Полный текст статьи
Печать

* Материалы подготовлены при поддержке государственного научного гранта Вологодской области проекта (работы) по теме «Модель межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ»

 

Любой регион ориентируется на достижение его жителями полноценного включения детей с ОВЗ в социум. Достичь этого невозможно без координированной и согласованной работы служб и ведомств, осуществляющих медико-психолого-социально-педагогическую помощь детям с ОВЗ и обеспечивающих их социализацию.

Проблема межведомственного взаимодействия и согласованной работы специалистов не является новой как для отечественной, так и для зарубежной науки и практики. На настоящий момент разработаны и представлены:

- концепции социокультурных институтов и их взаимодействия в современном обществе (Ю.П. Андреев, А.С. Ахиезер, Н.Л. Захаров, И.С. Кон, Н. Луман, В.Г. Марача, Е.А. Островская, Т. Парсонс, С.С. Фролов, Ф.Э. Шереги, А.М. Яковлева и др.);

- философские, культурологические, антропологические, психологические и социально-педагогические концепции социального формирования личности ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Басов, С.А. Беличева, Л.И. Божович, Е.Б. Весна, Л.С. Выготский, Н.В. Гарашкина, В.Ф. Р.А. Зобов, Г.М. Коджаспирова, Н.А. Корниенко, Л.Г. Костюченко, А.Н. Леонтьев, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Г. Олпорт, Т.В. Панфилова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Рябкова, К.Д. Ушинский, Э. Фромм, А. Фурнхем, С.Н. Шкарубо и др.);

- социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов);

-системный и междисциплинарный подходы к исследованию социокультурных и педагогических феноменов (А.С. Ахиезер, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.И. Лапин, Э.Г. Юдин, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.);

- теория саморазвивающихся систем и развивающих пространств (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, В.И. Аршинов, К.Я. Вазина и др.);

- концепция образования как социокультурной системы, готовящей человека к успешному существованию в социуме (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, О.А. Денисова, Н.В. Иванова, Е.А. Екжанова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев, В.С. Мухина, С.Т. Посохова, Д.А. Поспелов, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, Е.Л. Яковлева, Е.А. Ямбург и др.);

- положение о роли семейного воспитания в социальном становлении ребенка (С.Ф. Валиева, И.А. Василевская, Е.Н. Галко, А.А. Григорьева, И. Дементьева Х.Д., Джайнотт, О.Л. Зверева, О.А. Золотарева, Л.П. Илларионова, В.М. Минияров, Р.В. Овчарова, Л.Ф. Островская, Б.С. Павлов, Б.Ю. Шапиро и др.);

- положение об общих закономерностях нормального и аномального развития, положения о социальной природе вторичных нарушений в развитии у детей и теория социальной компенсации Л.С. Выготского;

- концепция эволюции отношений государства и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам и основанный на ней принцип признания интеграции закономерным этапом развития системы специального образования (О.А. Денисова, О.И. Кукушкина, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.).

На практике в России широко распространён и известен опыт создания координационных советов, межведомственных консилиумов, центров психолого-медико-социального сопровождения. Однако, несмотря на наличие актуальных для проблемного поля исследований и инновационных практик, на деле всё чаще приходится слышать жалобы не только родителей как основных потребителей услуг, но и самих специалистов, предоставляющих услуги по медико-психолого-социально-педагогической помощи детям с ОВЗ, о дублировании услуг, о прерывании системы помощи ребёнку при переходе его в другое учреждение, о низкой информационной культуре населения и бюрократических трудностях координирования усилий специалистов разных ведомств. Учитывая, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно увеличивается с каждым годом, вопрос о разумном и грамотном использовании имеющихся ресурсов по социализации детей данной категории приобретает характер экономической целесообразности. Так по данным Пенсионного фонда Российской Федерации количество детей-инвалидов в Вологодской области за последние 5 лет увеличилось на 4,13% и на 2015 год составляло 4862 ребенка (2,25% от всей детской популяции Вологодской области) [1]. В связи с наметившейся тенденцией увеличения количества людей с ОВЗ среди детей и молодежи возникает острая социально-экономическая и демографическая проблема включения данной категории в социум.

