Полный текст статьи
Печать

В младшем школьном возрасте на формирование самооценки, прежде всего, оказывает влияние учебная деятельность, так как она является ведущей в данном возрасте. Следовательно, именно от нее зависит, как будет сформировываться самооценка у школьника, она прямо связана с его успехами и успеваемостью. Поэтому очень важно сформировать адекватную самооценку.

В сентябре 2016 г. нами был проведен констатирующий этап исследования сформированности адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Были использованы следующие методики:

1) «Лесенка» (В. Г. Щур) [2, с. 193];

2) «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте) [2, с. 248];

3) «Определение эмоциональной самооценки»  (А. В. Захаров) [1, с. 193].

Экспериментальной базой нашего исследования является МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В экспериментальной группе были задействованы 29 детей из 2 «Б» класса в возрасте 7-8 лет.

По данным проведенного исследования нами был констатирован тот факт, что у  детей данного возраста преобладает заниженная самооценка: по методике А. В. Захарова у 13 детей (45%), В. Г. Щура – 12 детей (41%). По методике «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте у большинства исследованных детей, в количестве 13 человек (45%) наблюдается завышенная самооценка.

Данные исследования натолкнули нас на следующую задачу: разработать психолого-педагогическую программу «Поверь в себя».

За основу для написания нашей психолого-педагогической программы «Поверь в себя» были взяты программы Т. А. Григоренко «Все грани моего Я» и О. В. Бланк «Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии».

Цель программы: создание условий для формирования адекватной самооценки младших школьников.

Задачи программы:

1) формировать осознанное самовосприятие, своих недостатков и достоинств;

2) формировать умение адекватно показывать собственные и понимать чужие эмоциональные состояния; 

3) развивать способность положительного отношения к окружающим;

4) помощь в понимании ценности своей личности.

Методы:

1) сказкотерапия (чтение и сочинение сказки);

2) изотерапия (рисование, коллаж);

3) музыкотерапия (прослушивание);

4) игротерапия (ролевые, подвижные игры);

5) танцетерапия (психогимнастика).

Форма работы: групповая.

Контингент: учащиеся младшего школьного возраста.

Продолжителность: 24 занятия по 45 минут, 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретение детьми младшего школьного возраста адекватного показателя самооценки.
  2. Осознание младшими школьниками ценности собственной личности.
  3. Осознанное восприятие детьми своего «я», своих недостатков и достоинств.
  4. Сформировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.
  5. Развить умение положительного отношения к окружающим.

Структура занятий состоит из трех этапов:

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, который направлен на создание атмосферы доверия; основная часть содержит методы работы, которые направлены на решение вышеуказанных задач, заключительная часть – ритуал прощания нацелен на подведение итогов занятия и сплочение коллектива.

Рассмотрим содержание тематического плана программы «Поверь в себя» для формирования адекватной самооценки младших школьников средствами арттерапии (таблица 1).

Таблица 1

Тематическое планирование программы формирования адекватной самооценки младших школьников 

 

Тема занятия

Цель занятия

Методы работы

1.

Знакомство. «Узнай себя»

Цель: знакомство с классом; принятие правил группы; расширение представлений детей о самих себе

Метод игротерапии − «Ласковое имя», «Визитная карточка»;

метод танцетерапии − упражнение «Танец» под музыкальную композицию;

метод изотерапии − упражнение «Путь к цели»

2.

«Мои чувства»

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого

Метод игротерапии − «Я хороший», «Назови свои сильные стороны», «Волшебная кондитерская»;

метод сказкотерапии – Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

3.

«Нарисуй себя»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого

Метод изотерапии – упражнение «Саморисование»;

метод игротерапии − «Волшебное зеркало», «За что меня любит мама...»

4.

«Все в моих силах»

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка

 

Метод игротерапии − «Зайки и слоники», «Я − лев», «Чемодан в дорогу»;

метод изотерапии – упражнение «Новоселье».

5.

«Научись любить себя»

Цель: принять себя таким какой я есть и любить самого себя, почувствовать уникальность собственной личности

Метод изотерапии – упражнение «Я − разный»;

метод танцетерапии – упражнение «Повтори за мной» с музыкальным сопровождением;

метод игротерапии − «Придумай себе имя»

6.

«Какой я?»

Цель: закрепить знания об основных составляющих «Я» -образа

Метод игротерапии − «Три дома», «Автобиография»;

метод изотерапии – упражнение «Монотопия»

7.

