Полный текст статьи
Печать

Вопрос о том, сам человек планирует свою жизнь или она изначально запрограммирована, многие века занимал умы выдающихся мыслителей. В настоящее время все большее распространение получает мысль о том, что человек самостоятельно может строить собственную жизнь, определяя структуру и содержание жизненного сценария.

Понятие жизненного сценария было введено американским психологом Э. Берном в рамках трансакционного анализа, и определяется автором как «программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни» [1, с. 38].

Большая часть научных изысканий по проблеме жизненных сценариев человека посвящено выявлению факторов, обусловливающих формирование определенного сценария: М. Джеймс, В. Джойнс, М. Гулдинг и Р. Гулдинг, К. Стайнер, Я. Стюарт и другие; А. Б. Добрович, М. Е. Литвак, В. А. Петровский [2, 3]. Однако практически нет данных о специфике структуры и содержания жизненных сценариев детей на разных этапах школьного обучения. Этим положением  определяется актуальность нашей  работы.

Данная статья основана на двух предположениях. Жизненный сценарий имеет хронологию формирования, которая отражает динамику его качественных изменений: дородовые воздействия, формирование жизненного сценария в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте под влиянием родителей и выполняемой деятельности, сценарный аппарат. Структура жизненного сценария это интегральное образование, включающее содержательные характеристики в хронологии его формирования, что отражено в таких элементах сценарного аппарата как жизненная позиция, сценарные решения, сюжет для жизненного сценария, сценарные предписания.

Эти предположения определили выбор структурно-содержательного анализа как метода описания результатов эмпирического исследования жизненного сценария у детей младшего школьного возраста.

В настоящем исследовании приняли участие 108 человек (дети в возрасте 7 – 10 лет – 54 человека и их родители – 54 человека).

В основу методики выявления структуры и содержания жизненных сценариев детей 7-10 лет был положен сценарный опросник Э. Берна [1, с. 444-451], модифицированный нами. Опросник Э. Берна состоит из девяти разделов, включающих разнообразные вопросы о жизни человека. Наша методика представлена двумя опросниками - для детей (СОД) и их родителей (СОР). Сценарный вопросник для родителей не имеет цели изучения их жизненных сценариев, поэтому содержит меньше вопросов. Цель этого опросника – выяснить, как влияют родители на жизненные сценарии детей младшего школьного возраста.  Вопросы для детей составлялись с учетом их возрастных особенностей. У младших школьников недостаточно развито абстрактное мышление и способность к прогнозированию будущего, поэтому большинство вопросов относятся либо к их прошлому (раннему и дошкольному детству), либо к настоящему.

Для нас представляло интерес посмотреть содержание основных структурных компонентов жизненного сценария детей младшего школьного возраста  в соответствии с хронологическим порядком его формирования. 

 «Дородовые воздействия на жизненный сценарий» младшего школьника анализировались по ответам на вопрос о том, кто выбрал имя ребенку. Это объясняется тем, что имя входит в структуру самосознания и оказывает влияние на самоотношение и отношение окружающих к человеку. Тот, кто выбирает имя, не только берет на себя большую ответственность, но, возможно стремится сыграть значительную роль в жизни ребенка. Дети часто неправдиво отвечают на данный вопрос. Так мнения детей и родителей совпали в 25 случаях из 54. Этот факт можно объяснить не только отсутствием у детей верной информации. По-видимому, они считают, что имя им может выбрать человек, который чаще других принимает жизненно важные для детей решения.

Дородовые воздействия на жизненный сценарий ребенка выявлялись также при помощи вопроса о том, в честь кого он был назван. Родители, называя ребенка в честь какого-то человека, часто желают, чтобы он обладал такими же чертами, внешними, интеллектуальными, личностными и поведенческими особенностями. Исходя из этого, родители могут давать ребенку сценарные предписания, схожие с жизнью того человека, в честь которого он назван. Это особенно негативно влияет на жизненный сценарий ребенка. Мнения детей и родителей по вопросу «В честь кого был назван ребенок? совпали в 23 случаях из 54.