В данном контексте следует отметить, что со стороны государственных и муниципальных структур предпринимаются всевозможные меры по социализации детей с ОВЗ: на территории Вологодской области действует хорошо развитая система дефектологического образования, реализуется инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство, адаптируется архитектурная среда медицинских, образовательных и культурно-досуговых учреждений, функционируют различные учреждения и организации (Благотворительный фонд «Дорога к дому», БУЗ ВО «Детский специализированный психоневрологический санаторий», БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» и др.). Однако разрозненность учреждений и недостаточная осведомленность родителей, имеющих детей с ОВЗ, о помощи, предоставляемой этими организациями, значительно затормаживают процесс социализации детей данной категории. Большинство родителей детей с ОВЗ не осведомлены во многих вопросах, касающихся получения, как образовательной, так и медицинской помощи. В результате чего возникает некий парадокс: со стороны власти предлагается разнообразная помощь семьям с ребенком-инвалидом, но при этом пользуются этой помощью лишь немногие семьи в силу своей неопытности и малой осведомленности, что существенно затрудняет вхождение ребенка с ОВЗ в социум.

В Вологодской области, несмотря на имеющийся в регионе более чем вековой опыт помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, наличие развитой сети учреждений, вопрос о социализации таких детей, а также о координированной и согласованной работе разных служб и ведомств, осуществляющих медико-психолого-социально-педагогическую помощь детям с ОВЗ стоит достаточно остро. Сложность решения этой проблемы связана с тем, что до конца не понятно, что влияет на организацию координационного взаимодействия при обеспечении социализации детей с ОВЗ в Вологодской области, не уточнены мнения специалистов и родителей детей-инвалидов об уровне развития межведомственного взаимодействия региональных служб, не до конца определены задачи, принципы, условия и векторы развития координационного взаимодействия, нет рекомендаций для функционирующих на территории области субъектов социализации детей с ОВЗ. Перечисленные трудности обусловили актуальность разработки модели межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ.

Новизна данной модели заключается:

- в определении и типологизации факторов, влияющих на оценку организации координационного взаимодействия при обеспечении социализации детей с ОВЗ в Вологодской области;

- в получении новых данных относительно мнения населения, представителей общественных организаций и НКО, специалистов в сфере оказания помощи детям с ОВЗ об уровне развития координационного взаимодействия региональных служб в обеспечении социализации детей с ОВЗ;

- в выделении структурных компонентов модели регионального межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ, в определении основных задач, принципов, условий, векторов развития, координации деятельности специалистов в вопросах социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- в обосновании и разработке рекомендаций для специалистов разных ведомств по координации усилий при обеспечении социализации детей с ОВЗ в регионе;

- в разработке методических рекомендаций для субъектов социализации детей с ОВЗ, функционирующих на территории области.

На основании выше изложенного в регионе возникает необходимость создания единого межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ, деятельность которого заключается в:

- первичной диагностике ребенка по запросу родителей;

-составлении психолого-педагогической характеристики на обследуемого ребенка;

- консультировании родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ (рекомендации по семейному воспитанию, по разработке индивидуального образовательного маршрута, консультация по проблемам ребенка и способам их решения, рекомендация определенного специалиста по профилю нарушения и пр.);

- информирование родителей о системе медико-психолого-педагогической помощи в данном регионе (информация о ЛПУ, об образовательных учреждениях, в том числе и дополнительного образования и др.).

Таким образом, главной задачей межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ является повышение эффективности деятельности учреждений и организаций, действующих на территории Вологодской области.

В перспективе исследования в рамках реализации государственного научного гранта Вологодской области проекта (работы) по теме «Модель межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ» планируется:

- разработка диагностической программы исследования и значимых параметров и критериев оценки координационного взаимодействия региональных служб в обеспечении социализации детей с ОВЗ;

- разработка модели межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ;

-  выявление нарушений координационного взаимодействия региональных служб в обеспечении социализации детей с ОВЗ;

- определение основных направлений работы по созданию модели межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ.