Полный текст статьи
Печать

«Образование – это не ответ на вопрос. Образование учит самому находить ответы на все вопросы», – писал Билл Эллен – известный социолог, деятель просвещения. Образование предполагает не только взаимодействие учащегося с педагогом с целью получения первым знаний, умений и навыков, но и служит средством включения ученика в процесс самообразования.

Самообразование является одной из форм перманентного обучения, т.е. постоянного обучения. Так, в наши дни не только взрослым людям приходится приобретать новые навыки при смене профессии, но и школьникам приходится каждый день работать над развитием своей личности. «Я убежден, что самообразование и есть истинное образование», – говорил писатель-фантаст, биохимик Айзек Азимов.

Проблема самообразования личности, организация и мотивация самостоятельной деятельности школьников давно привлекали внимание педагогов. Различные аспекты самообразования рассмотрены в трудах А. Я. Айзенберга, И. Г. Барсукова, В. Б. Бонадревского, А. К. Громцевой, Н. Д. Ивановой, Г. А. Казанской, И. И. Колбаско, Н. А. Лошкаревой, Н. А. Рубакина и других исследователей.

Самообразование определяется как особая целенаправленная деятельность, имеющая положительную мотивационную активность и характеризуемая проявлением собственных волевых усилий человека. Это высшая форма самовыражения личности, вид творческой деятельности, в процессе которой человек саморазвивается и создает духовные и материальные ценности, обладающие как общественной, так и субъективной значимостью.

Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе различных мотивов, среди которых главную роль играет интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес занимает особое место в самообразовательной деятельности.

Учитель создает интерес к теме с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока и пользуется интересом как средством обучения. По истечении определенного времени интерес перестает быть лишь средством для учителя. Формирование глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательности в отдельной области знаний, активизация процесса самообразования и самовоспитания – вот что должно являться главной целью современного педагога. Педагог должен так организовать образовательный процесс, чтобы ученику было самому интересно получать новые знания, а не только следовать инструкциям учителя, выполняя классную или домашнюю работу.

Интересы зависят от возраста учащихся. Так в начальной школе на уроках английского языка ученики с удовольствием узнают о животном мире, изучают слова по теме «Праздники». Учащимся среднего звена интересны более «взрослые» темы дружбы, отношений в семье, культуры и искусства других стран. Старшеклассникам интересны темы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, для включения школьника в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания, которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся. Это поможет ученикам выполнять задания не по требованию учителя, а по собственному побуждению.

Кроме того, учитель должен создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Этому способствует взаимный контроль учащихся, работа в парах, группах. Данные виды работ формируют доверительные отношения между учащимися. При этом, когда ученику понадобится помощь, он сможет обратиться к своему однокласснику, взаимопомощь в данном случае может перерасти в совместную самостоятельную работу. Ученики начнут ощущать себя командой, почувствуют плюсы работы в группе.

Также педагог должен создавать между собой и учащимися атмосферу свободного делового общения. То есть ученики не должны бояться задавать вопросы учителю, обращаться к нему за советом или дополнительными инструкциями. Это особенно важно в среднем и старшем звене. Так как на этом этапе обучения существующая дисциплина в классе подавляет активность учащихся, порой школьники даже боятся задать дополнительные вопросы учителю по интересующей их теме. В связи с эти важно развивать способность учащихся расширять свои знания посредством взаимодействия с учителем.  

Анализируя уровень достижений учащихся, учителю следует сравнивать ученика не с другими детьми, а с самим собой, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

Таким образом, учителю необходимо помнить, что каждый ученик имеет свои возрастные и психологические особенности, которые необходимо учитывать при организации самообразовательной деятельности учащихся.