 При изучении содержательных особенностей «Формирования жизненного сценария в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте» наиболее значимыми были следующие вопросы: 1) о привлекательных или отрицательных качествах людей; 2) об отношении к себе; 3) о любимой сказке, истории, фильме, мультфильме и герое; 4) о содержании историй, рассказываемых ребенку родственниками; 5) о предпочитаемых видах активности, любимых играх; 6) о любимых совместных занятиях детей и родителей.

Анализ ответов на вопрос о том, какие качества людей являются привлекательными или отрицательными показал, что наиболее ценными для детей и их родителей являются нравственные и коммуникативные качества, например, честный, отзывчивый, веселый, уважающий других. Наибольшее количество выборов было сделано в пользу такого качества как «добрый» - 30 у родителей и 20 у детей. Также было выяснено, что большинство детей в возрасте 7-10 лет воспринимают окружающих людей положительно - 37 выборов из 54 и считают, что окружающие относятся к ним хорошо, с уважением и пониманием. Благоприятные отношения детей с окружающими положительно влияют на их сценарные решения и сценарный итог в целом.

Такой показатель как отношение к себе дал следующие результаты: большинство детей положительно оценивают себя в прошлом - 27 человек; настоящее не удовлетворяет 42 младших школьника; 27 человек либо ничего не ждут от будущего (затрудняются ответить), либо оценивают его отрицательно. Подобные результаты не вполне соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, поскольку детям характерно оптимистичное видение будущего. На наш взгляд это объясняются тем, что среди родителей, принявших участие в исследовании, оказалось большинство тех – 39 человек из 54, которые сомневаются в будущих достижениях своего ребенка. Для них характерны такие ответы: «Трудно сказать, чего добьется ребенок», «Время покажет», «Достижения зависят от везения». Только 6 родителей верят в будущие успехи своего ребенка и считают, что они зависят только от его желания: «Ребенок добьется всего того, чего захочет». Таким образом, родители, скорее всего, сами влияют на оценку детьми своего будущего. Это влияние возможно только тогда, когда родители прямо говорят или показывают ребенку, что верят или не верят в его успехи.

В теме о формировании жизненного сценария в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте был вопрос о любимой сказке, истории, фильме, мультфильме и герое. Э. Берн считал, что сказки, мифы содержат психологический опыт человечества с древнейших времен, поэтому одна из задач сценарного анализа – поиск такой «исторической» основы. Иногда можно принять за весь сценарий эпизод из жизни человека или его любимую игру, но необходимо искать целостность сюжета, аппелирующего к универсальным изначальным пластам человеческого сознания» [3, с. 81].

Участники нашего исследования дали много вариантов ответов о своей любимой сказке. При этом ответы практически не повторялись. 13 сказок были названы как детьми, так и родителями: «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка», «Приключения Буратино», «Аленький цветочке» и т. д. При этом 14 родителей из 54 ответили, что их любимая сказка «Золушка», также считают 3 детей. С точки зрения сценарного анализа в этой сказке имеется множество взаимосвязанных, взаимодополняющих сценариев. Сама Золушка обладает сценарием Победителя, т. к. становится Королевой. Сказка говорит о том, что человеку, безусловно, нужны ум, отвага, благородство, но ни одна из этих добродетелей не проявиться без родительского разрешения или благословления волшебницы. Однако жизнь современных Золушек  может сложиться далеко не так благополучно и тогда они видят себя Жертвами, прикованными к нелюбимой работе, ожидают волшебного Спасителя, который в реальной жизни может никогда не появиться.

У детей наибольшее количество выборов получила сказка «Волшебник Изумрудного города» - 15 из 54. Детей привлекает в ней не только захватывающие приключения, но и идея о том, что любой человек при желании и поддержке друзей может проявить такие качества как доброта, ум, смелость. Также дети выбрали такие сказки как «Белоснежка и семь гномов» - 4 человека, «Кот в сапогах – 2 человека. Двадцать сказок получили по 1 выбору, например, «Глиняный парень», «Приключения Чиполино», «Пеппи-длинный чулок», «Заюшкина избушка» и др. Трое школьников не смогли назвать любимую сказку.

