Полный текст статьи
Печать

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Внедрение в процесс образования федеральных государственных образовательных стандартов требует от преподавателей совершенно новых подходов к организации учебного процесса [2]. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития студентов; использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям профессионального образования: вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию профессиональных и общих компетенций умений и желания учиться.

Практическая реализация компьютерных технологий связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом. При преподавании специальных дисциплин и профессиональных модулей возникают некоторые трудности при обеспечении учебного процесса информационными материалами. Поэтому в нашем колледже функционирует система непрерывного образования педагогов, где существенное значение имеет формирование компьютерной грамотности. Занятия проводятся систематично по плану. Повышение квалификации проходит и без отрыва от работы дистанционно по интернету. Для преподавателей разработано методическое пособие «Путеводитель для преподавателей по миру современных информационных технологий» Созданы электронные книги «Технология педагогического мастерства», «Рекомендации преподавателям, занимающимся научно – исследовательской деятельностью», «Инновационные методы преподавания в медицинских колледжах»

Туймазинский медицинский колледж уже много лет является методическим республиканским центром объединяющих преподавателей профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Оценивая значимость информационных технологий, в планы работ семинара ежегодно включаются вопросы образования в данной области, создания банка информационных материалов. Обобщая опыт преподавателей основ сестринского дела и профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»» нашего колледжа и других медицинских колледжей республики были созданы: «Банк мультимедийных презентаций по дисциплине», Электронные учебники «Учебно – методическое обеспечение дисциплины «Основы сестринского дела», «Сборник для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по основам сестринского дела», электронное пособие для студентов и преподавателям по МДК 01 «Теория и практика сестринского дела», электронное пособие по МДК .02 Безопасная среда для пациента и персонала. Разработаны методические разработки занятий для преподавателей по инновационным методикам на базе  CourseLab.  Так же применяются компьютерные программы для контроля знаний студентам. Учитывая, что при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, мы применяем специальные программы, содержащие видеофильмы, вопросы для самоконтроля, ситуационные задания, тестовые задания. Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные   иллюстрации  для  поддержки различных видов занятий. Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.  Обучающие программы - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому студенту и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам. Контроль знаний - это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности, на который часто жалуются как преподаватели, так и студенты.

Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы как правило: позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; обеспечивают возможность изменения трудности заданий; позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе; являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.  Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы, как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры, создавать уроки-игры для каждого студента и др. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности" [3]. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного обучения, так и для самостоятельной работы студентов. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к профессиональному образованию.