Ценность труда и отношение к труду у студентов старших курсов учреждений высшего профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Орлова К. А. Ценность труда и отношение к труду у студентов старших курсов учреждений высшего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 881–885. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86190.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы ценности труда у молодежи, представлены результаты эмпирического исследования отношения молодежи к труду как фактора, влияющего на формирование ценности труда у молодежи, основанного на классификации отношения личности к труду А. Б. Купрейченко.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлова Ксения Александровна,Студентка 4 курса юридического факультета направления социальная работа ПГНИУ, г.ПермьOrlovak1994@mail.ru

Ценность труда и отношение к труду у студентов старших курсов

учреждений высшего профессионального образования

Аннотация.В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы ценности труда у молодежи, представлены результаты эмпирического исследования отношения молодежи к труду как фактора, влияющего на формирование ценности труда у молодежи, основанного на классификации отношения личности к труду А.Б.Купрейченко.Ключевые слова: молодежь, занятость, безработица, отношение к труду, рынок труда

По данным Международной организации труда (МОТ), половина безработных в мире —люди в возрасте до 24 лет. За последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи резко возрос и достиг рекордного уровня в 88 млн. человек, уровень молодежной безработицы в мире (люди в возрасте 15–24 лет) составляет более 12,5 %. По прогнозам специалистов, этот показатель продолжит расти и к 2018 г. достигнет отметки почти в 13 %[1]. Для Российской Федерации также характерен достаточной высокий уровень безработицы среди молодежи.В среднем среди молодежи в возрасте 1524 лет уровень безработицы в феврале 2015г. составил 15,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 1524 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте3049 лет составляет 3,3 раза[2].Высокиепоказатели уровня молодежной безработицы приводят к тому, что молодые люди вынуждены соглашаться на любую работу, как правило, за небольшую заработную плату. Молодежь работает в сфере, которая не соответствует уровню их образования и не отвечает их профессиональным интересам, а это в свою очередь снижает мотивацию к труду, уменьшает производительность труда, приводит к нежеланию совершенствоваться и развиваться в профессиональной сфере, а также влияет на уровень жизни молодых людей. Кроме того, важно отметить, что высокийуровеньмолодежной безработицы влияет на уровень развития страны и мира в целом, поскольку молодежь –это ценные трудовые ресурсу любого государства. По мнению Международной организации труда, отсутствие должного внимания к вопросу молодежной занятости и безработицы может привести к резкому снижению темпов экономического роста, что отразится на развитии всех сфер жизни общества. Существует тесная взаимосвязь между развитием экономики и ситуацией на рынке труда [3].От ситуации в экономике зависят темпы создания новых рабочих мест, объем средств, направляемых на выплату пособия по безработице и проведение мероприятия, способствующих трудоустройству и т.д. От положения на рынке труда зависит объем произведенных товаров и услуг. Чем больше трудовых ресурсов задействовано в производстве и чем рациональнее они использованы, тем больше будет экономическая выгода. Следовательно, необходимо выстроить грамотную систему регулирования рынка труда, которая бы способствовала снижению уровня безработицы, в том числе сокращению безработныхсреди молодежи, которая является важнейшим трудовым ресурсом. Как правило, анализируя причины высокого уровня молодежной безработицы, обращают внимание на следующие факторы –нестабильная ситуация на рынке труда, несоответствие профессионального образования молодежи потребностям рынка труда, неумение молодежи самопрезентовать себя, отсутствие опыта работы. Сегодня проводится целый комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи, но они оказываются неэффективны, поскольку не учитывается отношение молодых людей к труду.В данном случае под трудом мы понимаем целенаправленныйвид деятельности, который позволяет реализовывать свой профессиональный потенциал, а также способствует удовлетворению основных потребностейчеловека. Мы предположили, что отношение к труду предопределяет место работы, что его надо учитывать при проведении мероприятий по трудоустройству для повышения их эффективности.Нами было проведено исследование «Отношение личности к труду». Цель исследования: изучение типов отношения личности к труду среди выпускников 35 курсов. Задачи исследования: 1)проанализировать отношение студентов старших курсов к труду;2)оценить значимость трудовых ценностей для студентов старших курсов;3)проследить взаимосвязь общей значимости труда с нравственной оценкой денег;4)проанализировать нравственные стратегии студентов старших курсов, степень унизительности для личности различных видов труда у представителей разных типов отношения к труду, а также изменение под влиянием ситуации степени принятия или отвержения тех или иных видов труда.В исследовании сделан акцент на описании индивидуальных особенностей респондентов, чтобысопоставитьотношениеличности к труду и местоработы(его отсутствие).Концепция исследования предполагает проведение 2 этапа. На втором этапе исследования будет проведен опросреспондентов, участвовавших в проведении первого этапа исследования, сцелью понимания того, насколько их тип отношения личности к труду повлиял на место их работы и на процесс трудоустройства. 2 этап будет проведен в февралемарте 2016г.Метод исследования: анкетирование студентов старших курсов высших учебных заведений г. Перми. Выборкусоставили 46 студентов 35 курсов высших учебных заведений г. Перми. За основу исследования взята программа исследования нравственной оценки труда и трудовых ценностей доктора психологических наук А.Б. Купрейченко и кандидата психологических наук А.Е. Воробьевой. В качестве инструментария использовалась анкета, которая включает 6 блоков. Объект исследования: отношение к труду. Предмет исследования: отношение к труду студентов старших курсов высших учебных заведений г. Перми.По результатам нашего исследования также как и в исследовании А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой было выделено 5 типов отношения личности к труду –«фрилансер», «прагматичный»,«творчески самореализующийся в труде», «волонтер», «трудяга».Характеристика полученных типов,в целом,совпадает с характеристикой типов отношения личности к труду, предложенной А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой, но есть некоторые отличия. Чаще всего отличия наблюдались в тех типах, к которым относится относительно небольшое число респондентов, чем и объясняется расхождения в их описании. В первом разделе программы исследования были представлены вопросы, направленные на анализ общей значимости труда. Полученные показатели послужили основой для построения типологии отношения к труду. В результате нашего исследования было выделено 5 типов отношения личности к труду. В исследование приняло участие 46 человек. Согласно полученным данным, представителей типа «фрилансер» среди респондентов –9%, представителей типа «прагматичный» ─ 11%, представителей типа «творчески самореализующийся в труде» ─24%, представителей типа «волонтер» 28%, представителей типа «трудяга» ─ 28%. Для более полного описания отношения личности к труду были проанализированы трудовые ценности каждого типа, а также значение денег. Рассмотрим подробнее каждый тип. Представители типа 1 в наибольшей степени считают, что труд ─ это бремя, но он дает возможность для самореализации, не уверены, что труд ─ это обязанность перед обществом, и считают, что трудолюбивому человеку легко найти хорошую работу. Имея достаточное количество средств к существованию, скорее всего бы, не работали. Таким образом, имеет место негативная оценка труда как бремени, связанного с удовлетворением насущных потребностей, но при этом он нужен для самореализации. Наиболее значимыми для представителей данного типа являются следующие ценности: мастерство, финансовая выгода, независимость, свободное время, разнообразие. У представителей других типов значимость этихценностей примерно такая же, за исключениемценности «независимость». Данная ценность наиболеезначима именно для представителей типа1.Наименьшую значимостьдля типа «фрилансер»имеют такие ценности,как работа в цейтноте, соревнование, волнение и работа в одиночку. Такой тип отношения к труду может быть характерен для представителей нестандартных форм занятости, например, для «фрилансеров»[4]. Для представителей типа 1 деньги, в первую очередь, ─ это комфорт, ответственность, достижения, средство существования, здоровье, развлечения, власть. Особенностью типа 1 является тесная связь денег с комфортом, ответственностью, достижениями, информацией, властью, безопасностью и развитием. Связь денег с данными понятиями максимальна именно у представителей типа«фрилансер». Анализ нравственных стратегий показал, что в наибольшей степени представители типа 1 согласны со следующими утверждениями: «Я получаю удовольствие, если мне удается ответить добром на добро», «Я испытываю удовлетворение, когда поступаю нравственно в этически сложной ситуации»; «В