Приложение 8. «Инклюзия: интеграция науки, образования, практики»
Статей: 29
Читателей: 298654
Морозов А. В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56111.htm
ART 56111
Просмотров: 9048
В статье рассматривается проблема обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности и ресурсы дистанционного образования, как наиболее оптимальной и эффективной формы, используемой в подготовке таких лиц, исходя из их особого статуса, в условиях современной образовательной среды, с применением инновационных информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется проблеме инклюзивного образования в России, основным принципам, на которых оно базируется, возможностям и перспективам, которые с его помощью открываются перед людьми с особыми потребностями или, как мы их чаще называем, перед лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также использованию в современной психолого-педагогической практике здоровьесберегающих образовательных технологий.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, инклюзивное образование, здоровьесберегающие образовательные технологии, дистанционное образование, инновационные процессы в образовании, инклюзивная практика, электронная педагогика
Галицких Е. О. Художественная литература о проблемах инклюзии как источник педагогической рефлексии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56112.htm
ART 56112
Просмотров: 6629
В статье раскрывается проблематика художественных произведений современной литературы о детях как источник педагогической рефлексии. В этих книгах проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как социальные аспекты инклюзивного образования.
Клепцова Е. Ю., Клепцов Н. Н., Балабанов А. А. Принципы гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56113.htm
ART 56113
Просмотров: 5901
В статье предпринята попытка анализа принципов гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности.
Коршунова О. В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56114.htm
ART 56114
Просмотров: 32523
В статье представлен авторский взгляд на методологические основы инклюзии, в частности предпринята попытка анализа понятийного аппарата инклюзивной педагогики. Раскрываются узкий и широкий смыслы понимания терминов «инклюзия» и «инклюзивное образование». По уровням методологии инклюзивной педагогики охарактеризованы её компоненты, кратко показана сущность методологических составляющих.
Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm
ART 56115
Просмотров: 10094
В данной статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Описывается вопрос инклюзии студентов, имеющих различные заболевания в группу сверстников, а также приводятся методические рекомендации для преподавателей вуза.
Сараева Е. В., Маракулина А. С. Проблема смысложизненных ориентаций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56116.htm
ART 56116
Просмотров: 3579
В данной статье анализируется особенности смысложизненных ориентаций студентов. Ставится акцент на особенностях формирования смысложизненных ориентаций и их необходимости как для студентов с ОВЗ, так и у студентов без отклонений в развитии. Описываются такие формы психологической работы как коррекция и фасилитация, а так же разбираются методы арт-терапии, как одни из наиболее комфортных для восприятия испытуемых, методов, при этом в функционал которых входит работа с бессознательным, что является важным в процессе формирования смысложизненных ориентаций.
Ключевые слова:
арт-терапия, смысложизненные ориентации, смысл жизни, цель жизни, процесс жизни, результат жизни
Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm
ART 56117
Просмотров: 39678
В статье изложены подходы к определению дефиниций понятия «инклюзивная культура», описаны приемы формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у дошкольников и школьников.
Матанцева Т. Н., Мокерова К. С., Василова В. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56118.htm
ART 56118
Просмотров: 21446
В статье изложены теоретико-методологические основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования, а именно, понятие и виды логопедической помощи, цели, задачи и принципы логопедической работы, а также методы работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Каждый из разделов нами был рассмотрен подробно и изучен на базе детского сада №22 в г. Кирове.
Муллер О. Ю., Рассказов Ф. Д., Ротова Н. А. Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56119.htm
ART 56119
Просмотров: 11966
В статье на основе анализа нормативных документов уточнено содержание специальных условий, необходимых для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе, раскрыта направленность содержания адаптационных факультативных дисциплин. Подробно рассмотрены методологические подходы к составлению адаптированных образовательных программ высшего образования (АОПВО).
Соколова Н. В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56120.htm
ART 56120
Просмотров: 7347
Выявление и развитие талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования. Ясно, что интеллектуальный и экономический потенциал страны зависит, в том числе от качества и количества так называемых одаренных личностей. Каждая образовательная организация строит свою модель работы в данном направлении. В статье рассматриваются следующие условия для развития детской одаренности: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как основа урочной деятельности; система внеурочной деятельности; организация проектно-исследовательской деятельности гимназистов; индивидуальный учебный план в профильной школе; конкурсное и олимпиадное движение. С целью выявления и развития одаренных детей в гимназии разработаны и внедрены система мониторинга достижений учащихся, а также система поощрения одаренных детей и их наставников.
