Полный текст статьи
Печать

Свои истоки кафедра физической подготовки берёт начало с 1972 года, с года образования Горьковской высшей школы МВД СССР. Дисциплина «Физическая подготовка» преподавалась в рамках кафедры военно-служебной и физической подготовки. В 1979 года образовалась кафедра боевой подготовки, объединяющая в себе две дисциплины – физическую и огневую подготовку. Как самостоятельное подразделение кафедра физической подготовки образовалась в августе 2011 года.

В рамках своей компетенции кафедра физической подготовки осуществляет подготовку курсантов (слушателей) очной формы обучения, слушателей групп профессионального обучения, сотрудников органов внутренних дел Российской федерации в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки.

Деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, а также работа по совершенствованию учебно-методической базы кафедры [1].

В учебной работе главные усилия кафедры сосредоточены на формировании у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, воспитанию качеств личности, необходимых им по должностному предназначению в ОВД, физической готовности обучаемых к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, правомерного и умелого применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, навыков поддержания высокой работоспособности в процессе служебной деятельности, а также способности методически и организационно обеспечивать возможность и эффективность самостоятельных форм физической подготовки [1].

Основной задачей учебно-методической работы, в настоящее время, стало совершенствование образовательного процесса, повышение педагогического мастерства преподавательского состава, продуктивная организация работы предметно-методической секции, своевременное обеспечение всех форм образовательного процесса качественными учебно-методическими материалами. Одним из главных приоритетов в повышении качества образовательной деятельности выступает соблюдение технологической дисциплины преподавания дисциплины «Физическая подготовка».

Кафедрой была решена проблема учебного обеспечения самостоятельной общей и служебно-прикладной физической подготовки. Массовым тиражом в 3 тысяч экземпляров изданы два пособия:

  • Самостоятельная подготовка к выполнению контрольных упражнений общей физической подготовки. Учебно-методическое пособие / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, Н.Л. Пономарев. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. – 74 с.
  • Технико-тактические приёмы ограничения свободы передвижения правонарушителей: учебно-наглядное пособие / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, Н.Л. Пономарев. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. – 94 с.

Эффект внедрения этих научных разработок в учебный процесс можно проиллюстрировать такой цифрой – средний балл промежуточной аттестации (экзамена) слушателей 5 курса в 2015 году составил 4,7 балла.

В научно-исследовательской работе основные усилия кафедрой сосредоточены на проведении научно-исследовательской работы по совершенствованию теоретических и методических основ служебно-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; на подготовке конкурсных научных работ слушателей и курсантов; на повышении научного потенциала преподавательского состава кафедры. За последние три года сотрудниками кафедры физической подготовки было выполнено 10 научно-исследовательских работ; шесть из них по заявкам центрального аппарата МВД России и территориальных подразделений. Издано 3 учебно-методических пособия; одному из этих пособий (Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников полиции в типовых ситуациях несения службы: Учебно-практическое пособие. — М.: ДГСК МВД России, 2015. — 96 с., с ил.) был присвоен гриф МВД, и оно в 2015 году издано по плану централизованного выпуска литературы МВД России.

Также в настоящее время учебник «Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» подготовлен к присвоению грифа МВД России и находится в плане централизованного выпуска литературы МВД России в 2016 году.

Эти работы позволили разработать новые концептуальные подходы:

  • к теоретическому разделу дисциплины для всех форм подготовки;
  • в обучении правомерному применению физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы (в частности в проекте Наставления в одной задач физической подготовки сотрудников ОВД МВД впервые указывается формирование двигательных навыков и умений правомерного применения физической силы);
  • в содержании учебного материала и методики обучения в рамках междисциплинарного практикума и итоговой аттестации слушателей первоначального обучения.

Особое самостоятельное направление работы кафедры – воспитательная работа. Задачами этой работы выступают формирование у обучаемых высокой ответственности в соблюдении законов Российской Федерации, развитие чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Одной из средств реализации этих задач является проведение спортивно-массовых мероприятий с обучаемыми и сотрудниками академии, организация работы спортивных секций. Так ежегодно проводится Спартакиада среди постоянного и переменного состава академии. Курсанты соревнуются в лыжных гонках, легкоатлетическом кроссе, мини-футболе, баскетболе, волейболе, шахматах, плавании, в борьбе дзюдо. Кроме соревнований Спартакиады кафедрой проводятся разнообразные турниры и спортивные праздники.

Большой объём работы осуществляется сотрудниками кафедры в группах спортивного совершенствования по видам спорта. Сейчас в академии функционирует 8 таких групп: по борьбе самбо и дзюдо, по лыжным гонкам, по легкой атлетики, по плаванию, по рукопашному бою и по игровым видам спорта - волейболу и футболу.

Регулярно команды академии принимают участия в соревнованиях Спартакиады среди организаций осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, Спартакиады НРО ВФСО «Динамо», а также в других соревнованиях различного ранга, в том числе и международного. Одной из задач, поставленных руководством академии перед личным составом кафедры, стала задача повышения результативности выступления спортсменов на этих соревнованиях.

Несомненно, качественная организация учебно-воспитательного процесса не может осуществляться без постоянного развития и совершенствования учебно-материальной базы кафедры. Эта проблема стала наиболее актуальной после увеличения количества обучаемых, за счёт изменения структуры Нижегородской академии, а в частности слияния с академией Самарского учебного центра МВД России. Если в летний период нехватка учебных мест занятий (спортивных залов) не встаёт так остро, то в зимний период и в межсезонье она становиться для кафедры проблемой. Нахождение в спортивном помещении одновременно групп больше, чем штатная пропускная способность спортивного зала, отрицательно сказывается на качестве обучения и значительно увеличивает травматизм на занятиях физической подготовкой. Руководством академии и кафедрой физической подготовки разработан ряд проектов, позволяющих устранить нехватку учебных мест занятий для проведения занятий на всех формах обучения.

Конечно, решение поставленных перед кафедрой задач требует усилия всех сотрудников кафедры вне зависимости от званий и регалий, стажа службы и педагогической работы.