Полный текст статьи
Печать

Современный мир потрясают проблемы дегуманизации и двойных стандартов в самых разных областях жизнедеятельности человека. Это проблемы миграции, паритетного завершения локальных войн в Африке, на Украине, антирусская истерия в США и Западной Европе, международные санкции  и нарушение прав человека и мн.др. К сожалению, образование как социальный институт данные проблемы, так или иначе, косвенно затрагивают.

Основные теоретические положения нашего исследования явились результатом анализа гуманизации образования в широком теоретико-методологическом аспекте; психолого-педагогических особенностей реализации идей гуманизации образовательной деятельности в образовательных учреждениях разного уровня (Ш. А. Амоношвили, А. Г. Асмолов, М. Н. Берулава, С. К. Бондырева, Л. П. Буева, В. В. Давыдов, Е. Ю. Клепцова, В. Г. Маралов, Т. А. Рубанцова и др.).

Последние два десятилетия отсутствуют серьезные публикации посвященные проблемам гуманизации образовательной деятельности, гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности. Однако глобальной проблемой отечественного образования является ее гуманизация, и нами осуществлено теоретико-экспериментальное исследование разработки нового направления в решении данной проблемы за счет формирования у субъектов образовательной деятельности таких межличностных отношений, которые представляют собой гуманные межличностные отношения [1-3]. Такие отношения становятся возможными тогда, когда мы сможем четко определить, что такое гуманизм.

Под гуманизмом мы будем понимать определенный способ мышления человека, строящийся на реализации принципов ненасилия, недискриминации, свободы выбора, которые становятся его мировоззрением, выражающемся в уважении достоинства и прав человека, его ценности как личности, обеспечивающем ему систему межличностных отношений с социумом, выражающуюся в чутком, отзывчивом, заботливом, терпимом, эмпатическом проявлении к людям и самому себе [4].

Данное определение позволяет раскрыть содержание понятия «гуманные межличностные отношения». Однако описываемые отношения рассматриваются в рамках системы образования, это невозможно сделать без анализа проблемы гуманизации образования. Под гуманизацией образования мы будем понимать многоплановый социально-психологический процесс утверждения гуманистических ценностей, стимулов, мотивов поведения, очеловечивание целостной картины мира у ребенка и взрослого, развитие гуманистического мышления и мировоззрения через вариативность и дифференцированность обучения, многообразие программ и учебников при личностной центрации на обучаемом, обеспечивающих личностный смысл образования и личностный смысл изучаемых предметов [1-4].

Анализ понятия «отношение» зарубежной и отечественной психологией позволяет рассматривать понятие «отношение» как активную интегральную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающую в результате взаимодействия субъектов, отражающую ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний [5].

Предпринятый нами анализ философской, педагогической, психологической литературы показал, что проблема гуманизации образования имеет достаточно большое количество направлений своего решения за счет включения тех факторов, которые обеспечивают гуманизацию межличностных отношений, последние представляют собой систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлениях как к самому себе, так и к другим людям [1-6].

Под гуманными межличностными отношениями нами будет пониматься результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития личности [1-7].

Далее рассмотрим некоторые принципы в формировании гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности.

Гуманизация межличностных отношений субъектов образовательной деятельности возможна при соблюдении определенных принципов. Проведем анализ некоторых принципов гуманизации образования в отечественной литературе, затем рассмотрим концептуальные принципы формирования гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности.

Под принципами традиционно понимается основное исходное положение. Общеметодологические принципы гуманизации образования выделяет М. Н. Берулава[8]. Среди них следующие: построение образовательной деятельности с позиций личностно-ориентированного подхода; организация учебно-воспитательного процесса с позицией отказа от наукоцентризма, предполагающего опору на эмпирический социокультурный опыт ребенка; учет в организации учебно-воспитательного процесса жизненных идей и ценностей школьника; ориентация на смыслопорождающие структуры при организации образовательной деятельности, развитие которых должно быть ориентировано на формирование «трансцендентных» мотивов жизнедеятельности; признание отношений с другими людьми в организации учебно-воспитательного процесса в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики. Выбор содержания и технологий обучения должен осуществляться, по мнению ученого, с позиции учета уникальности, индивидуальности каждого ребенка; организация обучения должна осуществляться, исходя из представления об активном, творческом характере человеческой психики; оказать позитивное воздействие на развитие ребенка может лишь учитель, убежденный в эффективности используемых им методов педагогического воздействия; построение процесса обучения и воспитания должно осуществляться с опорой на рациональные и бессознательные процессы личности; развитие ребенка должно быть направлено не на адаптацию к негативным условиям социума, а на их изменение и преобразование в соответствии с принципами гуманистического общества. Гуманизация образования должна быть направлена не на «формирование» личности, а на создание условий для ее развития через удовлетворение ее базовых потребностей; переориентированность с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания. Организация учебно-воспитательного процесса должна основываться на учете того, что человек и, в частности, ребенок не является неизменной величиной; создание условий для ориентации в поведении ребенка на собственные этические установки, то есть формирование у него внутреннего локуса контроля; переход от статистически-ориентрованных к личностно-ориентированным методам оценки сформированности личностных свойств и когнитивной сферы. Организация школьной жизни должна предполагать не только осуществление образовательного процесса в  рамках учебного плана, но социальную организацию всей жизнедеятельности ребенка, что предполагает превращение школы в культурный центр, где будет осуществляться общее развитие учащихся с учетом их способностей и склонностей. Обучение и воспитание учащихся должно быть ориентировано на развитие в соответствии с определенными социокультурными нормативами, которые должны формироваться с учетом конкретно-исторической социокультурной ситуации развития общества. Оптимизация учебно-воспитательного процесса по достижению целей гуманизации образования может быть лишь в том случае, если в максимальной степени будут использованы возможности подражания продуктивным социокультурным образцам поведения в деятельности; созданы условия для свободного выражения своих эмоций, чувств, а также их целенаправленного развития.

