Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель: создать условия для формирования всех видов универсальных учебных действий первоклассников в ходе решения межпредметной одновозрастной проектной задачи.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формирование уважительного отношения к мнению собеседника;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за общий результат в групповой работе, в том числе в информационной деятельности;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

 

Метапредметные:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  5. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  6. построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

 

Предметные:

  1. Русский язык:

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1. Литературное чтение:

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Окружающий мир:

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. Технология:

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Формируемые универсальные учебные действия:

  Личностные УУД

-         Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива

-         реализующего потребность социально значимой деятельности.

-         Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности

-         к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Регулятивные УУД

-         Целеполагание: постановка учебной задачи.

-         Контроль: сличение способа действия и его результата.

-         Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

-         усилию для преодоления препятствий.

-         Познавательные УУД

-         Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

-         структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; моделирование.

-         Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез;

-         установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

-         Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-         разрешение конфликтов; управление поведением партнера.

 

Ресурсы/Оборудование

-         75 «билетов»: 25 – с номером «10», 25 – с номером «12», 25 – с номером

-         «15»;

-         33 карточки с загадками о каждой букве алфавита;

-         33 трафарета букв размером 13х13;

-         33 разноцветных листа формата А4 с особой разлиновкой: 9 цветов по 3

-         4 листа;

-         9 маршрутных листов;

-         33 карточки с анаграммами;

-         9 карточек со словами-помощниками для авторского зала;

-         33 разрезных карточки со стихами о каждой букве;

-         Орфографические словари;

-         Пенал с цветными карандашами (у каждого ученика). 

Пример страницы Букваря (формат А4). 

Пример карточки с анаграммами: А, АЛКСА, СВАУТГ, АРСКТОА, ВАИФЛАТ

Карточка со словами-помощниками для авторского зала. 

Пример разрезной карточки со стихотворением о букве.

Материалы для Игрового зала

- Встаньте все в один круг.

- Каждому из вас по очереди я загадаю название сказки. Отгадайте их.

- «Желтая кепочка» («Красная шапочка»)

- «Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)

- «Приключения Зайки и его друзей» («Приключения Незнайки и его друзей»)

- «Гадкий цыпленок» («Гадкий утёнок»)

- «Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)

- «Сказка о рыбаке и рыбачке» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- «Луковый мальчик» («Чиполлино»)

- «Конь-горбун» («Конек-Горбунок»)

- «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)

- Вам нужно хором рассказать алфавит и хлопнуть в ладоши, когда будем называть гласную букву. Хлопок должен быть не перед называнием буквы, не после, а в то время, когда называете.

- А сейчас рассказывать алфавит будем по цепочке по букве, а хлопать в ладоши все вместе. Хлопок нужно сделать, когда будем называть букву звонкого согласного (неважно: парного или непарного)

- Постройтесь в алфавитном порядке имен.

- Постройтесь в алфавитном порядке фамилий.

- Игра-шутка «Зоопарк». Сейчас каждому из вас я скажу «на ушко» название какого-либо животного: зверя, птицы, насекомого, рыбы, … Никто не должен знать то слово, которое я вам скажу, т.к. когда я буду проводить игру, услышав название своего животного, вы должны упасть, а остальные ребята должны быть начеку – не дать упасть соседу, удержать его. Победит тот, кто сумеет упасть, услышав своё слово.

(«На ушко» говорите каждому игроку слово «заяц», делая вид, что придумываете названия разных животных)

- Итак, я иду по зоопарку и вижу ЛЕВ; (пауза, никто не упал) иду дальше, вижу КРОКОДИЛ; (пауза) заворачиваю за угол – а там – БЕГЕМОТ… решил я уйти и вижу … ЗАЯЦ (Все падают и смеются)

Пример рефлексивного листа.  

Для проведения проектной задачи необходимо 8 взрослых: 6 руководителей залов (могут быть учителя, родители школьников) по количеству задействованных кабинетов, Букварь и Буквоежка.

Расписание проектной задачи:

10.30. – 10.35. – музыкальный зал

10.40. – 10.00. – кабинет

11.00. – 11.15. – 1 зал

11.20. – 11.35. – 2 зал

11.40. – 11.55. – 3 зал

12.00. – 12.15. – 4 зал

12.20. – 12.35. – 5 зал

12.40. – 13.05. – музыкальный зал

13.05. – 13.10. – класс, дипломы, конфеты 

Ход проектной задачи 

Этапы проектной задачи

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

1 этап: Постановка задачи (мотивационный)

Личностные УУД

Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

 

Регулятивные УУД

Целеполагание: постановка учебной задачи.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий.

 

Познавательные УУД

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез.

 

Коммуникативные УУД:

Приобретение умения организовывать и

осуществлять инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов; управление поведением партнера.

 

Звучит фонограмма песни Шаинского «Чему учат в школе»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ     10.30.