Немаловажное значение для формирования жизненного сценария ребенка имеет содержание историй, рассказываемых ему родственниками. Именно в этих источниках ребенок может найти соответствующий его жизненной позиции или предписаниям жизненный сценарий. Как показало исследование, родители чаще всего рассказывают детям  сказки, истории про людей, животных, инопланетян, анекдоты. Так ответили 22 ребенка. Бабушки, по мнению 25 младших школьников, предпочитают рассказывать истории из жизни родителей детей, о животных, о войне. Страшные истории дети узнают от друзей, братьев, сестер – 4 человека.

Другими источниками жизненных сценариев детей могут служить фильмы и мультфильмы, которые прочно вошли в жизнь детей. На первом месте по популярности у детей смешные мультфильмы «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и  комичные мультсериалы «Футурама», «Симпсоны» – выбор 26 испытуемых. На втором месте – мультсериалы-боевики, в которых идет борьба между добрыми и злыми героями: «Ниндзи-черепашки», «Покемоны», «X-men» - 8 испытуемых.

Что касается художественных фильмов, то наиболее популярными у мальчиков оказались сериалы-боевики (без названий)  -12 человек, т.к. герои этих фильмов обладают качествами сильного героя или злодея. При этом дети для своего жизненного сценария могут выбрать роль не положительного героя-победителя, а злодея или другую незначительную роль героя-неудачника. Выбор определяется сценарными предписаниями и решениями со стороны родителей.

Девочек привлекает история героини сериалов-мелодрам (без названий) - 10 человек. С точки зрения сценарного анализа такая героиня не является победительницей, хотя и добивается своей цели. Она испытывает бесконечные переживания по любому ничтожному поводу, постоянно попадает в одинаковые трудные ситуации.

Любимые фильмы родителей, в основном мам, не совпадают с выбором детей. Выбор мам - это старые отечественные мелодрамы: «Девчата», «Весна на Заречной улице», которые выбрали 22 человека. В мелодрамах их привлекают красивые истории о том, как непутевый герой меняется благодаря любви. Эти истории похожи на историю о Красавице и Чудовище. С точки зрения сценарного анализа Красавица исполняет роль Спасителя, а Чудовище – Жертвы. Женщина, исполняющая роль Красавицы, на основе своего раннего жизненного опыта решила, что мужчины – это «бедняжки», которые нуждаются в ее самозабвенной преданности. В соответствии с разделением ролей своей жизненной драмы современная Красавица выбирает в мужья мужчину, который не всегда достоин любви, т.е. Чудовище и надеется, что ее любовь превратит его в Принца. Когда же Красавица обнаруживает, что ее магия не действует, она может принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем, либо развестись и искать новое действующее лицо, также в чем-то Чудовище, чтобы спасать теперь уже его. Чудовище в соответствии со своей ролью может продолжать ждать нового Спасителя, вместо того, чтобы самому принять участие в своей собственной судьбе. Подобный жизненный сценарий родителей, по сути дела, навязывается и детям и оправдывается суждениями типа: «Такова судьба женщины».

Интересными, с точки зрения анализа особенностей формирования жизненного сценария в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте, являются ответы детей и родителей на вопрос о предпочитаемых видах активности, любимых играх. Активность и деятельность – это важные способы структурирования времени. Большинство родителей – 27 человек - отдали предпочтение настольным и развивающим играм; 11 родителей уклонились от ответа, а 8 прямо ответили, что не учили ребенка никаким играм, а полагались на дошкольные воспитательные учреждения. Дети на вопрос о своих игровых предпочтениях в дошкольном детстве ответили так: из 54 человек 28 предпочитали подвижные игры, что соответствует возрастным особенностям старших дошкольников; 20 – спокойные игры; 4 – те и другие; вообще не играли, никакие игры не нравились – 2 человека. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности и заявление ребенка о том, что он не любил играть является тревожным сигналом. Такие дети отмечают, что у них есть проблемы в отношениях с одноклассниками, они негативно оценивают свое настоящее и будущее, их любимый герой постоянно попадает в неприятности, т.е. с точки зрения сценарного анализа у них преобладают негативные тенденции в выстраивании жизненного сценария.  В возрасте 7-10 лет 30 человек -  участников исследования отдали предпочтение спокойным играм, а 24 подвижным.

