Полный текст статьи
Печать

Наиболее изученным, с точки зрения анализа психологических защит, является период взрослости. При этом  юношескому же возрасту уделяется меньше внимания, хотя в этом возрасте процесс формирования личности идёт очень активно.  В связи с этим проблема особенностей проявления защитных механизмов у юношей и девушек является актуальной и значимой.

Феномен защитных механизмов известен уже давно. Впервые этот термин появился в 1894 году в работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы». Изучению данной проблемы посвящены работы таких зарубежных психологов, как А. Маслоу, Ф. Перлз, З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Ф. В. Бассин, Р. М. Грановская, Е. Л. Доценко, Э. И. Киршбаум, Е.С. Романова и др [3].

Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [1]. Кроме того, психологическая защита понимается как неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующая поведение человека, повышая его приспособленность и уравновешивая психику [2].

Адаптация к новым социальным условиям, связанным с обучением в вузе, ее благоприятные и неблагоприятные исходы связаны, в частности, с тем, насколько эффективно личность способна справляться с данными негативными состояниями. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Исследования Тулупьевой Т.В. и Улезко Е.Н. показали, что в юношеском возрасте присутствуют все виды психологических защит, однако степень их выраженности неодинакова.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение проявлений защитных механизмов в юношеском возрасте.

На первом этапе эмпирического исследования проводилась диагностика типологий психологической защиты с помощью теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).

На втором этапе исследования данные испытуемых каждой из двух выделенных в процессе исследования групп (девочки  и мальчики юношеского возраста) подверглись первичной обработке, в ходе которой были установлены средние значения и стандартные отклонения по шкалам.

При первичной обработке данных, полученных по методике «Индекс жизненного стиля», были определены уровни выраженности защитных механизмов у девушек (табл. 1) и у юношей (табл. 2).

Таблица 1

Проявление защитных механизмов у девушек (методика «Индекс жизненного стиля»)

Шкалы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Отрицание

3

20%

10

66,7%

2

13,3%

Вытеснение

0

0%

13

86,7%

2

13,3%

Регрессия

1

6,7

11

73,3%

3

20%

Компенсация

1

6,7

14

93,3%

0

0%

Проекция

0

0%

13

86,7%

2

13,3%

Замещение

2

13,3%

12

80

1

6,7

Интеллектуализация

3

20%

11

73,3%

1

6,7

Реактивное образование

1

6,7

11

73,3%

3

20%

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что у большинства девушек средний уровень развития психологических защит. Однако у 20% испытуемых выявлен низкий уровень отрицания. Так же выявлено, что у 20% высокий уровень регрессии.  По таблице видно, что у 20% испытуемых выявлен высокий уровень по шкале реактивное образование.

Анализ данных представленных в таблице 2, показывает, что  по всем шкалам, за исключением вытеснения, большинство испытуемых имеют средний уровень проявления механизмов психологических защит. По шкале вытеснение было выявлено, что 53,3% испытуемых имеют высокий уровень развития данного механизма. Это свидетельствует о том, что данные люди часто подавляют импульсы, не находя решения в поведении. У  33,3% испытуемых низкий уровень развития механизма компенсации. 26,7% испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень проекции, свойственно приписывание себе и окружающим несуществующих свойств и качеств. У 20% юношей низкий уровень проекции. У 33,3% респондентов был выявлен высокий уровень интеллектуализации.

Таблица 2

Проявление защитных механизмов у юношей (методика «Индекс жизненного стиля») 

Шкалы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Отрицание

0

0%

15

100%

0

0%

Вытеснение

0

0%

7

46,7%

8

53,3%

Регрессия

6

40%

9

60%

0

0%

Компенсация

5

33,3%

10

66,7%

0

0%

Проекция

3

20%

8

53,3%

4

26,7%

Замещение

2

13,3%

13

86,7%

0

0%

Интеллектуализация

2

13,3%

8

53,3%

5

33,3%

Реактивное образование

2

13,3%

13

86,7%

0

0%

 

На третьем этапе исследования для подтверждения различий в показателях между двумя ранее выделенными группами испытуемых (мальчиков и девочек юношеского возраста) и  выяснения оценки этих различий, был использован критерий U-Манна Уитни. Математико-статистический расчёт проводился автоматически с помощью программы IBM SPSS Statistics v.22.0.

В ходе анализа установлено, что не существует значимых различий между девушками и юношами в особенностях проявлений таких защитных механизмов как отрицание, проекция, замещение, интеллектуализация.

При этом в ходе исследования установлены значимые различия между девушками и юношами в особенностях проявления следующих защитных механизмов: вытеснение (U =0,045 , p = 0,00), регрессия (U =0,009 , p = 0,00), компенсация (U =0,045 , p = 0,00), реактивное образование (U =0,001 , p = 0,00).

Таким образом, эмпирическое исследование, которое проводилось поэтапно, показало, что в юношеском возрасте защитные механизмы определяются на разных уровнях выраженности. Существуют значимые различия между девушками и юношами в особенностях проявления таких защитных механизмов, как вытеснение, регрессия, компенсация, реактивное образование.