Полный текст статьи
Печать

Построение эффективной модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку (ПООИЯ) на первом курсе неязыкового вуза, необходимость чего отражена в ФГОС ВО [1], определяется в первую очередь условиями протекания этого процесса.  Сам же процесс, основанный на взаимодействии преподавателя и обучающихся и осуществляемый в профессиональных интересах последних, имеет с целью формирование у студентов профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции (ПОИКК) как способности и готовности решать актуальные задачи общения в сфере профессиональной коммуникации.

В данной статье мы поставили перед собой задачу выявить трудности, возникающие при ПООИЯ на первом курсе неязыкового вуза, на примере группы направления подготовки «Организация работы с молодежью». С этой целью мы обратились к условиям осуществления данного процесса, заданным в ФГОС ВПО, в учебно-методическом комплексе по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» (далее УМК) для указанного направления подготовки [2] и в учебном пособии, используемом на занятиях по ИЯ [3]. Одновременно мы приняли во внимание мнения преподавателей ИЯ и самих обучающихся, полученные с помощью различных методик психологической и методической диагностики.

Согласно ФГОС ВО трудоемкость дисциплины должна составлять 13–15 зачетных единиц. Однако УМК дисциплины «Иностранный язык» предполагает для очной формы обучения общую трудоемкость 9 зачетных единиц и предусматривает рассмотрение учебных тем, большинство из которых не обладают профессионально ориентированным характером («Представление. Семья. Резюме», «Проблемы молодежи», «Университет», «Письмо» и др.).

Реализация УМК на занятиях осуществляется c помощью единственного учебного пособия «Немецкий язык» для студентов неязыковых специальностей, рассчитанного на 64–100 аудиторных часов и 40–60 – неаудиторной работы. В ходе анализа содержательной стороны пособия был сделан вывод, что темы, предлагаемые для рассмотрения в нем, лишь частично связаны с будущей профессией студентов. Профессионально ориентированный характер из предложенных в учебном пособии тем имеет лишь раздел «Профессия», что явно недостаточно для формирования у студентов ПОИКК.

Еще одним требованием, предъявляемым к студенту для успешного изучения данной  дисциплины согласно УМК,  является наличие такого уровня владения языком, который достаточен для понимания и оценки полученной информации на ИЯ. Однако 88% студентов, участвовавших в опросе, определили свой уровень как А2 (предпороговый), в то время как, в соответствии с ФГОС ВО, уже выпускник общеобразовательной школы должен обладать пороговым уровнем владения языком.

Усугубляет положение и такой факт, что уровень мотивации в получении новых знаний, по овладению профессией, выявленный в ходе проведения психологической диагностики, невысок, и преобладает желание получить диплом с минимальной затратой  усилий.  И наконец, хотя, как показали результаты анкетирования, половина опрошенных удовлетворена существующими условиями обучения ИЯ, 60%  преподавателей отметили необходимость увеличения количества часов, отводимых на изучение дисциплины, и внесения изменений в содержательном плане (табл. 1).

Таблица 1

Трудности в организации ПООИЯ по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»

согласно ФГОС ВО, с точки зрения преподавателя

 

с точки зрения студента

1. малое количество часов

1. отсутствие у студентов-первокурсников четкого представления о специфике будущей профессии и как следствие невысокий уровень мотивации по овладению профессией, поскольку профилирующие дисциплины вводятся на старших курсах;

2. отсутствие качественных учебных пособий по немецкому языку,

2. недостаточный уровень владения языком

3. несоответствие используемого пособия  целям ПООИЯ

3. формальный характер обучения

 

Выявленные трудности свидетельствуют о необходимости разработки специального комплекса средств организации ПООИЯ студентов первого курса неязыкового вуза, который, учитывая существующие условия, привел бы к достижению цели – формированию ПОИКК при максимально возможной оптимизации этого процесса.