Полный текст статьи
Печать

Исследователи говорят, что сегодня сформировался новый тип человека – индивида «умеющего жить», который хочет особо не напрягаясь получать доход. Сложилось опасное течение, которое может привести к целому поколению с такой жизненной установкой. Проблема безработицы в современном мире не всегда связана с отсутствием работы. По исследованиям С.В. Паниной, Т.А. Макаренко был выявлен среднестатистический портрет безработного, который имеет следующие характерные черты: низкая активность, потребительское настроение, внешняя мотивированность, высокий уровень притязаний, при возникновении трудностей не решает проблемы, в коммуникациях агрессивен, имеет потребительское поведение, надеется на кого-то, зависим от ситуации, ведом, не умеет ставить цели, и не стремится к результату [5]. В связи с этим, возникает большая необходимость формировать у детей с раннего возраста интерес к трудовому процессу.

              С древности все народы старались привить положительное отношение ребенка к труду. В фольклоре заложено многое в рамках воспитания и передачи умений детям в практической деятельности [4]. Несомненно, народная мудрость посредством сказок, пословиц, поговорок показывает человека-труженика и сложность самого процесса труда.

              Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Оносодержит те моменты воспитательного процесса, в которых вырабатываются трудовые действия, объединяются производственные связи и изучаются орудия труда и варианты их применения.

Труд в данном процессе является:

- одним из главных факторов развития личности;

- средством освоения творческого мира, получения опыта возможной трудовой активности в разных областях труда;

- неотъемлемым элементом общего образования;

- неотделимой долью физического и эстетического воспитания.

К.Д. Ушинский считал, что правильно организованная школа укрепляет и усиливает важные нравственные качества, формирующие умственный и физический труд детей и полагал, что цель учителя, «если оно желает счастья человеку», - воспитать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и привычку к труду; возможность отыскать для себя труд в жизни [7, с. 170]. Он так же придавал важное значение роли трудового обучения и воспитания в развитии личности подрастающих поколений. Об этом свидетельствует его статья «Труд в его психическом и воспитательном значений» [1, с.11].

Но основной средой обитания и воспитательного процесса для ребенка все же является семья, т.к. это группа людей, главной целью которой является оптимальное удовлетворение потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Именно в ней с детских лет должно проходить привитие трудовых навыков, выработки привычки к труду, формирование трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку.

              Нами было проведено анкетирование среди студентов педагогического отделения по поводу их отношения к трудовому воспитанию детей. В опросе участвовало 16 респондентов. Вопросы были следующего порядка: Нужно ли распределять домашние обязанности в семье? Должен ли ребенок иметь домашние обязанности? Стоит ли поощрять детей за выполнение трудовых поручений? Нужно ли наказывать ребенка за невыполнение трудового поручения? Привлекали ли вас родители к совместной работе по дому? Стоит ли развивать любовь к труду?

Диаграмма 1

Показатель ответов на вопросы анкеты  

              Результат показал следующее: все участники анкетирования считают необходимым распределять домашние обязанности (1 вопрос); любовь к труду нужно развивать (6 вопрос). Это говорит о том, что студенты понимают важность развития такого качества у ребенка как трудолюбие.

Отвечая на 2 второй вопрос, большинство посчитало, что дети должны иметь домашние обязанности, но есть и те кто противоположного мнения. Можно прийти к выводу, что те кто ответил да, имели дома обязанности, чего не скажешь о других. Разделилось мнение половина на половину тех, кто за и против поощрения за трудовые действия. Большинство за наказание ребенка за невыполнение трудового задания.

Данное небольшое исследование показало, что не всегда студенты правильно оценивают сам процесс воспитания. Как правило срабатывают стереотипы, сформированные у них в семье. В том числе и по отношению к трудовому воспитанию.