Полный текст статьи
Печать

Просодия рассматривается как комплекс элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общий темп, интонация, паузация, тембральная окраска, тон, ударение, ритм. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь недостаточна развита. По мнению Н.И. Жинкина, просодия является наивыс­шим уровнем развития языка. Просоди­ческие проявления можно отметить уже у детей в мла­денческий период. Н.П. Бехтерев говорил о ритмических рефлексах, о важности ритма в установлении равновесия в деятельности нервной системы. А.Р. Лурия рассматривал связь темпа и ритма движений с темпом и ритмом речи. Метрические признаки ритма - количество и порядок ударных и безударных слогов, и неметрические признаки ритма -  мелодики речи [1,2,3,4].

Просодическая сторона речи - это неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи [5].

В настоящее время происходит увеличение числа детей с дизартрией, в структуре дефекта которой страдает не только звукопроизношение, но и вся просодическая структура речи, поэтому необходимо глубоко изучить эту область для создания эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей, что представляется актуальной проблемой нашего исследования.

При составлении методики констатирующего эксперимента применялись разработки Е.Ф. Архиповой, использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [5,6,7].

Методика содержит следующие разделы:

1)              Исследование восприятия ритма.

2)              Исследование воспроизведения ритма.

3)              Исследование восприятия интонации.

4)              Исследование воспроизведения интонации.

5)              Исследование восприятия логического ударения.

6)              Исследование воспроизведения логического ударения

7)              Исследование модуляций голоса по высоте и по силе.

8)              Исследование модуляций голоса по силе.

9)              Выявление назального тембра голоса.

10)           Исследование восприятия и воспроизведения тембра.

11)           Исследование воспроизведения тембра.

12)           Исследование речевого дыхания.

13)           Исследование темпо-ритмической организации речи.

14)           Исследование состояния слухового самоконтроля.

Исследование проходило в ДОУ № 207 «Радуга» Тагилстроевского района г. Н. Тагил.

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Возраст детей: 6-6,6 лет.

На первом этапепроводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. Изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики. Анализировались результаты логопедического обследования детей из экспериментальной группы. Проводились консультации с врачом, педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, составивших экспериментальную группу.

На втором этапеосуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребенка проводилось индивидуально в процессе специально организованных занятий. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

На третьем этапеконстатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, обосновывающие направления и содержание логопедической работы.

В исследовании приняло участие 15 детей с диагнозом ОНР (3 уровень) (экспериментальная группа) и 15 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа) в возрасте 6-6,6 лет.

Дети, составившие экспериментальную группу, умеют подражать предъявленному образцу, но внимание у них неустойчивое, дети легко и часто отвлекаются. Речевое развитие детей экспериментальной группы характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития разной степени выраженности. У 6 детей нарушено произнесение звуков (в основном свистящие, шипящие). Отмечаются искажения, смешения, замены, пропуски звуков. Неоднородность в состоянии детей с ОНР проявилась в вариативности речевого дефекта, этиологических и патогенетических факторов, лежащих в его основе. Данные особенности деятельности, связанные с недоразвитием у ребенка регулирующей функции, необходимо учитывать при проведении эксперимента и коррекционно-логопедической работы.

Контрольную группусоставили дети с нормальным речевым развитием. В анамнезе детей контрольной группы отмечаются патологии пренатального периода: хронические урогенитальные инфекции (33%), анемия (20%), токсикоз (13%), угроза выкидыша (13%), и патологии постнатального периода: кривошея (20%), обвитие пуповиной (13%). Со слов родителей, раннее речевое развитие проходило без особенностей, в соответствии с возрастными показателями. 2 ребенка из этой группы воспитываются в неполной семье.

В результате проведения эксперимента фактический материал, дающий возможность сделать следующие выводы:

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Для речи дошкольников с ОНР характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

У детей с ОНР нарушаются все компоненты просодической стороны речи, отмечаются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, что отличает их от дошкольников с нормальным речевым развитием. У дошкольников с ОНР, имеются выраженные нарушения просодической стороны речи, проявляющиеся в нарушении темпа речи, восприятии и воспроизведении ритмических структур, восприятии и воспроизведении ритма звуковых рядов.

Исследование просодических компонентов речи у дошкольников с ОНР, позволило выявить расстройства характерные для данной группы детей. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.

Результаты эксперимента показали, что у большинства детей с ОНР недостаточно развиты все компоненты речи. Было выявлено ряд особенностей просодической стороны речи: дети плохо воспринимают интонацию; дети допускают ошибки при воспроизведении интонации; дети с ошибками воспринимают логическое ударение; дети плохо воспроизводят логическое ударение; у детей слабость в модуляции голоса по силе и высоте.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, сделаны заключения, что просодическая сторона речи детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей.