Полный текст статьи
Печать

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Регулятивные универсальные учебные действия являются приоритетными в начальной школе, поскольку формируют в целом умение учиться.

  Они включают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.Все виды учебных действий осваиваются школьниками постепенно. К концу обучения в начальной школе учащиеся могут освоить на уровне самостоятельного выполнения действия контроль и оценку. Все остальные действия выполняются совместно со взрослым или ребенком.

  Комплекс универсальных учебных действий формируется одновременно с предметными умениями. Необходимо учитывать, что невозможно охватить одновременно  формирование всех видов регулятивных УУД в одном уроке.

Формирование любого умения (предметного, личностного или метапредметного) проходит через следующие этапы:

1. Погружение - приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Введение алгоритма - формирование нового способа действия.

3. Тренинг, упражнения, отработка.

4. Контроль.

Время от времени необходимо возвращаться к тренингу и контролю, а возможно и повторять алгоритм, т. к. любое действие нуждается  в отработке.

Целеполагание– сознательный процесс выявления и постановки целей и задач учебной деятельности. Целеполагание тесно связано с прогнозированием. [1]

В основной образовательной программе начального общего образования гимназии сформулированы следующие результаты [2]:

- выпускник научится принимать и сохранять учебную задачу;

- выпускник получит возможность научиться  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Для достижения этих результатов возможно выделить следующие этапы формирования учебного действия целеполагания по классам.

 

  В первом  классе ученик принимает готовые цели, сформулированные учителем.

Универсальное действие целеполагание формируется не только на одноименном этапе урока. Школьники учатся принимать и понимать цель каждого упражнения. После выполнения задания учитель спрашивает: «Зачем мы выполнили это упражнение?» Таким образом, каждый ученик понимает цель проделанной работы.

 

Во втором классе ученик выбирает одну из готовых целей, сформулированных учителем. На уроке русского языка по теме «Устаревшие слова» учитель предлагает задание классу:  «Выберите цели, соответствующие теме урока».

Запись на доске:

Цель:

1. Узнать, что такое «устаревшие слова».

2. Познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.

3. Учиться находить в речи слова – антонимы.

4. Правильно объяснять значение устаревших  слов и употреблять их в речи.

5. Учиться пользоваться толковым словарем.

Учащиеся читают все предложенные цели и, ориентируясь на тему урока, выбирают первую, вторую и пятую цели.

 

В третьем классе ученик формулирует цель по опорным словам.

На уроке русского языка по теме «Однородные члены предложения» учитель формулирует следующее задание: Используя опорные слова, сформулируйте цели урока в соответствии с темой.

Запись на доске:

Цель:

- Узнать, что такое …

- Учиться находить  …

- Учиться составлять …

Ученики восстанавливают цели с учетом темы урока: узнать, что такое однородные члены предложения; учиться находить однородные члены предложения; учиться составлять предложения с однородными членами.

На уроке литературного чтения по теме «Константин Георгиевич Паустовский «Какие бывают дожди» дети по опорным словам формулируют цель урока, пользуясь записями на доске.

Запись на доске:

Цель:

- … о жизни и творчестве …;

 - познакомиться с произведением «… … …»;

- учиться … произведение.

Ответы детей: вспомнить о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, познакомиться с произведением «Какие бывают дожди», учиться анализировать произведение.

 

В четвертом классе ученик самостоятельно формулирует цель по теме урока.

На уроке  русского языка по теме «Мягкий знак на конце глаголов после шипящих» учитель формулирует задание: Прочитайте слова и исключите те, написание которых можно объяснить.

Запись на доске: молодёжь, читаешь, ночь, беречь, отрежь, мелочь, речь. Дети исключают слова: молодежь, ночь, мелочь, речь, т. к. на конце существительных 3 склонения  пишется ь.

- Что общего в оставшихся словах? (Остались слова:  читаешь, беречь, отрежь - это глаголы, все слова оканчиваются на мягкий знак).

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель на урок в соответствии с темой  урока. (Тема «Мягкий знак на конце глаголов после шипящих». Цель: повторить правописание ь после шипящих; узнать о правописании ь на конце  глаголов после шипящих; учиться писать ь после шипящих).

