Полный текст статьи
Печать

Спорт - важное средство формирования личности человека. Регулярная работа над собой, постоянное физическое напряжение и борьба за высокие результаты помогает спортсмену быть успешным и в жизни. Он быстрее ориентируется в непростых жизненных ситуациях, принимает правильные решения и рискует, если это необходимо и оправданно. Кроме этого, спортсмены, занимаясь в коллективе, получают незаменимый опыт общения, учатся понимать соперника. Благодаря регулярному занятию спортом, люди более волевые, они всегда находят стимул и мотивацию к движению вперед. Спорт в системе физического воспитания курсантов и слушателей Нижегородской академии МВД занимает значимое место. Занятие спортом необходимо для всестороннего физического развития, укрепления здоровья курсантов (слушателей) и подготовки их к службе в Органах Внутренних Дел. Традиционно курсанты и слушатели Нижегородской академии МВД России (далее – НА МВД России) активно занимаются различными видами спорта. Хочу по подробней остановится на борьбе самбо и дзюдо. Занятия борьбой самбо и дзюдо укрепляют психические и биологические функции курсантов, обеспечивают высокий уровень их учебной деятельности, способствуют выполнению своих должностных (служебных) обязанностей на высоком профессиональном уровне. Учебно-тренировочные и самостоятельные занятия по самбо и дзюдо воспитывают комплексное проявление физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, совершенствуются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы организма. Улучшается обмен веществ, повышается умственная, психическая и физическая работоспособность. Основной задачей занятия спортом в НА МВД - это подготовка спортсменов и сборных команд к участию и успешному выступлению в соревнованиях. Завоевание высоких спортивных результатов в соревнованиях невозможно без грамотно организованного тренировочного процесса. Академия является ведомственной образовательной организацией системы МВД и поэтому тренировочный процесс имеет свою специфику. Специфика организации проведения тренировочного процесса заключается в том, что условия и порядок обучения, в которые поставлен спортсмен (курсант, слушатель), не дают возможности организовать тренировочный процесс в полном объеме.

Разберем эти причины:

Во-первых, в НА МВД России профессиональное обучение курсантов и слушателей имеет бесспорный приоритет над их спортивной подготовкой. Из этого выходит, что подготовка профессиональных сотрудников полиции куда важнее, чем подготовка спортсменов высокого уровня.

Во-вторых, главной задачей функционирования групп спортивного совершенствования в НА МВД России является подготовка спортсменов к выступлениям во внутриведомственных соревнованиях: чемпионат ВФСО «Динамо», Спартакиада образовательных организаций МВД России и т.д. На этих соревнованиях надо показать высокий спортивный результат, а не на других соревнованиях, например, чемпионат Области, ПФО, России и другие соревнования различного уровня.

В-третьих, все курсанты НА МВД России являются сотрудниками ОВД и, начиная уже с первого курса обучения, их привлекают к решению разных оперативно-служебных задач. В связи с этим, индивидуального графика обучения, который бы позволил организовать полноценные двухразовые тренировки в день у курсантов и слушателей НА МВД России нет.

Учитывая эти причины, необходимо составить план тренировок, основой для которого является календарь соревнований. Борец совместно с тренером устанавливает, в каких соревнованиях на протяжении всего года он будет участвовать; основные задачи, ставящиеся перед спортсменом в каждом соревновании, принимая во внимание интересы команды; место, которое спортсмен сможет занять в том или ином соревновании, зная будущих соперников, и свою весовую категорию, в которой он намерен выступать. После чего должен составляться индивидуальный план тренировок на целый год. Этот план тесно завязывается с планом подготовки команды академии к основным соревнованиям. При составлении плана принимается во внимание занятость спортсмена по службе, количество учебных занятий, которые он сможет посещать в разные месяцы года, длительность и количество спортивных сборов. Годичный тренировочный цикл состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Периоды обычно делят на этапы. Этапы подготовки спортсмена является педагогическим процессом. На нем ставятся педагогические задачи развития технико-тактического арсенала и функциональной готовности к соревнованиям.

Традиционный календарь ВФСО «Динамо» и Спартакиады образовательных организаций МВД России соревнований по борьбе самбо и дзюдо, когда основные лично-командные соревнования по самбо проводятся в октябре и в феврале, а по дзюдо в апреле, так как одна сборная выступает в соревнованиях по самбо и по дзюдо устанавливает сдвоенный цикл круглогодичной тренировки. В первом полугодии подготовительный период охватывает четыре месяца - с сентября по декабрь подготовка к выступлению на соревнованиях по самбо; второй полугодовой цикл имеет трехмесячный подготовительный период - с средины января по середину апреля подготовка к выступлению на соревнованиях по дзюдо. Основные соревнования по борьбе самбо, дзюдо включающие соревнования чемпионат ВФСО «Динамо» и Спартакиаду среди образовательных организаций системы МВД России соревнований по борьбе самбо и дзюдо, как правило, проходят в октябре - апреле, т.е. охватывают семь месяцев. За это время борцу предстоит участвовать в соревнованиях на первенство академии, различных всероссийских турнирах, необходимо пройти три тренировочных сбора по подготовке к чемпионату ВФСО «Динамо» и подготовка к основным соревнованиям Спартакиаду среди образовательных организаций системы МВД России соревнований по борьбе самбо и дзюдо. За прошедший 2014-2015 учебный год сборная академии по самбо и дзюдо приняла участия более десяти соревнованиях разного уровня.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно организовать учебно-тренировочный процесс группы спортивного совершенствования по самбо и дзюдо весьма трудно. На его эффективность влияет множество факторов: верный и подходящий подбор средств и методов спортивной тренировки и их взаимодействие друг с другом, распределение нагрузок для спортсменов в связи с предстоящими соревнованиями, установление соотношения общей физической подготовки и специальной, роль тренера, его умения и навыки, в установлении контакта с спортсменами и это далеко не все. [1]. Не смотря на такой обширный спектр общих условий успешной тренировки спортсменов, в Нижегородской академии МВД большое влияние оказывает и специфика образовательного процесса, совмещение тренировки не только с учебой, но и со службой.