Полный текст статьи
Печать

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.  Но даже учет все эти факторы, ребенок без речевого окружения не заговорит никогда. Конечным результатом обучения языку, вершиной уди­вительного, мощного и сложнейшего явления, называюще­гося человеческой речью, является собственно связная речь, формирование которой относится к числу важнейших задач логопедической работы с детьми (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова и другие) [1]. Монологическая речь является наиболее сложной формой связной речи. Многие ученые (М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженская, Л.А. Пеньковская, Л.П. Федоренко, и другие) в своих работах подробно рассматривали закономерности формирования монологической речи детей с нормальным речевым развитием [2].   Формирование монологической речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.   К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, относится формирование у них монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления общего недоразвития речи, так и для подготовки детей к школьному обучению. Этой проблемой у детей дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые (В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.М. Моисеенко, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и др.) [3,4,5].

Связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Текстовое сообщение выступает в единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.

Внутренний план,отражая содержание, заданное интеллектом, представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программа каждого отдельно взятого предложения.

 Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений, организованных по правилам языка в группу. Этот план характеризуется признаком связности, проявляющейся в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных.          Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А. Долгова, О.В. Елецкая, В.П. Смирнова, О.А. Хвостова, Н.С. Куликова) [6,7].

У детей с ОНР вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. В результате у них не формируются обобщенные представления о языковых единицах различных уровней и особенностях их функционирования: фонемах, лексемах, грамматических формах и конструкциях, закономерностях построения высказывания. Это выражается в системном недоразвитии и звуковой, и лексико-грамматической сторон речи. Словарный запас беден: количественные и качественные параметры не соответствуют возрастным нормам. Наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкций. Особенно страдает самостоятельная связная речь. Дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматическом оформлении. Характерными ошибками являются: нарушение структуры высказывания (цельности, связности, тематичности, логической последовательности), стереотипность в использовании языковых средств, оформление высказывания по нормативам разговорной речи.

Организация исследования уровня сформированности монологической речи учащихся первых классов предполагает выявление умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять, как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства.

В обобщении данных литературы позволило подобрать методику констатирующего эксперимента. При исследовании уровня сформированности связной речи у детей с ОНР была использована методика, разработанная В.П. Глуховым [3]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [8,9].

Предполагается, что эта методика позволит оценить состояние монологической речи у школьников с общим недоразвитием речи. Методика констатирующего эксперимента включает пять заданий: составление пересказа текста, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа на основе личного опыта, составление описательного рассказа, продолжение рассказа по заданному началу расположенных в порядке возрастания степени самостоятельности. Речевой материал был подобран соответственно возрасту испытуемых. Предполагается, что эта методика позволит оценить состояние монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития.

В соответствии с целями и задачами исследования был разработан и проведен констатирующий психолого-педагогический эксперимент.

Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ № 5» Пригородного района г. Н. Тагила.  Экспериментальная работа проводилась в период с сентября по октябрь 2015 года. В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 7 лет.  При формировании экспериментальной группы, отбор школьников производился на основе логопедического обследования и изучения медико-психолого-педагогической документации. Анализ анамнестических данных детей экспериментальной группы отличается разнообразием. На развитие речи повлияли различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, привлекшие к органическому поражению головного мозга, тяжело протекающие детские болезни. 

 У детей отмечается замедленный темп психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой, наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются «персеверации», выражающиеся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой; снижена смысловая, логическая память, низкая активность припоминания. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, замедленностью.  В ходе наблюдения за детьми были отмечены отклонения в эмоционально-волевой сфере. Все 15 детей экспериментальной группы состоят на учете у врача-невролога.

 У детей контрольной группы, в количестве 15 человек (в отличие от их сверстников экспериментальной группы), речевое развитие соответствует норме. Учащиеся обладают достаточным словарным запасом, соответствующим нормальному речевому развитию. У них, в основном, хорошо развито словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, уравновешены процессы торможения и возбуждения. Внимание устойчиво, наблюдается высокая работоспособность. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы проявляются в активности, устойчивости эмоций, наличии контроля над выполнением обязанностей, умении планировать свою деятельность для достижения цели.

Проведенное   исследование состояния монологической речи детей 1 класса с ОНР (III уровня) показало, что для высказываний данной категории детей характерны нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла. Итоговое выявление уровней сформированности монологической речи позволило выделить специфические особенности речи детей с ОНР по сравнению с нормой.   В результате исследования можно сделать вывод о том, что речевое развитие детей с ОНР существенно отстает от нормы по всем показателям: пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа – описания, составление рассказа из личного опыта, продолжение рассказа по заданному началу и др.   

Анализ результатов показал, что дети экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы, испытывали затруднения при выполнении всех типов заданий. В ходе исследования было выявлено, что дети с ОНР (III уровня) мало используют связную фразовую речь в процессе рассказывания, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР (III уровня), в отличие от детей с нормальным речевым развитием, характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

 В отличие от детей с ОНР (III уровня), у детей с нормальным речевым развитием данные навыки сформированы на более высоком уровне. У детей с ОНР (III уровня) отмечается недостаточное формирование монологической речи, обусловленное нарушением двух видов: операций механизма речепроизводства, операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения.

В связи с этим формирование монологической речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий по преодолению системного речевого недоразвития и успешности данной категории детей в школьном обучении.

Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию, сохранению и укреплению его здоровья [10].