Полный текст статьи
Печать
В решении сказанной проблемы нами разработана модель, включающая  в себе 5 компонентов: ценностно-целевой, содержащий цель и задачи, закономерности, принципы и применяемые подходы к реализации творческого потенциала в поликультурной образовательной среде. Второй – основной компонент, содержание деятельности педагога по активизации самореализации учащихся в культурно-образовательном пространстве включает в себе методы, средства, критерии и этапы организации работ для реализации творческого потенциала учащихся, а также  поэтапно представлены формы взаимодействие педагога с обучающимися  в поликультурном образовательном пространстве.

            Вышесказанное сведено в таблице, представленной в РИС 1.

«Реализация творческого потенциала учащихся в поликультурном - образовательном пространстве РС(Я)»

Ценностно - целевой компонент

 

Цель

 

Формирование потребностей реализации творческого потенциала у субъектов поликультурного  образовательного пространства.

 

Задачи

 

  1. Сформировать потребности в самостоятельном поиске знаний и приобретение умений и навыков в условиях поликультурно - образовательного пространства;
  2. Сформировать стремление к самореализации в данном пространстве;
  3. Поддержать у обучающихся внутренние стимулы быть готовыми к самореализации в новых условиях культурно образовательного пространства.

 

Закономерности

 

 

 

  1. Соответствие условий поликультурно-образовательного пространства для активации к потребностям самореализации и характера позитивного влияния на ее субьекты;
  2. Интенсивность процесса самореализации в поликультурно-образовательном пространстве и организацией достижения учебных и воспитательных задач.

 

Принципы

 

   1.  Природсообразность.    2. Культуросообразность.3. Диалогичность взаимодействия в поликультурно-образовательном пространстве

 

Подходы

 

Антропоцентрический ,аксиологическиий, личностно-деятельностный, этнопедагогический, средово-интегративный.

 Содержание деятельности педагога по активизации самореализации учащихся в культурно-образовательном пространстве 

 

Методы

методы организации учебной деятельности (групповые, методы активного обучения); методы формирования развития личности, личностно-ориентированные методы (сотрудничество, портфель ученика).

 

Условия и средства

Предоставление условий для самореализации означает наличие творческого пространства, способствующее развитию личностного и творческого потенциала педагога и воспитанника.

Языки, на которых разговаривают учащиеся и культурные наследия старшего поколения, сохраненные и развивающиеся в условиях межкультурного взаимодействия субъектов в поликультурном образовательном пространстве.

Инновационные учебные пособия, интернет ресурсы, мультимедиа технология и т.д., создающие условие для активизации потребности к самостоятельной работе.

 

Этапы

Подготовительный этап – проверка уровня творческого потенциала учащихся, заложенные природой.

Этап создания условий для дальнейшего развития творческого потенциала учащихся.

Этап формирования творческого потенциала у учащихся на основе активных методов обучения.

Этап реализации творческого потенциала учащихся на олимпиадах, конкурсах и т.д.

 

Критерии

- Мотивационно - ценностный (обучаемость)

Показатели: осознание и понимание смысла самореализации, как процесса совершенствования личностного творческого потенциала.

- Эмоционально - потребностный (уверенность в себе. Потребность к самореализации, рефлексивность).

Показатели: самоутверждение, самовоспитание, стремление к самореализации.

- Профессионально - деятельностный (активность, самостоятельность, творческость)

Показатели: самосовершенствование и самореализации.

 Организационно – педагогические условия для активизации потребностей к самореализации субьектов в поликультурном образовательном пространстве 

 

На первом этапе

Включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики субъектного опыта и индивидуальных возможностей. Создание «фона надкритического взаимодействия» учащегося с педагогом. Реализация принципа «субъект-субъектных отношений».

На втором и третьем

Управленческое взаимодействие педагога с учащимся строится на взаимодоверительных  беседах, оказание педагогической поддержки в непредвиденных ситуациях.

 Управленческое взаимодействие педагога со студентом в поликультурном образовательном пространстве 

Формы взаимодействия

На первом этапе

 

На втором этапе

 

На третьем этапе




Диалогичность взаимодействия через рефлексивный анализ проблем. Мультпроекты на базе ИКТ. Проектный метод.

Диалогичность взаимодействия осуществляется через рефлексивно-аналитическую беседу. Методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций ломки стереотипа.


Диалогичность взаимодействия через рефлексивно-аналитическую беседу в организации самоизменений.

 Ожидаемый результат – высокий уровень самореализации творческого потенциала учащихся в поликультурном – образовательном пространстве. 

 

 В заключении, на основе разработанной нами модели,   приходим к следующим выводам:

-          поликультурно-образовательное  пространство рассматривается как социум, позитивно влияющий  на субъекты для активации к потребностям самореализации;

-          Интенсивность процесса самореализации в поликультурно-образовательном пространстве   достигается нацеленностью педагогического образования на гуманистические приоритеты -  на принципы природосообразности, культуросообразности и диалогичности взаимодействия в поликультурно-образовательном пространстве;

Таким образом,  диалогичность взаимодействия педагога и обучающегося,  персонификация их  взаимоотношений   актуализируются   в предметно-знаниевом педагогическом образовании,  способствующего усвоению вариативных способов мышления, общения и поведения, которые лежат в основе самореализации собственного творческого потенциала.