Полный текст статьи
Печать

Система современного российского образования постоянно находится в состоянии реформирования. Важнейшей проблемой образования является духовно-нравственное воспитание молодёжи. Необходимо показать молодым людям определённые ценностные ориентиры, на основе которых рождается национальная гордость, патриотизм, любовь к Родине, уважение к национальным традициям, святыням родной земли.

Одним из путей преодоления проблемы духовно-нравственной нестабильности является воспитание нового поколения, опирающееся на преемственности традиций своих предков.

Приоритетная роль в формировании жизненной позиции и нравственных идеалов студентов отводится внеклассной воспитательной деятельности[1]. Необходимость формирования профессионально-нравственной культуры диктуется особенностями подготовки личности будущего специалиста[6].

Многие политики, деятели культуры, педагоги связывают решение этой большой государственной важности проблемы с религией, православием, которые становятся неотъемлемой частью учебного процесса образования и воспитания. «Воспитать молодое поколение, способное жить по законам добра и быть невосприимчивым к злу, активно противостоять злу, – вот наша главная задача»[7, с.6-7].

Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Православной Церкви, о её высоком авторитете в глазах народа[2]. В наши дни всё больше людей понимает, какое огромное значение имеет возрождение важнейших религиозных традиций, в том числе – религиозной культуры.

В Щигровском медицинском колледже факультативный курс по Основам Православной культуры вёл сам настоятель Свято-Троицкого храма, архимандрит Зиновий, который затем стал епископом Элистинским и Калмыцким, а в 2014 году – митрополитом Саранским и Мордовским. До настоящего времени между колледжем и священниками православного храма сохраняются традиции духовного общения и сотрудничества.

Поэтому неслучайным является интерес студентов к христианской культуре. По этой тематике они выполняют учебно-исследовательские работы – индивидуальные и групповые проекты, в которых отражают культурные достижения своей малой родины.

Щигры – маленький провинциальный городок[10]. Несмотря на малую территорию и малое число жителей, Щигры, как и большинство городов России, имеет свои особенности и достопримечательности, например, Свято-Троицкое Братство[11].

В мастерских Свято-Троицкого Братства успешно развиваются разные церковные ремёсла. За удивительно короткий срок существования Братства, например, резьба по дереву, переросла в истинно народный промысел[3].

Щигровские умельцы выполняют виртуозную резьбу под XІV – XVІ век в древнерусском стиле, для которого характерна гармоничность форм и неземная красота. Удалось освоить церковные роскошные стили и XVІІ – XІX веков. Во многих храмах и монастырях можно увидеть церковную утварь, мебель и другие предметы, необходимые для церковных служб, выполненные щигровскими умельцами[8].

Возникновение Свято-Троицкого Братства легендарно, но связано с вполне реальной историей.

В центре Щигров находится, наверное, главная достопримечательность и украшение города – Свято-Троицкий собор. Он был возведён ещё при императоре Павле І в 1796-1801гг. Изначально собор венчал один, а затем пять куполов, высокая колокольня, которую сейчас можно увидеть на старинных фотографиях и на картинах местных художников. В царский период истории России, благодаря щедрости прихожан, храм поражал своей красотой и богатством убранства. В годы революций и войн Свято-Троицкий собор не раз грабили, он лишался всех своих украшений, куполов, колокольни! Только к середине 20 века (1947г) храм был частично восстановлен, возобновились богослужения, но дорога к нему многим людям ещё долго оставалась закрытой…

Новый период в истории храма связан с именем священника Зиновия которого в 1987 году назначили настоятелем Свято-Троицкого храма[4]. Человек неординарный, трудолюбивый, ответственный, уважительный, но строгий и требовательный, он много сделал для развития нашего города. Поэтому 2 июня 2004 года он стал почётным гражданином Щигров. При его непосредственном участии был полностью восстановлен Свято-Троицкий собор, на котором вновь засверкали пять золотых куполов. Внутреннее убранство храма стало снова, как в старые времена, поражать воображение изысканной красотой и благолепием. Церковные службы стали сопровождаться сладкозвучными песнопениями, так как в церковном хоре оказались задействованы лучшие певцы города. В Щиграх появилась часовня в честь павших героев на площади Победы, Воскресная школа с великолепной библиотекой, церковный детский лагерь в Гротово и многое-многое другое.

