Полный текст статьи
Печать

Противоправное поведение у несовершеннолетних связано как с общественными проблемами, так и с проблемами формирования личности подростка. В связи с тем, что именно в этот период ближайшее окружение и среда оказывают огромное влияние, большинство подростков с делинквентным поведением становятся потенциальным «резервом» взрослой преступности. Стоит заметить, что исследователи чаще всего уделяют внимание противоправному поведению в молодежной среде лицам мужского пола или вообще не делят делинквентов по гендерному признаку. Тем не менее, в современном обществе, девочки – подростки всё чаще демонстрируют делинквентное поведение. Данный факт говорит о необходимости проектировать программы ресоциализации делинквентных подростков с учётом гендерного аспекта, так как способы эффективного воздействия, на наш взгляд, существенно различаются.

Под делинквентным поведением, мы понимаем, одну из форм девиантного поведения, включающую поступки конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе законодательных норм и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. В делинквентное поведение относится множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства до криминальных действий в молодежной среде, например: драки, вандализм, воровство, хулиганство, нецензурная брань и т.д.

Проблема делинквентного поведения вызывает интерес у многих исследователей, о чем свидетельствует направленность и количество работ по данной тематике у отечественных и зарубежных учёных.  Особое внимание вопросам делинквентного поведения в подростковом возрасте уделяют такие исследователи как: Каширский Д.В., Королёва И.В. и другие. В работах этих авторов различные разработаны классификации, определены причины, а также особенности и условия формирования противоправного поведения.

Так, Каширский Д.В. отмечает, что подростки с делинквентным поведением в сравнении с нормативной группой сверстников, проявляют более слабый и нестабильный интерес к учебной и профессиональной деятельности. Придают меньше значения дружеским отношениям  и не дорожат привязанностями; ведут себя с людьми более сдержанно и эмоционально отчуждённо; демонстрируют меньше ответственности за себя, свое здоровье, социальное окружение; отличаются меньшим патриотизмом; ценят высокий материальный достаток. Автор утверждает, что проявления делинквентного поведения связаны с ослабленной субъектной позиции индивида, несформированной личности подростка-правонарушителя [1].

Подростковый возраст – период ценностно-нравственной нестабильности и нормативно-ценностного плюрализма; период, когда устанавливается грань между добром и злом. Эти изменения делают подростка наиболее уязвимым для различных социальных и психологических воздействий, как стимулирующих противоправное поведение, так и способствующих активизации процесса ресоциализации. Королёва И.В. в своих работах отмечает, что подростковый возраст, является положительным условием для прохождения ресоциализации и восстановления социальной адекватности, в силу неукорененности антисоциальных стереотипов в поведении (сознании), и незавершенности процесса формирования личности [2].

Проблема ресоциализации нашла своё отражение в трудах отечественных исследователей, которые выделяют этапы, особенности и направления ресоциализации: Егоровой Ю.В., Королевой И.В., Мосиной О.А. и других [2, 3, 4].

Стребкова Ж.В. определяет ресоциализацию личности как социально-педагогическое явление, которое представляет собой педагогически ориентированную и целесообразную комплексную систему воздействия на личность несовершеннолетнего делинквента с целью его исправления и включения в социальную жизнь [4]. Автор отмечает, что ресоциализация является промежуточным звеном между десоциализацией и социализацией.

По мнению Егоровой Ю.В. для организации успешного процесса ресоциализации подростков с делинквентным и девиантным поведением необходимо соблюдение следующих условий:

1. Установка на сотрудничество (педагогу необходимо завоевать доверие и установить эмоциональный контакт с подростками).

2. Контроль со стороны педагога и помощь в учебной деятельности.

3. Ориентация в пространстве социальных отношений.

4. Развитие стрессоустойчивости (педагог способствует формированию навыков преодоления жизненных трудностей, развитию защитных механизмов).

5. Влияние педагога на интересы подростков, поиск творческой реализации.

6. Формирование потребности во внутренней регуляции (навыки самоанализа, самовоспитания; выбор стратегии взаимоотношений).

7. Планирование жизненных перспектив и устремлений (профессиональных, семейных, здоровьесберегающих) [5].

С учетом вышеизложенного, были классифицированы разработанные программы и проекты  работы (с 1906 по 2014 год) с подростками-делинквентами и проанализированы соблюдения условий для организации данного процесса (таблица 1).                                                  

                                                                                                                    Таблица 1

Наличие условий организации процесса ресоциализации в анализируемых программах (проектах) 

Направления

Программа, проект

Условия организации процесса ресоциализации

(по Ю.В. Егоровой)

1

2

3

4

5

6

7

1. Трудовая деятельность

Трудовые дома

 

+

 

+

 

 

+

А.С. Макаренко

+

+

+

+

 

 

+

2. Клубная деятельность

С.Т.Шацкий

+

+

+

 

+

 

+

Клуб

«Дзержинец»

+

+

+

 

+

+

+

3. Творческая деятельность

В.Н Сорока-Росинский

+

+

+

+

+

 

+

И.В. Королёва

 

 

+

 

+

 

 

4.Спортивная деятельность

А.А. Самохина

+

+

 

+

 

+

+

В процессе анализа все исследуемые программы и проекты были разделены на четыре направления и соотнесены с условиями организации процесса ресоциализации, что позволит определить наиболее эффективные и реализуемые условия.

Первое направление – трудовая деятельность. Эта идея стала активно применяться в  России в начале ХХ в.  В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Результатом  помещения несовершеннолетних в труддома – стало перевоспитание и обучение подростков квалифицированным видам труда, привитие им нравственных устоев и расширение  кругозора ума, путём получения образования. Так же,  трудовое перевоспитание применялось в колонии им. М. Горького (1920-1928) под руководство Макаренко А.С.. Жесткая дисциплина сочеталась с уважением к личности подростка и раскрытием в нём положительных задатков.

Второе направление – это перевоспитание путём включения подростка-делинквента в клубную деятельность. Первые в России клубы создавали С.Т. Шацкий и А.У. 3еленко в 1906 году, в них главной  необходимостью было создание условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. Обучение направлено на усвоение практически значимых для жизни детей знаний. Еще один известный представитель этого направления – клуб «Дзержинец» открытый 1966 году в Тюмени. Результатом деятельности клуба является формирование у подростков твердых взглядов, убеждений, социальных ориентаций; профессиональное самоопределение, становление самосознания, способности к самоанализу, самовоспитанию, желание участвовать в общественной жизни.

Третье направление – ресоциализация подростков средством  творческой деятельности. Ярким примером может служить, деятельность В.Н. Сороки-Росинского и его школы-коммуны (Республика ШКИД) (1918-1925 гг.). Ресоциализация осуществлялась через религиозное воспитание и труд, воспитание на традициях устного народного творчества. Королёва И.В. утверждает, что включаясь в творчество, подростки смогут проявить себя в социально-положительной деятельности, получить социально направленное одобрение, изменить отношение к себе, скорректировать ценностно-нравственные ориентиры своего поведения [5].

Четвёртое направление – перевоспитание путём включения подростка делинквента в спортивную деятельность. Самохина А.А. доказала, что результатом такой ресоциализации является положительное изменение личностных качеств, повышение уровня обучаемости, самоуважения, аутосимпатии, критичное  отношение к девиантному поведению, снижение уровня враждебности и самоуничижения, установление эмоциональной стабильности, уверенности в себе, самоконтроля и развития волевых качеств [6].

Анализ опыта по организации ресоциализации делинквентного поведения подростков, позволил выделить основные приёмы и методы благоприятного воздействия на личность правонарушителя. Однако не учитывается гендерный аспект, который помог бы ускорить и улучшить процесс ресоциализации. Знание  психологических особенностей и различий в поведении у девушек и юношей, позволит найти более эффективные пути и приёмы позитивного воздействия на подростка-делинквента.