Пример формирования целеполагания на уроке русского языка на этапе «Домашнее задание».  Детям сообщается домашнее задание учебник с. 59 упр. 4 [3]

- Прочитайте задание и текст упражнения. Подумайте и назовите цель этого  упражнения. (Повторить  изученные орфограммы).

- Сформулируйте дополнительное  задание к упражнению.

Дети предлагают графически обозначить орфограммы, подобрать проверочные  слова там, где возможно, подобрать слова с такими же орфограммами.       

 

Планирование представляет собой составление плана и последовательности действий, которые должны привести к цели. Поэтому планирование тесно связано с целеполаганием. [1]

Выпускник начальной школы научится планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Выпускник получит возможность научиться самостоятельно планировать учебную деятельность[2].

            В первом классе ученик действует по готовому алгоритму. Учитель показывает детям, каким образом они могут планировать свою работу и свой досуг. Учащиеся получают первые представления о планировании посредством реализации уже построенного плана с пошаговым комментированием.

 

Второклассники из предложенных формулировок учатся составлять алгоритм.

Понятие «план» вводится деятельностным путем: восстановление деформированных планов, анализ готовых планов и действия в соответствие с ними.

Например, на уроке математики учащимся предлагается составить план построения отрезка, длина которого равна  длине данного.

Учитель предлагает два плана для анализа.

План 1

  1. 1.    Измерю длину данного отрезка.
  1. Отмечу точку - начало отрезка.
  2. Отложу при помощи линейки длину данного отрезка.
  3. Отмечу точку-конец отрезка.

План 2

  1. Возьму простой карандаш.
  2. Проведу линию.
  3. Измерю эту линию.
  4. Подпишу её.
  5. Ученики анализируют их и выбирают первый план. Строят отрезок по плану №1.
  6.  

В третьем классе учащиеся корректируют предложенный учителем алгоритм (находят ошибки в порядке или формулировке действий).

На уроке математики ученикам предлагается выполнить следующее задание на карточке: Пете необходимо решить задачу. Вычисли площадь прямоугольника, если его ширина 3 см, а длина на 2 см больше. Петя составил такой план действий:

  1. 1.    Найду площадь прямоугольника.
  2. 2.    Вспомню формулу нахождения площади прямоугольника.
  3. 3.    Найду неизвестную сторону прямоугольника.
  4. 4.    Выясню, каких данных не хватает для вычисления площади прямоугольника.

Расположи действия Пети в правильном порядке.

В результате учащиеся составляют такой план действий Пети.

  1. Вспомню формулу нахождения площади прямоугольника.
  1. Выясню, каких данных не хватает для вычисления площади прямоугольника.
  2. Найду неизвестную сторону прямоугольника.
  3. Найду площадь прямоугольника.

 

В четвертом классе ученики составляют алгоритм совместно с учителем.

Так, на уроке математики, выполняя построение прямоугольника, ученики составляют план построения в паре, в группе. Затем корректируют совместно с учителем.

На таких предметах, как технология, изобразительное искусство возможно опережение предложенного варианта формирования планирования.

 

Прогнозирование - это предвосхищение результата, основанное на личном опыте и анализе текущей ситуации [1].

Прогнозирование развития события и планирование собственных действий для достижения желаемых результатов являются неотъемлемыми моментами всей деятельности человека.

В результате обучения в начальной школе выпускник научится определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Выпускник получит возможность научиться осознанно на основе опыта и анализа ситуации строить гипотезы[2].

С самых первых дней в школе перед учеником встает проблема:

- Научиться писать по строчкам в тетради.

- Войдет слово целиком в строку или следует его перенести?

- Войдет третий столбик примеров или нет?

Чтобы решить такие проблемы, ученик должен владеть прогнозированием. Учащиеся  прогнозируют с помощью учителя.