Но главным достижением многогранной, разносторонней деятельности Щигровского батюшки стало «нечто» другое[9].

В конце 20 века настоятель Свято-Троицкого храма игумен Зиновий создал Свято-Троицкое Братство. В то время в России начиналось великое возрождение Православия, церковная культура и искусство переживали небывалый подъём. По словам Зиновия, деятельность Братства начиналась, что называется, с нуля. Для работы не было самого необходимого, и даже первые станки делали из металлического лома[5].

Но вскоре церковному искусству пришли обучаться сотни щигровцев. Из любителей-самоучек выросли настоящие высокопрофессиональные мастера: резчики, художники, столяры, позолотчики. За основу резьбы по дереву была взята знаменитая хотьковская техника. На её основе возникло и начало развиваться оригинальное художественное направление – щигровский стиль. Вскоре о работах мастеров узнали за пределами маленького городка, они стали пользоваться спросом, так как в этих работах остро нуждались открывающиеся и вновь построенные христианские православные храмы.

В Свято-Троицком Братстве стали изготавливать уникальные резные иконостасы и храмовую мебель. Братство стало лучшей мастерской России, объединившей художников, проектировщиков, иконописцев, резчиков по дереву.

Основным местом производства высокохудожественных изделий стало предприятие на улице Семашко. Примечательно, что в его главном здании размещалась в 19 веке (с 1877г) первая Щигровская земская больница для приходящих. Различные работы осуществляются и в других местах Щигровского района – в сёлах Немцовка, Крутое (местечко Гротово). Работают на предприятиях, в основном, щигровские жители. Среди тружеников знаменитого Братства были и есть студенты и выпускники Щигровского медицинского колледжа, которые занимаются в основном, надомной работой: рисуют эскизы будущих изделий, шкурят и шлифуют разные заготовки, занимаются художественной резьбой по дереву, лакировкой и позолотой готовых изделий.

Изделия щигровских мастеров украшают уже сотни храмов и монастырей. Например, умельцы Братства сделали трон для главы Зарубежной Русской Православной Церкви в США Лавра. Они же создали новое облачение (драгоценный оклад, киот) для одной из самых главных святынь нашей земли – Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Большим спросом, наряду с храмовой мебелью, пользуются и славятся иконы, написанные в щигровской иконописной мастерской. Неслучайно икона, написанная щигровскими мастерами, вместе с российскими космонавтами побывала в открытом космосе!

Но главной гордостью Щигровского Свято-Троицкого Братства являются иконостасы, которых изготовлено уже более ста!

Одна из самых значимых работ щигровцев – иконостас, установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни, который выполнен в стиле русского барокко. За этот свой богоугодный труд самые достойные и умелые мастера получили высокие церковные награды.

Щигровские умельцы украшают не только храмы города Курска и Курской области. Они создали интерьеры Иверской часовни на Красной площади в Москве, Благовещенского кафедрального собора города Воронежа, храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, называемого Русской Голгофой. Они же украшали такие святые места, как Калужская Свято-Тихонова пустынь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Успенский монастырь в Одессе, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Владимирский скит на острове Валаам, Можайский Ферапонтов монастырь, Николо-Перервинский монастырь и многие другие.

Работы щигровских мастеров можно увидеть во многих городах не только России, но и других стран мира. Изготовление каждой работы – это отдельные, захватывающе интересные истории!

Любовь к Православию отец Зиновий считает главным творческим импульсом. Именно любовь помогает развивать и преумножать творческое наследие Святой Руси. В настоящее время у щигровских мастеров появились последователи во многих регионах России.

Основная цель деятельности Братства – воссоздание церковной красоты. Но отец Зиновий любит повторять: «Главное наше достижение – не резьба и не иконы. Люди – вот что для нас основное. Мы – Братство, религиозная организация, имеющая такие цели и задачи, как благотворительность, художественное творчество, педагогика».

Русский мир – это чудом сохранившийся духовный центр истинной христианской культуры, уникальная тысячелетняя цивилизация со своими обычаями, устоями и традициями, которые необходимо знать и помнить, укреплять и защищать.