Полный текст статьи
Печать

Социальный проект – это инновационный продукт, направленный на решение какой-либо конкретной социальной проблемы. Это не только результат, это процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация [1]. Эти особенности важно знать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью его реализовать и заранее предусмотреть возможные трудности.

Процесс управления проектом сопровождает весь жизненный цикл проекта – концепцию, разработку, реализацию и завершение. В управлении проектом И. А.Прихожан выделяет четыре ключевые задачи [2]:

1. Формулирование задач. Инициативная группа студентов и преподавателей принимает решение о запуске проекта, проанализировав социальную проблему, на решение которой будет направлен проект. Формулируется цель проекта, его задачи, оцениваются имеющиеся ресурсы. Цель проекта «Подари радость детям» – вовлечение студентов Кировского медицинского колледжа в волонтерскую деятельность по работе с детьми-сиротами детского дома  № 1 «Надежда» для помощи в их социальной адаптации и формирования профессиональных компетенций студентов.

2. Планирование. Инициативная группа студентов и преподавателей осуществляет предварительные работы над проектом: составляется программа мероприятий, сроки реализации, формируется бюджет, приглашаются партнеры, выбираются участники и ответственные за каждое мероприятие.

3. Управление. Ключевой момент управления проектом. В течение всего периода работ над проектом руководитель проекта держит его под контролем при помощи соответствующих инструментов управления. Для этого постоянно следует определять актуальные данные и сопоставлять их с данными планирования.

4. Контроль. Служит для регулярного установления баланса между отдельными аспектами осуществления проекта. Руководитель проекта имеет возможность корректирующего вмешательства в случае развития проекта в нежелательном направлении.

Л.Н. Боронина и З. В. Сенчук выделяют следующие функциональные области управления проектами [1]:

– Управление замыслом проекта – инициирование, планирование замысла, разработка стратегии проекта, ее уточнение и контроль; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем проекта.

– Управление интеграцией (содержанием) проекта – его планирование, разработка целевой структуры; осуществляется на первых фазах жизненного цикла руководителем проекта.

– Управление временем – планирование работ, их последовательности и продолжительности, составление расписания и графика; осуществляется на первых фазах жизненного цикла проекта руководителем и его инициативной группой в соответствии с расписанием учебных занятий и производственных практик.

– Управление финансами (стоимостью проекта) – разработка сметы и бюджета проекта и контроль стоимости; осуществляется на этапе разработки проекта руководителем или ответственным лицом. Для проекта «Подари радость детям» затраты на реализацию составляют 20090 руб. – это закупка необходимых материалов для проведения мероприятий в детском доме; возможен вариант сбора готовых материалов силами студентов и преподавателей.

– Управление качеством – планирование и контроль качества проектных работ и продуктов проекта; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем путем анализа отчетов ответственных лиц за определенные мероприятия, экспертных заключений партнеров и участников проекта, анкет и выполненных заданий студентов.

– Управление командой – эффективное использования человеческих ресурсов; осуществляется на всех жизненных циклах проекта руководителем. Особенностью команды проекта «Подари радость детям» является не строго фиксированный состав участников, любой желающий может принять участие в проведении определенного мероприятия или акции, исходя из своих интересов и свободного времени.

– Управление коммуникациями проекта – планирование коммуникаций, распределение информации, предоставление отчетности; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем и ответственными лицами через личное общение, организационные собрания, социальные сети.

– Управление рисками – идентификация и менеджмент рисков проекта. Для данного проекта основным риском является невозможность проведения мероприятия в установленный срок по причине неготовности студентов или отсутствия необходимого инвентаря. Для преодоления данного риска в мероприятиях задействованы студенты студенческого клуба «Пегас», которые готовы заменить друг друга на выступлении. Все необходимые материалы для проведения мероприятия закупаются заранее на собранные деньги или собираются своими силами.

– Управление обеспечением проекта – процессы, требуемые для получения товаров и услуг для реализации проекта извне; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем.

Управление проектами – это развернутая концепция управления, призванная обеспечить осуществление комплексных задач своевременно, экономично и с высоким качеством, которая может быть описана с точки зрения разных подходов. Для управления социальным проектом в образовательной организации нужно учитывать особенности в определенных функциональных областях, которые вызваны спецификой учебной деятельности – управлении временем, финансами, качеством, командой, рисками.