Полный текст статьи
Печать

Проблема развития одарённости   в школе   актуальна. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей.  Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Выявление   учащихся с признаками одаренности и обеспечение им благоприятных условий для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя.    

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

К большому сожалению, далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже на школьной скамье.  В начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности и т.д.

Часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Но я думаю, что достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского представляет собой массовую общеобразовательную среднюю школу, доступную всем слоям населения, обеспечивающую государственный стандартизированный минимум.  Образовательное пространство нашей школы соответствует социальному заказу и способствует самоопределению школьников. Отличительной особенностью нашей школы является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Педагогический коллектив учителей начальных классов на 69% состоит из учителей высшей и первой категории, работает на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребёнку, поэтому в школе много отличников, хорошистов, победителей улусных, региональных, всероссийских и международных олимпиад, много участников и призёров улусных, региональных, республиканских конференций и конкурсов. Кроме своих ресурсов, школа активно использует возможности внешней среды, сотрудничая с учреждениями дополнительного образования: с ДЦ «Кэскил», ЦНТТУ, ВДХШ, ВДМШ.

В системе развивается информационное пространство школы: активно используются информационно-коммуникационные технологии, введено дистанционное образование, проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися ведут 90% учителей начальных классов.

Начальные классы школы с 2014-15 учебного года выступают базовой площадкой улусного управления образованием по реализации ФГОС. Анализ результатов работы, проведенный методическим объединением учителей начальных классов, показал, что учителями накоплен значительный положительный опыт в работе с талантливыми и одарёнными детьми, который способствует конкурентоспособности школы. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день в начальных классах сложилась и успешно развивается своя система работы по выявлению и развитию талантливых и одарённых детей, основанная на собственных традициях и достижениях современной науки.

Анализ работы внедрения и реализации ФГОС в начальных классах показал, что в школе необходим проект «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы», основной целью которого станет создание оптимальных условий для выявления и развития талантливых и одарённых детей в условиях модернизации образования, реализации новых ФГОС.

Реализация проекта позволило оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства школы и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки талантливых и одаренных детей.

Целью проекта является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.
  3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы, системно-деятельностного подхода и интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе.
  4. Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.
  5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.

Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в рамках интегрированных курсов (например, музыкального направления) мы можем утверждать, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.

Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

При выявлении одаренных детей мы будем учитывать
уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Из многочисленной литературы по выявлению одаренности мы используем в начальных классах такие методики как «Карта интересов» для родителей и учащихся, «Карта одаренности» (автор А.И. Савенков).

На первом этапе первичным источником информации служат родители, воспитатели детских садов, учителя. При поступлении ребенка в нашу школу, учителя проводят тестирование «Карта интересов» для родителей с целью выявления первичной информации о направленности интересов младших школьников. С истечением некоторого времени такое же тестирование проводится и для учащихся, затем сопоставляются ответы детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

Второй этап – диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей ребенка.

Для диагностики одаренности детей используется методика «Карта одаренности». Данная методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 7 до 10 лет.

Из данных диагностики 2014-15 учебного года видно, что преобладают музыкальная (39,6%), художественно-изобразительная (38,7%) и интеллектуальная (38,2%) одаренность учащихся.

Карта одаренности учащихся начальных классов 

 

интелл.

творч

акад

худ-из

муз

лит

артист

техн

лидер

16

10

 

15

13

10

3

6

5

6

9

2

8

7

4

4

4

2

5

8

 

5

6

2

3

1

1

13

11

2

8

8

5

4

4

5

2

3

1

2

11

2

1

4

2

6

1

1

7

3

4

2

1

2

6

4

1

8

3

3

4

3

2

11

4

2

8

8

4

1

4

4

6

1

1

4

1

4

3

0

3

3

10

3

5

7

8

5

2

2

4

8

 

5

9

0

3

2

1

5

1

1

9

10

2

0

2

1

итого

83

70

14

84

86

48

33

33

30

 

Основываясь на данные карты одаренности, мы решили выделить часы внеурочной деятельности на такие направления как общеинтеллектуальная, художественно- эстетическая, музыкальная, проектная деятельность, и это оправдывается результатами наших учащихся на различных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Предметные олимпиады – основная часть проекта. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Выполнение заданий олимпиады помогает    показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одарёнными детьми.

Из года в год увеличивается количество участников и призеров олимпиад различного уровня. Наши учащиеся стали участвовать в олимпиадах всероссийского, международного уровня. 

Призеры олимпиад различного уровня в разрезе 5 лет 

Уровень ол.

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

Улус

4

5

7

6

8

Регион

5

6

3

11

17

Всеросс.

 

 

83

32

102

Междунар.

 

1

3

313

27



 Призеры  НПК 

 

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

Улус

18

24

28

60

62

Регион

2

1

3

3

3

Республика

 

 

1

 

 




Призеры конкурсов , соревнований , смотров 

 

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

Улус

75

98

203

27

79

Регион

22

18

25

6

11

Республика

12

15

20

5

9

Междунар.

 

 

 

1

2

                               

Работая с одарёнными детьми, мы пришли к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. 

Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

  • усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
  • привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей.

Работу с одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.  И в заключении хочется сказать, что олимпиада, как одна из форм выявления одаренных детей, должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала.