостаточная сформированность зрительной памяти, низкий уровень произвольного зрительного внимания, низкая сформированность анализа и синтеза изображений, нарушения пространственной ориентации, недостаточное развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков, что, в свою очередь, определяет необходимость целенаправленного формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе коррекционно-развивающей работы.