На уроке литературного чтения в третьем классе по теме «Михаил Михайлович Пришвин «Жаркий час» ученики выполняю задание: по названию произведения предположите, о чем пойдет речь в этом произведении. (Дети могут предположить, что речь пойдет о природе летом, т.к. Михаил Пришвин писал о природе, а в заглавии произведения есть слово «жаркий»). В произведении рассказывается о природе весной.

Урок литературного чтения в четвертом классе, тема «Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница». Учащимся предлагается домашнее задание: «Придумай продолжение сказки, учитывая характер  лягушки». При подготовке задания дети учитывают характер лягушки и прогнозируют её поведение в других обстоятельствах.

Урок математики «Величины. Единицы измерения времени». На этапе формулирования домашнего  задания детям предлагаются карточки с тремя заданиями. Учитель формулирует задание: Посмотрите карточки с домашним заданием. Оцените сложность выполнения каждого из них.

Карточка

№ 1

3 ч = … мин                                6 мин = …с

2 ч 10 мин = …мин                    1 мин 10 с = … с

5 ч 7 мин = … мин                      3 мин 30 с = …с 

№ 2

Солнце взошло в 6 часов утра, а зашло в 7 часов вечера. Какова продолжительность светового дня? 

№ 3

Наручные часы отстают на 7 минут и показывают 9 ч 58 мин. Каково точное время?

Задания разного уровня сложности: в первом надо выполнить одну операцию – перевод единицы измерения. Во втором номере выполнить арифметическое действие с единицами времени. В третьем номере нужно выполнить перевод единиц измерения времени и  арифметическое действие с ними.

 - Учитывая уровень ваших знаний по теме урока, выберите номер для домашней работы.

Каждый ученик выбирает домашнее задание в соответствии с уровнем усвоения материала по теме урока, прогнозируя степень своей успешности.

 

Контроль  - это сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него [1].

Выпускник начальной школы научится осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; получит возможность научиться осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания[2].

В силу возрастных особенностей детям трудно находить ошибки у себя. Поэтому  формирование контроля начинается следующим образом: ребенок проверяет работу, выполненную сказочным героем (Буратино или Незнайкой).

Для мониторинга процесса формирования контроля учитель вводит различные сигналы: хлопки, поднятые руки в случае согласия и одобрения; поднятые вверх скрещенные руки, «минусы» указательным пальцем в случае несогласия и ошибки.

На следующем этапе формирования контроля ученику предлагается проверить работу соседа по парте. Взаимопроверка может быть включена в любой этап урока на любом предмете. На уроке математики – проверка устного счета, решения задачи, домашнего задания; на уроке русского языка – проверка словарного диктанта, правила.

Приведем в качестве примера прием «математический диктант». После выполнения заданий учащиеся меняются тетрадями в парах и проверяют работу соседа по эталону, который представлен на доске. При несовпадении ответов, учитель вновь читает задание. Подводятся итоги математического диктанта, выявляются учащиеся, у которых нет ошибок и учащиеся, допустившие ошибки.

Для контроля своих работ ученику предлагаются памятки-алгоритмы. Например, памятка по проверке изложения или сочинения.

Памятка по проверке изложения / сочинения

  1. Прочитай свой текст.
  2. Проверь последовательность изложения.
  3. Проверь, раскрыта ли тема текста.
  4. Проверь правописание.

В УМК «Школа 21 века» предлагаются упражнения для формирования контроля [4]:

- Догадайся, какие слова нужно вставить в предложения. Впиши их. Обрати внимание: все эти слова из орфографического словарика.

После выполнения основного задания упражнения учащимся предлагается проверить себя: сравнить  свое написание этих слов с написанием в упражнении 6 из учебника [3].

 

            Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в плане и способе действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата [1].

В УМК «Школа 21 века» авторы  учебника по русскому языку рекомендуют при проверке письменных работ обучающихся допущенную ошибку не исправлять, а выносить метку-черту на поля. Ученик понимает, что в этой строке есть ошибка, находит её и выписывает слово, работает с ним.

 

Оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения [1].

К окончанию начальной школы выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результатов требованиям данной задачи; получит возможность научиться самостоятельной оценке правильности выполнения действия и умению вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия[2].