Тесленко А. Н. Свой среди чужих, другой среди своих: проблемы толерантности и инклюзивного образования в казахстанской высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56121.htm
ART 56121
Просмотров: 2913
В статье изложены актуальные проблемы и современные направления создания инклюзивной образовательной среды в университете. Внедрение инклюзивного образования в систему высшего профессионального образования непосредственно связано с изучением образовательной среды, в которой этот процесс протекает. В центре статьи – анализ инклюзивной среды вуза и интегративный подход обеспечения равного доступа к качественному образованию студентов с особыми образовательными потребностями - изменение взаимодействия личности и среды.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, толерантность, эмпатия, средовый (интегративный) подход, инклюзивная среда вуза
Лаптева Н. В. Особенности отношения старших дошкольников с задержкой психического развития к родительским требованиям и запретам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 56–68. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56122.htm
ART 56122
Просмотров: 5928
В статье рассматриваются особенности отношения старших дошкольников с задержкой психического развития к родительским требованиям и запретам в семьях с разным типом родительского отношения в сравнении нормально развивающихся сверстников.
Королева О. Л., Мазеина О. В. Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 69–73. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56123.htm
ART 56123
Просмотров: 6188
В статье изложена проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми. Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. В статье даны рекомендации по эффективному обеспечению регулярного взаимодействия родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом, а также о создании вокруг ребенка единой коррекционно-развивающей среды.
Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 74–81. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm
ART 56124
Просмотров: 21824
Cтатья рассматривает факторы виктимного поведения подростков в современной социальной среде. Становление виктимного поведения подростков происходит на фоне конкретных ситуационных обстоятельств при наличии четырех составляющих механизма виктимизации: ситуативные факторы, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности, специфическое психоэмоциональное состояние, виктимогенное поведение. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные типы виктимного поведения. Выделение конкретных случаев социальной виктимности подростков является важным для осуществления дифференциального подхода, который способствует выявлению путей предупреждения виктимизации подростков.
Лаптева Н. В., Мороз Е. Ю. Принципы коррекционной работы по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 82–86. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56125.htm
ART 56125
Просмотров: 11380
В статье рассматриваются основные принципы и направления, которые целесообразно использовать при разработке методики логопедической работы по формированию умения построения предложений у детей с общим недоразвитием речи. Раскрываются некоторые особенности формирования связного высказывания у дошкольников с ОНР, и даётся обоснование необходимости проведения целенаправленной систематичной работы по развитию речи.
Перешеина Н. В. Социальная дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 87–94. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56126.htm
ART 56126
Просмотров: 11810
В статье рассматриваются различные трудности, с которыми подросток сталкивается в процессе адаптации к социуму, что порождает деформацию межличностных связей. Автор отмечает, что в категорию дезадаптированных, прежде всего, попадают дети с нарушениями развития, а симптомы школьной дезадаптации выступают у них как вторичные признаки нарушений.
Ключевые слова:
дезадаптация, депривация, инклюзивное образование, девиантное поведение, социум, аддикция
Втюрина Т. А., Коромыслова М. Ю. Связь социальной компетентности и индивидуальных эмоциональных проявлений у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 95–99. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56127.htm
ART 56127
Просмотров: 3895
Статья посвящена исследованию особенностей социальной компетентности и ее связи с индивидуальными эмоциональными проявлениями в младшем школьном возрасте. Проведен количественный и качественный анализ данных, сделаны выводы о корреляции различных компетенций с тревожным и стрессовым состояниями школьников.
Лаптева Н. В., Ильина Е. Н. Формирование вопросительных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 100–103. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56128.htm
ART 56128
Просмотров: 4136
В статье рассматриваются особенности,процесс и этапы формирования вопросительных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, умения задавать вопросы разного типа и вести диалоговые взаимоотношения.
Хмелькова Е. В., Леушина Т. А., Феофилатова К. Д. Развитие активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 104–108. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56129.htm
ART 56129
Просмотров: 7293
В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также изложены некоторые подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР.