«Все грани моего я»

Цель: развитие самосознания, самовыражения

Метод игротерапии − «Свет мой, зеркальце, скажи», «Закончи предложение»;

метод изотерапии – составление коллажа на тему «Все грани моего я»

8.

«Сказки в нашей жизни»

Цель: укрепить и стимулировать чувство собственного достоинства, формировать адекватную самооценку, избавление от негативных качеств

Метод сказкотерапии – Д. Бретт «История про Энни (застенчивость)», упражнение «Груповая сказка»;

метод танцетерапии – упражнение «Запрещённое движение» с музыкальным сопровождением

9.

«Я на самом деле»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка

Метод игротерапии – «Я справлюсь»;

метод изотерапии – упражнение «Я такой, какой я есть»;

метод танцетерапии – упражнение «Танец на стуле» с музыкальным сопровождением

10.

«Я и мои качества». Часть 1

Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки

Метод игротерапии − «Мешок хороших качеств», «Волшебный стул»;

метод изотерапии – упражнение «Цветные звуки моего тела»

11.

«Я и мои качества». Часть 2

Метод игротерапии − «Мои плюсы и минусы», «Комплименты», «Чьи качества?»;

метод танцетерапии – упражнение «Арам-зам-зам»

12.

«Это я». Часть 1

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств

Метод игротерапии − «Похвалилки», «Конкурс хвастунов»;

метод изотерапии – составление коллажа на тему «Великие люди, носившие мое имя»

13.

«Это я». Часть 2

Метод игротерапии – «Волшебные очки»;

метод танцетерапии – упражнение «Танец встреч и расставаний» с музыкальным сопровождением;

метод изотерапии – упражнение «Ладошки»

14.

«Мой портрет»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека

Метод игротерапии – «Скульптура», «Назови эмоцию»;

метод изотерапии – «Мой портрет глазами группы»

15.

«Я глазами каждого»

Цель: развитие умений принимать себя и других

Метод сказкотерапии – Д. Бретт «История про Энни (Если ребенка дразнят)»;

метод игротерапии – «Муха», «Если нравится тебе, то делай так!»

16.

«Я и другие». Часть 1

Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме

Метод игротерапии – «Я и другие», «Ласковое имя»;

метод сказкотерапии – «Маленькая рыбка»;

метод изотерапии – «Парное рисование»

17.

«Я и другие». Часть 2

Метод игротерапии − «Режим дня», «Ярмарка достоинств», «Лучи хороших качеств»;

метод танцетерапии – упражнение «Танцевальная фигура замри» с музыкальным сопровождением

18.

«Сказочное превращение»

Цель: освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения

Метод сказкотерапии – А. Дорохова «Сказка о маленьком ежике»;

метод игротерапии − «Девиз», «Все мы»

19.

«Я все умею»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого

Метод игротерапии − «Пять качеств», «Никто не знает»;

метод изотерапии – упражнение «Мой портрет в лучах солнца», упражнение «Мандала»

20.

«Я уверен в себе». Часть 1

Цель: познание своего не выявленного потенциала, формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в своих способностях

Метод сказкотерапии − «Случай в лесу»;

метод изотерапии – свободное рисование под музыкальное сопровождение;

метод игротерапии – «Самый-самый»

21.

«Я уверен в себе». Часть 2

Метод игротерапии − «Веселый мячик»;

метод изотерапии – «Рисуем карточки положительных эмоций»

22.

«Я очень хороший»

Цель: развитие представлений о своих положительных качествах, определять свои достоинства

Метод игротерапии – «Подари карточку», «Автопилот», «Театр»;

метод танцетерапии – упражнение «Встаньте в круг по…» с музыкальным сопровождением

23.

«Что я люблю?»

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки

Методы игротерапии − «5 шагов», «Подарок»;

метод сказкотерапии − В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

24.

«Хочу быть счастливым»

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков

Метод сказкотерапии – «Ромашка и роза»;

метод игротерапии – «Рыбаки и рыбки»;

метод изотерапии – «Создание своего герба»

 

Мы думаем, что разработанная нами психолого-педагогическая программа «Поверь в себя» сформирует адекватную самооценку у детей младшего школьного возраста, а также она может быть использована в качестве средства формирования адекватной самооценки младших школьников учителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и студентами для прохождения практики.