Полный текст статьи
Печать

Развитие политической, экономической и культурной сфер общества предполагает осуществление общения на иностранном языке (ИЯ), поэтому в современных условиях овладение иноязычным говорением является не только результатом обучения ИЯ, но и жизненной необходимостью. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Говорение в жизни человека выполняет функцию средства общения и является выражением его мысли для решения проблемной задачи [1].  Обучение говорению начинается уже в начальной школе, где ученик, приступающий к изучению ИЯ, выступает в качестве субъекта иноязычной деятельности по овладению лексической стороной говорения, если он умеет самостоятельно выбирать лексические единицы (ЛЕ) в соответствии с замыслом и сочетать их друг с другом для составления собственного высказывания[2]. Успех такого высказывания, то есть безошибочность выбора ЛЕ и их сочетания друг с другом во многом зависит от психологических характеристик учащихся, которые в совокупности представляют их психолого-педагогическую готовность. Для ее определения мы провели ряд тестов, направленных на выявление уровня сформированности основных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление и воображение.

Безусловно, уровень развития всех перечисленных процессов оказывает влияние на освоение лексической стороны говорения. Для доказательства этого приведем данные, полученные нами в результате применения методик, позволивших выявить уровень развития таких психических процессов, как восприятие, память и мышление. Для этой цели мы использовали диагностику объема восприятия, методику «Простые аналогии», позволившую исследовать логичность и гибкость мышления младших школьников, и методику определения объема внимания Б.Ж. Айдаралиевой.  

Результаты изучения особенностей восприятия показали, что 100% учащихся имеют объем восприятия, соответствующий норме. Поэтому, можно сделать вывод о том, что все учащиеся имеют нормальный объем восприятия и готовы воспринимать новые ЛЕ.

Что касается диагностики уровня мышления, то она выявила следующие результаты: 50% учеников имеют высокий уровень мышления, у 43,8% учащихся уровень мышления достаточный, а 6,2% учеников имеют уровень мышления ниже нормы показателей. Результаты методики отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень мышления

Процент учащихся

Высокий

50%

Достаточный

43,8%

Низкий

6,2%

 

Как мы видим, некоторые учащиеся обладают недостаточно развитым мышлением, поэтому учителю необходимо принимать во внимание этот факт и в соответствии с ним так организовывать учебный процесс по овладению ЛНГ, чтобы такие ученики могли, наравне с учащимися, уровень развитие мышления которых соответствует норме, осуществлять учебную деятельность.

Для выявления объема внимания мы провели методику Б.Ж. Айдаралиевой и получили следующие результаты: 56% учеников имеет средний объем внимания, у 25% учащихся объем внимания оценивается как большой, а 19% учеников имеют малый объём внимания. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что большая часть школьников (81%) имеет достаточный объем внимания для усвоения новых ЛЕ. Психологическая диагностика показала, что у 3-х учеников объем внимания ниже нормы, поэтому следует обеспечить им такие условия обучения, в которых данный недостаток мог быть устранен, а именно: использовать яркие средства наглядности и чередовать разные виды речевой деятельности.

Методика «Простые аналогии» была направлена на исследование логичности и гибкости мышления. У 94% учеников уровень развития мышления соответствует норме, но у 6% учащихся мышление развито недостаточно. Поэтому для успешного формирования лексических навыков говорения учителю следует объединять учащихся с низким уровнем мышления в группы с учениками, чей уровень развития мышления достиг нормы, а также стоит более подробно описывать игровые ситуации, чтобы ученики со слабо развитым мышлением смогли их себе представить.

Как видим, полученные данные свидетельствуют о том, что уровень развития психологических процессов учеников начальной школы разный, а значит, учителям необходимо принимать во внимание неоднородность психолого-педагогической готовности младших школьников к овладению иноязычным говорением и учитывать их индивидуальные способности при выборе средств, методов и приемов организации процесса овладения лексической стороной говорения. Именно это будет во главе нашего дальнейшего исследования.