Некоторые ученые наряду с базовыми общеметодическими принципами гуманизации образования выделяют частные принципы, обусловливающие выбор конкретных образовательных технологий.

Среди принципов гуманизации образования, обеспечивающих удовлетворение потребности субъекта в познании, можно выделить следующие: обучение должно быть личностно значимым для ребенка; обучение в школе, и прежде всего в начальной, должно проходить на фоне положительного отношения к учебной деятельности ребенка и на основе учета индивидуальных особенностей учащихся; организация процесса обучения должна сопровождаться созданием условий для овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, а также с опорой на сферу бессознательного; педагог должен осуществлять самостоятельный подбор технологий обучения, исходя из особенностей своей индивидуальности; организация учебного процесса должна исходить из того, что обучает не содержание, а личность педагога; организация образовательной деятельности будет эффективной при условии ее апелляции не к внешним нормативам и стандартам, устанавливаемым педагогом по отношению к знаниевому потенциалу учащихся, а к их внутренней мотивации, обусловленной их жизненными задачами и с учетом имеющегося у ребенка эмпирического опыта.

Согласно теоретическим постулатам гуманизации образования, сделан акцент на принципах, обеспечивающих удовлетворение потребностей субъекта в самоактуализации и реализации творческих способностей. Гуманизация образовательной деятельности должна предполагать создание условий для реализации потребности в раскрытии творческого потенциала учащихся в стенах образовательного учреждения на основе активного развития образного мышления; с позицией усиления роли самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения; опора на актуализацию и развитие внутренней, а не внешней мотивации творческой деятельности учащихся с позиций исключения формализма в оценке деятельности учащихся, в соответствии с их способностями и склонностями; ориентация на процесс творческой деятельности, а не на результат; одобрение и поддержку творческой активности учащегося со стороны педагога; привлечение детей к научно-исследовательской деятельности; развитие интегративного мышления воспитанников.

Попытка выделить принципы установления гуманистических межличностных отношений предпринята М.Н. Берулавой: не должно быть ограничений физической свободы ребенка, которая перерастает впоследствии в несвободу психологическую.

Считаем недопустимыми следующие реплики со стороны педагогических, управленческих кадров образовательных учреждений, обслуживающего персонала: «еще на «четыре» ты претендуешь», «нельзя выйти», «не бегать», «лосенок по школе бегает», «рот закрой», «положи руки, как требуют», «не смотри по сторонам», «не кричи», «не смей плакать здесь», и пр. Следует заметить, что, часто употребляя подобные фразы, взрослые участники образовательной деятельности не осознают их подавляющую направленность. В практике некоторых образовательных коллективов, отдельных педагогов и учителей мы столкнулись с откровенным глумлением над ребенком и его родителями в виде голословных претензий, публичных оскорблений, необъективного и негативного оценивания, сарказма, иронии, оговоров, распространения сплетен, преследований, унижений и мелочных придирок, сознательного занижения объективных достижений ребенка и пр. Подобное психологическое насилие некоторые педагоги демонстрируют, пользуясь подчиненной, зависимой позицией ребенка как ученика или воспитанника,  и применяют с целью демонстрации власти и превосходства, манипуляции.

Насилием над личностью гуманистически ориентированные педагоги считают также навязывание темпа деятельности, фетишизацию дисциплины, в том числе запрет проявлять двигательную активность во время перемен, после окончания уроков и пр.

Концептуальными принципами формирования гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности будут являться на наш взгляд – гуманистическая направленность взрослых участников образовательной деятельности на управленческое и педагогическое взаимодействие по отношению друг к другу, а также с детьми, школьниками, студентами, их родителями и др., ориентация и уважение личностного своеобразия субъектов образовательной деятельности, принцип взаимоуважения, принцип позитивной направленности в межличностных отношениях, открытого обсуждения своих переживаний, в том числе, чувства страха, гнева, неприятия и иных негативных эмоциональных проявлений, которые мешают полноценному взаимодействию и позволяют накапливать раздражение, злость, что является препятствием в формировании гуманных межличностных отношений, принцип безопасности взаимодействия. Субъекты образовательной деятельности должны быть уверены адекватном восприятии и реагировании партнерами по взаимодействию в ситуации, например прецедента, что информация, передаваемая ими, в частности, о ребенке не будет использоваться во вред этому ребенку и его семье, его не предадут обструкции и осмеянию.

Таким образом, рассматривая проблему гуманизации межличностных отношений на педагогическом уровне, следует отметить, что решение ее обеспечивает гуманизацию образовательной системы и гуманизацию образовательной деятельности образовательного учреждения, это в целом дает основание считать, насколько будет осуществлена гуманизация образования.