Полный текст статьи
Печать

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Сложность проблемы состоит в том, что необходимо одновременно преодолевать кризисные явления в экономике страны и образовании, менять среду образовательной организации, развивать креативные способности педагогов и обучающихся [2; с. 56].

Способность к творчеству становится чертой личности ученика, если ему на помощь придут образовательные учреждения с высококвалифицированными специалистами, умеющими «открыть» такую способность личности [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую развивающую модель массовой начальной школы. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных качеств. Делается акцент на развитие креативных способностей.

Креати́вность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей. Креативность – способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Креативность и воображение тесно связаны между собою. Это процесс привнесения нового в самое течение наших впечатлений и их изменение так, что создается новый образ, составляющий основу деятельности [5]. Креативность – это способность создавать новый образ, множество идей, это возможность создавать необычные идеи и доводить их до конца.

Ребенок теперь должен не только усваивать новые знания, но и научиться их самостоятельно добывать, творчески осмысливать. Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде [1; с. 11].

Несмотря на интерес к теме креативности в науке, в практике школ адаптация идет медленно. Научная проблема нашего исследования заключается в сравнительном анализе креативности младших школьников в условиях традиционных и креативных подходов к организации учебного процесса.

В экспериментальном классе МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района (базовая школа в нашем эксперименте) обучение осуществляется по программе «Школа России». Образовательный процесс ведётся второй год на основе, с одной стороны, креативных подходов к работе с учащимися, с другой стороны – на основе поиска и внедрения в практику форм и методов самообразования учителя.

В образовательном и воспитательном процессе осуществляется апробация и внедрение педагогических условий, способствующих развитию уровня креативности обучающихся. Эффективно применяется в данном классе в урочное и внеурочное время метод проектов. Учащиеся готовят творческие проекты самостоятельно, по группам и вместе с родителями за определённое время. После подготовки, защищают свою работу перед классом. Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В ходе занятий регулярно применяются игровые технологии. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что даже те, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого нужны хорошие знания. Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины) совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Игры-путешествия способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Игры-соревнования включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Уроки с использованием занимательного материала являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение занимательного материала привлекают внимание учащихся всего класса. На уроке ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Винни-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Винни-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.

Занимательный материал можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника после изучения определённой темы).

Использование мультимедийных презентаций на уроках в данном классе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Познавательная мотивация растет, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Учитель экспериментального класса нестандартно и творчески создает педагогические условия, выявляет возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности. Сам педагог тоже постоянно совершенствуется, ищет связи с коллегами, которые разрабатывают занятия в «креативном формате». Так, педагог экспериментального класса принимала участие в различных конкурсах («Талантоха», «Золотая рыбка», «Педагог-2015»), ею создана персональная страница на сайте «Социальная сеть работников образования», где публикуются конспекты уроков, внеклассных мероприятий, педагоги обмениваются мнением по актуальным профессиональным проблемам.

Нами проанализированы итоги прошедшего года в аспекте тенденций развития креативности учащихся экспериментального класса (бывшего 1-го, а ныне 2-го класса). Уровень творческого воображения за год вырос с 4,9 балла до 5,2 балла. Повысился уровень креативности у у двух третей (64%) учащихся, у 18% остался на прежнем уровне. Однако, у 18% детей уровень креативности не вырос, а в отдельных случаях даже снизился. Анализ причин стагнации показал, что они связаны с психоэмоциональными особенностями и соматическим здоровьем этих учащихся. Они выделены в отдельную группу и требуют индивидуальной работы.

Однако, для того, чтобы выявить и реально оценить уровень креативности учащихся, недостаточно сравнить только показатели одного класса даже с «разрывом» в год. Поэтому мы исследовали состояние уровня креативности и в контрольном классе, где экспериментального исследования не проводились, и учитель класса организовал учебный процесс традиционным методом, с минимальным обращением к креативным методам. Образовательный процесс ведётся в рамках стандартных требований. Учитель работает привычными методами и формами, проводит стандартные уроки, не ведёт поисков путей и направлений педагогической работы, способствующих развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.

Результаты исследования учащихся контрольного класса (где образовательный процесс проходит в соответствии с традиционными методиками) показали, что уровень их креативности оказались значительно ниже, чем в экспериментальном. Здесь уровень развития творческого воображения составил 4 балла. Причем большинство, т. е. половина ребят (62 %) относятся к контингенту с низким уровнем творческого развития, а остальные (33 %) показывают средний уровень. И только один человек (5 %) показал высокий уровень творческого развития воображения.

Итоги исследовательской работы позволяют говорить о том, что без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность. Педагогу необходимо развивать творческие способности не только в учениках, но и прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.