Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию можно определить как способность (готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества [1].
Компетенции как поведенческие модели развиваются не только через усвоение содержания образования, но и формируются образовательной средой, в том числе личным примером преподавателей и используемыми методами обучения.
Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важность и актуальность исследования методов учета и контроля знаний студентов в процессе обучения.
Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций [3]. Компетенцию можно определить как способность (готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решить сложные задачи. Компетентность не сводится к сумме отдельных компетенций, она является проявлением интегральных свойств личности, включая ее индивидуальные психологические особенности.
Компетенции как поведенческие модели развиваются не только через усвоение содержания образования, но и формируются образовательной средой, в том числе личным примером преподавателей и используемыми методами обучения.
Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств перехода от оценки знаний к оценке компетенций [2]. Таким образом, результаты образования и формирования компетенций являются ключевым моментом реформирования образования.
Основной задачей формирования состава компетенций является выявление набора базовых и наиболее значимых для соответствующих направлений и специальностей компетенций, образующих основу для обеспечения качества подготовки и единства образовательного пространства [2]. Эти компетенции указаны во ФГОС и утверждены Министерством образования и науки.
Компетенции всегда связаны со знаниями. В соответствии с предложенной компетентностной моделью группа общекультурных и профессиональных компетенций включает: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке; знание второго языка; навыки работы с компьютером; навыки управления информацией; исследовательские навыки. В эту группу включены также такие социально-личностные компетенции, как толерантность; следование этическим нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики); способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике; креативность, способность к системному мышлению; адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения; настойчивость в достижении цели; забота о качестве выполняемой работы; соблюдение норм здорового образа жизни; способность работать самостоятельно и в команде [2].
Как уже было сказано, формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Необходимо еще раз подчеркнуть, что каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, практикумом или практикой, но большой их совокупностью и также образовательной средой в целом и профессиональным и культурным уровнем педагогического коллектива. В отношении общекультурных компетенций необходимо сказать, что инструментальные компетенции, несомненно, в большей степени привязаны к отдельным дисциплинам и мероприятиям, нежели социально-личностные компетенции. Профессиональные компетенции также имеют интегральный характер, и их формирование отнюдь не должно быть связано с какой-либо отдельной дисциплиной. Только последняя группа узкоспециализированных компетенций может быть более точно локализована в учебном процессе. Формирование же большинства компетенции распределено по всему учебному плану. Студенты в начале обучения должны представлять себе перечень компетенций, знаний, умений и навыков, по которым будет оценена их профессиональная грамотность на разных этапах освоения образовательной программы. При этом большую роль играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационному образованию.
По традиции преподаватель полностью излагает учебный материал по теме; представляет целостный и законченный свод информации; сам выдвигает гипотезы и иллюстрирует учебный материал практическими примерами; обучение строится на четкой, логической основе; лабораторная работа планируется так, чтобы правильный результат достигался при четком следовании инструкции.
Если мы ставим целью активизировать познавательную деятельность учащихся, то можно рекомендовать создать условия для самостоятельного формулирования основных понятий и идей по теме; при этом в лекции представляются противоположные точки зрения, сомнения в достоверности выводов, условия для проверки гипотезы и возможность находить собственные примеры. Большую роль играют проблемные (мотивирующие) и установочные лекции и выделение отдельных разделов дисциплины для самостоятельной проработки. На практикумах и практиках студенты должны учиться обосновывать решение о выборе методов работы и самостоятельно ее планировать. Необходимо давать сравнение различных методов и требовать четкого представления о пределах возможностей и назначении каждого метода.
Важным условием является организация самостоятельной работы студентов. По каждой дисциплине перед началом семестра студенты должны получать рабочую программу, которая содержит календарный план заданий на самостоятельную работу. В тематику самостоятельной работы включается тема работы, задание работы и вид деятельности. Самостоятельная работа рассчитана на выполнение студентами задания разных уровней сложности – 3 уровня сложности, в зависимости от умственных и профессиональных качеств студента.
Средствами, которые позволяют оценить не только знания, умения и навыки, но и сформированность компетенций студентов могут служить [3]:
- модульно-рейтинговая система;
- кейс-метод (ситуационные задачи);
- портфолио (оценка собственных достижений);
- метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
- проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты);
- деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);
- «метод Дельфи» («мозговая атака»).