Анализ ответов детей и родителей на вопрос об их любимых совместных занятиях показал, что дети и родители вместе выполняют домашние дела - 13 человек; читают, играют - 12 человек; отдыхают или работают на природе - 8 человек; разговаривают - 5 человек. В процессе выполнения этих дел дети усваивают не только важные сценарные предписания родителей, но и образцы их поведения в различных житейских ситуациях. Родители, которые не имеют общих дел с ребенком, а в этом призналось 3 детей, также представляют определенный образец поведения – отстраненности или пренебрежительного отношения к своему ребенку.

Показательными для нас стали данные о том, что 15 детей из 54 сделали выбор в пользу компьютерных игр, нежели совместных занятий с родителями. Опасность здесь заключается в том, что в дальнейшем у этих детей потребность играть в компьютерные игры может превратиться в зависимость. Тем самым ребенок ограничит сферу своих интересов и деятельности, что может помешать опробовать ранний жизненный сценарий в разнообразных социальных ситуациях. Кроме того, герои и сюжеты компьютерных игр становятся новыми источниками построения жизненных сценариев детей.

Сценарный аппаратмладших школьников изучался по ответам родителей на вопрос о сценарных предписаниях и анализе сценарных решений детей.

Сценарные предписания родителей были объединены в 8 групп в зависимости от содержания и частоты встречаемости: 1) О способах достижения успеха (названы 50 раз); 2) О социальных нормах поведения (49 раз); 3) Со смыслом «Не делай» (41 раз); 4) Со смыслом «Не будь заметным» (37 раз); 5) О моральных качествах и принципах поведения (27 раз); 6) Выражающие родительскую любовь и заботу (25 раз); 7) Об эмоциях (7 раз); 8) Имеющие негативный оценочный характер (4 раза).

В целом 137 предписаний со стороны родителей дано в позитивной форме: «Думай», «Веди себя хорошо» и т. д. 115 предписаний выражено в негативной форме: «Не балуйся», «Не ври», «Не ленись» и т. д. По мнению Э. Берна, запреты затрудняют процесс социализации ребенка, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора.

Сценарные решения детей – это предположение о том, что их ждет в жизни, о количестве детей, о старости, о продолжительности жизни. Из 54 детей, принявших участие в исследовании, 30 представляют свою старость пассивной: «Буду дома сидеть», «Буду смотреть телевизор» и т. п.; 15 респондентов заявили об активной жизни в старости: «Буду работать», «Буду ухаживать за внуками» и т. п. На представления детей о старости как о пассивном жизненном периоде влияют не только образцы жизни собственных бабушек и дедушек, но и стереотип образа пожилого человека, распространенный в нашем обществе, как немощного, больного человека, неспособного выполнять социально-значимую деятельность.

В результате анализа сценарных предписаний родителей и сценарных решений детей было выявлено, что 18 испытуемых из 54 высказывают решения, соответствующие сценарным предписаниям. Например, сценарное предписание - «Улыбайся, будь эмоциональной», а сценарное решение ребенка – «Не быть скромной, быть веселой, не показывать неприязнь по отношению к другому человеку».

Итак, проведенное эмпирическое исследование показало, что жизненные сценарии детей младшего школьного возраста имеют определенную хронологию формирования. Элементы сценарного аппарата у младших школьников в основном сформированы. Однако жизненный сценарий продолжает развиваться под воздействием двух основных факторов: изменений в отношениях с окружающими и, прежде всего, с родителями; влиянии учебной деятельности как ведущей на отношение ребенка к самому себе, своим достижениям и возможностям. При выборе жизненной позиции младшие школьники ориентируются на сценарные предписания со стороны родителей.

Перспектива дальнейших исследований заключается в разработке практических рекомендаций для родителей по эффективному сопровождению процесса развития положительных жизненных сценариев детей.