Стоит заметить, что проблема делинквентного поведения в среде подростков обострилась в период кризиса общественного развития в нашей стране. К значительным проблемам подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется расплывчатость запроса общества к исполняемым гендерным ролям. В этой ситуации делинквентное поведение подростков, является прежде всего защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное со сложностью гендерной идентификации в настоящие время.

Учитывая сложившееся положение в  нашей стране, необходимо обратить внимание на гендерный аспект противоправного поведения подростков. Проблемы изучения гендерных особенностей и их влиянием на проявление отклоняющегося поведения подростков отражены в работах Жигинаса Н. В. (2002), Шалаевой Л. Г. (2003), Кондрат Е.Н (2004),Сухаревой Н. Ф. (2006),Ублиева С. В(2006),Старцевой Н.. Г. (2007) и др.

Гендерный аспект – это учёт социального пола, обозначающего те культурные и социальные значения, которые приписываются биологическим различиям между мужчинами и женщинами, которые характеризуются маскулинностью и фемининностью.

Австрийский политик Адлер Ф. считал, что противоправное поведение у девочек подросткового возраста связано с кризисом гендерных стереотипов, при котором традиционные представления о женской роли меняются на современные. Девочки, по мнению исследователя, будут стремиться к имитации мужского поведения, вступать в драки, идти на мелкое хулиганство, совершать асоциальные поступки [7].

Действительно, современное общество изменяет стереотипы гендерного поведения, сейчас девочки желают быть независимыми, сильными и решительными. Раньше же главными женскими качествами считалась неуверенность, скромность и пассивность. Факторы, влияющие на изменение в поведение подростков многообразны, но можно выделить основные: СМИ, микросреда, социальная ситуация в стране. Такой переход от традиционного стереотипного женского поведения к современному, является главной причиной противоправного поведения у девочек. Настоящие время  характеризуется перестройкой  образа жизни и моделей поведения людей. Резкий поворот в жизненной ориентации подрастающего поколения  приводит к изменениям ценностей, норм, форм и механизмов адаптации субъектов к современным социальным условиям.

Отечественные ученые Сыроквашина К.В. и Дворянчиков Н.В. проводили исследование на подростках с делинквентным поведением и на нормативной группе их сверстников. За основу они брали методику «МиФ», которая позволяет установить степень выраженности фемининности, маскулинности и андрогинности. Полученные данные указывают на то, что гендерное самосознание и гендерные стереотипы у делинквентных мальчиков и девочек существенно отличаются от таковых у их сверстников с нормативным поведением и могут способствовать становлению отклонений в поведении. При этом для мальчиков главными задачами должны быть разработка и расширение содержания гендерных стереотипов. Для девочек важной задачей может стать работа с образом мужчины, а также с осознанием себя как женщины, что может помочь становлению согласованного и непротиворечивого самосознания и существенно повысить репертуар их поведения. Данное исследование показало, что:

– у парней с делинквентным поведением существует наличие полоролевого и гипермаскулинного поведения;

– у девушек принятие мужской роли и конфликтность гендерной сферы [7].

Следует отметить, что учёт гендерного аспекта в ресоциализации делинквентного поведения у подростков будет способствовать лучшему пониманию проблем подростка и даст ориентир на выбор стратегии позитивного воздействия на личность правонарушителя.

На основе вышеизложенного, можно определить значимые компоненты современного комплексного подхода к процессу ресоциализации:

– расширение и разработка  содержания гендерных стереотипов;

– осознание подростком своей гендерной роли;

– становление нового  репертуара и моделей  поведения;

– установка на равноправное сотрудничество;

– направленность на конструктивное взаимодействие подростка-делинквента и педагога: контроль <---------------> помощь;

–  развитие критического мышления у подростков;

– формирование у подростка жизнестойкости;

– содействие в творческой реализации;        

– развитие внутренней регуляции и коммуникативных навыков у подростка;

– планирование социальных и профессиональных жизненных перспектив и устремлений;

– развитие физических и умственных способностей подростка.