Почему важно формировать оценивание? Система оценивания развивает у школьников умение:

- проверять и контролировать себя;

- критически оценивать свою деятельность;

- находить ошибки и пути их устранения.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Ученикам объясняется различие между понятиями оценка и отметка. Формирование оценки в учебной деятельности может быть во время самостоятельной работы, на этапе рефлексии, при оценивании монологического ответа, групповой работы.

Приведем пример формирования оценки во время самостоятельной работы. На уроке русского языка в третьем классе дети  разбирают слова по составу. После выполнения задания учитель предъявляет эталон. Учащиеся сопоставляют свою работу с эталоном и, при необходимости,  корректируют. Дети оценивают свою работу по оценочному листу по трем позициям и по трем критериям.

Оценочный лист

Дай общую характеристику своей работы. Для этого в квадратике рядом с приведёнными суждениями запиши букву (А, Б или В), соответствующую оценкам.

А. Полностью правильно.

Б. Частично правильно (с ошибками).

В. Полностью неправильно.

Ты умеешь правильно разбирать слова по составу.

Ты умеешь правильно находить приставку в слове.

Ты умеешь правильно находить основу слова.

 

Формирование оценки возможно во время обучающего словарного диктанта.

Учащиеся проверяют свою работу по орфографическому словарю или эталону и оценивают по критериям, которые записаны на доске или на индивидуальной карточке.

Проверь по образцу:

одежда, мороз, вчера, сегодня, спасибо, до свидания, Россия, рисунок, месяц, суббота

Оцени работу:

«5» - без ошибок и исправлений

«4» -  1 ошибка или 1 исправление

«3» - 2 ошибки или 1 ошибка и 1 исправление

«2» - 3 и более ошибок 

Еще один вариант формирования оценки на этапе рефлексии. Урок математики по теме «Величины. Единицы измерения времени». Учащимся предлагается оценить уровень усвоения материала по теме урока с помощью шкалы достижений.

 

- Какие задачи ставили на урок? (Ставили задачи: вспомнить единицы измерения времени и соотношение между ними; учиться переводить единицы измерения времени; выполнять арифметические действия с единицами времени).

- Все ли поставленные задачи урока мы выполнили?

- Оцените свои знания  по теме урока, используя шкалу.

- Встаньте те ребята, кто оценил свои знания на высоком уровне.

- Встаньте те ребята, кто оценил свои знания на среднем  уровне. Что нужно сделать, чтобы решить вашу проблему?  (Тренироваться в арифметическом счете. Упражняться в переводе единиц времени).

- Встаньте те ребята, кто оценил свои знания на низком уровне. В чем причина? (Не знаю перевод единиц времени. Сложно выполнять арифметические действия).

              Формирование самооценки с помощью приема «Незаконченное предложение».

Тема урока русского языка «Правописание о, ё после шипящих в корне слова».Учитель формулирует задание: Выбери фразу и закончи её:

-          На уроке я узнал …

-          Буква ё после шипящих  в корнях слов пишется …

-          Я могу с помощью схемы … (рассказать, проиллюстрировать)

-          Я могу построить схему …

-          Я могу подобрать слова по теме урока: …

 Выбирая фразу, ученики оценивают свой уровень усвоения материала урока. При проектировании следующего урока учитель подбирает разноуровневые задания. Если ученик отвечает на все фразы: «Могу», то ему предлагается задание повышенного уровня.

Монологический ответ можно оценить с помощью следующих критериев:

-          полнота ответа (изложена вся информация);

-          все понятия и определения верны;

-          структура и логика  текста не нарушена;

-          выразительность и четкость речи.

Образовательный стандарт предполагает групповую форму работы. После работы в группе ученикам предлагается «Оценочный лист». 

Оценочный лист

- Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

- Оцени свой вклад в решение заданий (насколько ты оказался полезен группе). 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

- Оцени, насколько дружно работала твоя группа. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

            Систематическая работа по формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий позволит сформировать у учащихся одно из приоритетных умений современного человека – организовывать процесс самообразования, саморазвития.