Цветкова Н. В., Иванова С. И. Психологические защиты подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 109–115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56130.htm
ART 56130
Просмотров: 4519
В статье анализируются психологические защиты подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Проведено сравнение профилей психологических защит этой группы подростков и подростков с задержанным развитием, которые живут в семьях и обучаются в общеобразовательной школе.
Шешукова Н. Н., Синявина Е. Н. Психологическое сопровождение личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 116–122. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56131.htm
ART 56131
Просмотров: 4801
В статье представлены данные теоретико-экспериментального исследования, касающиеся особенностей личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Разработанная и апробированная развивающая программа личностно-ориентированного психологического сопровождения подростков позволяет добиться значимой положительной динамики в развитии личностных характеристик воспитанников.
Королева О. Л. Феномен отчуждения неосознаваемых установок родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 123–128. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56132.htm
ART 56132
Просмотров: 2669
В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных исследователей по проблеме отчуждения неосознаваемых установок родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению. и некоторые подходы к выявлению причин по которым происходит отчуждение родителей от образовательного учреждения. Проанализированы результаты ответов родителей отношения к дошкольному образовательному учреждению. Полученные результаты позволили выделить неосознаваемые установки.
Москвина В. Д. Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 129–131. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56133.htm
ART 56133
Просмотров: 6333
В статье отражен подход автора к проблеме становления коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором предпринята попытка использовать игру в целях коррекции нарушения речи и, одновременного развития коммуникативных навыков посредством игры, как ведущего вида деятельности в данном возрасте. Описываются подходы к игре как средству коррекции в трактовке ряда авторов.
Башмакова С. Б., Кошкина О. Н. Теоретический анализ исследований психоречевых особенностей дошкольников с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 132–137. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56134.htm
ART 56134
Просмотров: 7459
В статье изложены результаты анализа причин дизартрических нарушений речи детей и их психического развития.
Кузьмина В. П. Эмпатия как условие реализации принципов инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 138–142. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56135.htm
ART 56135
Просмотров: 7448
Инклюзивное образование важно не само по себе и это не только включение детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школу. Это, прежде всего, создание новой школы с учетом ряда принципов в организации ее жизнедеятельности. Основной из них – гуманизация всей системы отношений, организация взаимодействия детского и взрослого сообщества с опорой на эмпатию. Проявить эмпатию, значит принять Другого таким, каков он есть. Сформированная эмпатия, эмпатические тенденции личности являются основополагающим условием в принятии других людей, проявлением гибкой позиции по отношению к ним, а в целом гуманизирующим принципом всей системы отношений.
Башмакова С. Б., Максимова С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56136.htm
ART 56136
Просмотров: 24370
В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме изучения грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Рекомендации направлены на расширение знаний родителей и детей, и организацию специальной учебной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Матанцева Т. Н., Вирская Ю. В. Подходы к диагностике умственной отсталости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 149–154. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56137.htm
ART 56137
Просмотров: 10101
В статье рассматривается проблема умственной отсталости у детей различной степени и формы сложности. Представлены общие диагностические принципы, применяемые для дальнейшей коррекционной работы.
Гулько О. В. Проектное образование в проблемной поле философии образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 155–164. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56138.htm
ART 56138
Просмотров: 2732
В исследовании представлен подход к проектному образованию, как неотъемлемому содержанию всех современных форм социального и индивидуального бытия; катализатора, направленного на формирование новой личности – изобретательной, творческой, нестандартной, мыслящей, способной быстро находить выход из нестандартной ситуации. Проектное образование - это «особый тип научности», сложное философское явление и многомерный феномен, «участвующий» в модернизации образования и являющийся одной из его моделей.
Колупаева Ю. А. Использование книги в развитии эмпатических способностей у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 165–168. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56139.htm
ART 56139
Просмотров: 4644
В статье рассматривается роль книги, художественного образа в развитии эмпатических способностей учащихся младшего школьного возраста. Представлен анализ подходов к феномену эмпатии, его связь с переживанием, эмоциональной отзывчивостью, явлением, способным оказывать влияние на формирование гуманных чувств, гуманных отношений с «опорой» на «жизнь вместе с героем».
Ключевые слова:
интериоризация, младший школьник, эмпатия, художественный образ, сочувствие, сопереживание, творческое воображение, переживания, эмпатические тенденции, эмпатические способности, читательские переживания, эмоциональная отзывчивость, экстериоризация, личностный смысл, механизм подражания