Букварь: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Букварь. Я и все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - жители волшебной страны Букварии. И здесь я сегодня неслучайно. Я пришел проводить вас в далёкое, очень интересное  путешествие по стране Литературии. Со мной пришла и мои друзья – 33 богатыря. Вот они!...

Букварь открывает импровизированный Букварь (папку), а там пустые страницы (без букв) …

Букварь: Ой, а где же буквы? Куда делись мои друзья?

Вбегает Буквоежка.

Буквоежка: Я - Буквоежка! Ем по буковке на завтрак, на обед и на ужин! Буквы все такие сладкие. Я вам их не отдам! Ха-ха! …

Букварь: Это грозный Буквоежка!

 Буквы съел в один присест.

 Обглодал он все словечки

 И теперь уже не ест.

Буквоежка убегает.

Букварь: Ребята, что будем делать?

- (Наводящий вопрос в случае затруднения) Может быть, вы мне поможете, восстановить страницы Букваря?

При входе в зал дети (75 первоклассников) получают БИЛЕТ с номером зала (10, 12 или 15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Надо помочь Букварю создать новые страницы.

коллективная

-Где печатают книги?

-Тогда давайте все вместе отправимся в типографию. Эта типография необычная, в ней шесть залов.

-Сначала вам нужно подготовиться к походу в типографию, мы пойдем в три особых подготовительных кабинета.

-При входе в музыкальный зал вы получили билет с номером особых подготовительных кабинетов.

-Поднимите руку, кто сначала пойдет в кабинет с номером 10? А кто пойдет в кабинет №12? №15?

-Пусть во время путешествия по типографии у вас получатся самые красивые, самые интересные страницы букваря. А я буду ждать вас здесь, с нетерпением. В добрый путь! (10.35.)

- Книги печатают в типографии.

 

подготовительная работа в кабинетах 10.40 (в кабинете стоят шесть парт, сдвинутых попарно; дети рассаживаются по желанию за любой из трёх столов (по 8-9 человек)

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Что случилось в стране Букварии?

- Для чего мы здесь собрались?

 

- Чтобы работать дружно, чтобы было приятно общаться, познакомьтесь за столом. Назовите своё имя по порядку.

- Объединитесь в пары или тройки так, чтобы в группе дети были из разных классов. Чтобы было удобно объединяться, за одним столом можно пересаживаться.

- На середине стола лежат листочки. Возьмите один лист на группу, переверните его. Прочитайте загадку, отгадайте, страницу какой буквы вам надо восстанавливать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Буквоежка съел листы с буквами из Букваря.

- Нам нужно восстановить страницы Букваря.

 

Дети знакомятся друг с другом.

 

 

Дети объединяются в группы по инструкции.

 

 

Дети читают загадку, отгадывают букву. Пример загадки:

Рак – речной усатый рак.

Учится он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву …

групповая

 

 

 

 

 

 

 

парная,

или работа в микрогруппе

 

 

 

 

 

- Каждая пара-тройка назовёт букву, с которой будет работать, хором.

 

- По одному человеку от группы подойдите к общему столу и возьмите свою букву.

 

 

 

- Положите перед собой будущую страницу из Букваря (разноцветные листы А4 с особой разлиновкой).

- Договоритесь, кто будет обводить букву простым карандашом. Буква должна находиться в верхнем левом углу страницы. Выполните задание.

- Нам надо помочь Букварю восстановить страницы с пропавшими буквами. Обсудите в группе, что может быть на странице, которую вы будете восстанавливать.

- В разных залах типографии вы сможете это сделать.  Вам надо будет посетить авторский зал, конструкторский зал, художественный зал, поэтический зал, игровой зал.

- В какой зал вам идти, расскажет маршрутный лист [Приложение 2]. Переходить из зала в зал вы будете командой. Сколько команд в этом зале? 

(В каждой команде (за одним столом) – три-четыре группы по два-три человека в каждой; страницы Букваря в одной команде одного цвета, такого же, как цвет маршрутного листа, а буквы у каждой пары-тройки разные).

- Но создавать листы с буквами вы будете группой. У каждой группы своя буква.  Ходить по залам команда должна строго по порядку указанных в маршрутном листе названий залов.  Бегать не надо, смотрите, чтобы никто в вашей команде не отстал и не потерялся. В добрый путь!!!  (в 11.00)

Каждая группа называет букву, с которой будет работать, хором.

Дети подходят к столу, на котором лежат 11 букв (33 буквы алфавита

разделили на три кабинета) формат 13х13см)

 

 

 

 

Дети выполняют задание по инструкции.

 

 

- На странице могут быть рисунки, слова, загадки…

 

 

 

 

 

 

- В этом зале три команды.

 

 В соответствии с маршрутными листами дети расходятся по залам типографии.

парная,

или работа в микрогруппах

2 этап: Выполнение заданий (деятельностный)

Личностные УУД

Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

 

Регулятивные УУД

  • Целеполагание: постановка учебной задачи.
  • Контроль: сличение способа действия и его результата.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий.
  •  

Познавательные УУД

  • Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; моделирование.
  • Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ

Руководитель зала:

- Как вы думаете, как можно украсить вашу страничку с буквами в художественном зале?

 

 

- Раскрасьте букву. Украсьте её или нарисуйте вокруг неё картинки, в названии которых есть эта буква. Если ты сомневаешься, какая буква пишется в слове, воспользуйся словарём.

- Можно использовать фломастеры, цветные карандаши.

- Не забывайте, что вы работаете в группах. Договаривайтесь и распределяйте своё участие в работе поровну. Не ссорьтесь и не обижайтесь, ведь успех всей работы зависит от вашего взаимодействия.

(Команда должна окончить работу в строго указанное время.)

 

 

- Страницу можно раскрасить, нарисовать картинки, в названии которых есть эта буква, т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание по инструкции.

 

парная,

или работа в микрогруппах

Конструкторский зал

(На общем столе лежат 33 карточки (по числу букв алфавита) с анаграммами) [Приложение 3]

Руководитель зала:

- Ребята, я приветствую вас в конструкторском зале. Конструктор – это человек, который что-то конструирует, изобретает, создает. В этом зале мы будем конструировать, собирать, слова. Пусть один человек из вашей тройки-пары подойдет к общему столу и возьмёт карточку с вашей буквой.

- На каждой карточке зашифровано по четыре слова с вашей буквой. Причем эта буква может быть в начале слова, в середине или в конце. Расшифруйте слова, запишите их на специальное место на странице Букваря.

- Вашу букву в написанном слове выделите другим цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к общему столу и берут карточку со своей буквой.

 

 

 

 

Дети выполняют задание по инструкции.

парная,

или работа в микрогруппах

авторский зал

Руководитель зала:

- Ребята, мы закончили изучать Букварь. Он нас многому научил. Давайте напишем письмо, в котором поблагодарим Букварь  за знания и умения. Вам необходимо дописать предложения, используя слова-помощники [Приложение 4] или подбирая слова самостоятельно. Слова, которые вам можно добавить в первое предложение, в карточке записаны под цифрой 1. Желаю, чтобы ваше письмо получилось интересным!

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание по инструкции.

 

парная,

или работа в микрогруппах

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Руководитель зала:

- Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, кто такие поэты?

- Сегодня вам предстоит попробовать себя в роли поэта. На общем столе лежат  33 разрезные карточки со стихами о буквах. Подойдите и возьмите карточку со стихотворением о своей букве.

 

- Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить?

- После того, как вы составите стихотворение, прочитайте его и приклейте на страницу Букваря. Успешной работы! 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос.

 

 

Дети подходят и берут карточку со стихотворением о своей букве.

- Нам надо восстановить стихотворение.

парная,

или работа в микрогруппах

Игровой зал

Параллельно работали два игровых зала. Время на этот зал – 15 минут, приходят по одной команде: 8-9 человек.

Руководитель зала

- Ребята, приветствую вас в игровом зале. Здесь вы можете отдохнуть и немного поиграть. Листы с буквой и карандаши положите на общий стол.

Руководитель зала проводит командные игры. Они необходимы для отдыха и взаимодействия в группе.

- Хорошо поиграли? Вам пора отправляться в путь. Не забудьте  свои листы с буквой и карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети играют в командные игры.

групповая

3 этап: Представление результатов (рефлексивно - оценочный)

Личностные УУД

Смыслообразование: развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

 

Регулятивные УУД

  • Контроль: сличение способа действия и его результата.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
  •  

Познавательные УУД

  • Общеучебные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
  •  

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств  для решения  коммуникативных  задач.

Окончание проектной задачи

Букварь:

- Вижу, все вы успешно потрудились в залах типографии. Собрав ваши рукописные страницы, я стану еще лучше и полезнее для всех первоклассников, которые придут в первый класс на следующий год.

(Букварь собирает страницы у детей)

 

- Спасибо вам за помощь, теперь вы можете отправиться в страну Литературию, а поможет вам в этом новый учебник «Литературное чтение». Любите его, берегите! С ним вы откроете много нового и интересного! Ну, а мне пора готовиться к встрече с новыми первоклассниками. На прощание дарю вам именные дипломы и сладкие призы. И помните, что свой школьный путь вы начинали с меня – с Букваря.

 

К окончанию праздника каждый класс готовит и показывает инсценировку одного из произведений Букваря. Например: произведения букваря из раздела «Живые буквы».

В качестве домашнего задания ребятам предлагается описать свои впечатления о празднике в рефлексивных листах

 

Дети собираются в музыкальном зале со своими страницами букваря. Построение парами-тройками в алфавитном порядке.

 

Ребята хором называют буквы алфавита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценирование трёх произведений А. Шибаева из букваря (раздел «Живые буквы»)

коллективная, групповая, парная