опасной ситуации или ради близких людей можно поступиться нравственными нормами»; «Не делая добра, нельзя быть счастливым»; «Я испытываю удовлетворение, если мне удается остановить чужое безнравственное поведение, даже если дело не касалось меня лично»; «С людьми следует поступать так, как они со мной: доброза добро, зло за зло»; «Я получаю удовольствие, если мне удается ответить добром на добро». «Фрилансер» демонстрирует наибольшуюпо сравнению с другими типами степень согласия со следующими утверждениями: «Я испытываю разочарование, если мне не удается отплатить обидчику»; «Я получаю удовольствие, если мне удается ответить добром на добро»; «С людьми следует поступать так, как они со мной: добро за добро, зло за зло»; «Я не готов творить добро и бороться со злом, для меня достаточно просто не совершать зла»; «Я испытываю удовлетворение, если мне удается остановить чужое безнравственное поведение, даже если дело не касалось меня лично»; «Я не испытываю негативных эмоций, если вижу нарушение нравственных норм в отношении посторонних мне людей»; «Не делая добра, нельзя быть счастливым»; «В опасной ситуации или ради близких людей можно поступиться нравственными нормами». Наименьшая по сравнению с другими типами степень согласия у типа 1 с суждениями: «Я не держу зла на человека, который поступил безнравственно по отношению ко мне»; «У меня не получается бороться со злом его методами». Представленные выше суждения описываютпозициючеловека, который не стремится активно творить добро и противодействовать злу, если оно не касается его или его близких. Представителиданного типа считают, что к другимнеобходимо относитсятакже,как они относятсяк вам.Оценивая степень унизительности для личности работника разных видов работы, представители типа 1 считают унизительной работу с неадекватно низкой оплатой труда, неинтересную и «отупляющую», вызывающую презрение окружающих, но не считают таковыми работу низкого социального статуса и работу с негативной психологической нагрузкой. Однако они согласятся выполнять в критической ситуации работу с неадекватно низкой оплатой и работу неинтересную и «отупляющую», а также демонстрируют высокие показатели к тем видам работ, которые унизительными не считают. Представители данного типа не имеют четкой позиции по вопросу об унизительности определенных типов работ, в критической ситуации они готовы выполнять любую работу. Представители типа 2 занимают неопределенную позицию по вопросам: «труд –это бремя» и «труд –это средство самореализации личности». Они сомневаются, что труд –это обязанность перед обществом, но допускают, что трудолюбивому человеку сегодня легко найти работу. Имея достаточное количество средств представители данного типа, скорее всего бы, не работали. Наиболее значимыми для представителей данного типа являются следующие ценности: знания, мастерство, креативность, ответственность, разнообразие, точность, стабильность, безопасность и нравственность. Значимость финансовой выгодны, стабильности, точности, ответственности наибольшая среди представителей всех типов. Наименьшую важностьдля представителей данного типа имеют такие ценности как быстрый темп, приключения, физические нагрузки. Этот тип характерен для молодежи до 23 лет.Для представителей данного типа труд ─ это источник заработка, при этом имея достаточное количество средств, представители данного типа вполнемогут обойтись без труда. Тип получил название «прагматичный»[4]. Для типа 2 деньги ─ это средство существования, достижения, свобода, здоровье, комфорт, развлечения. Важно отметить, что связь денег с таким понятием как «средство существования» максимальна именно у представителей данного типа. Интересно также, что деньги у типа 2 сильнее ассоциируются с беспринципностью и в то же время принципиальностью, несправедливостью, цинизмом, лживостью, конфликтом. Это позволяет сделать предположение о неразборчивости данного типа в средствах получения денег. Таким образом, для представителей типа 2 труд, в первую очередь, ─ это источник денег и статуса, который связан с важными для данного типа ценностями. В наибольшей степени представители типа 2 согласны с утверждением «Я готов следовать нравственным нормам, даже если это крайне не выгодно для меня». Представители типа 2 демонстрируют наибольшуюпо сравнению с другими типами степень согласия со следующим утверждением: «Можно поступиться нравственными нормами, если об этом никто не узнает». Наименьшая по сравнению с другими типами степень согласия у типа 2 с суждениями: «Необходимо соблюдать нормы нравственности в любой ситуации, даже если я с этим не согласен»; «В опасной ситуации или ради близких людей можно поступиться нравственными нормами»; «Я испытываю удовлетворение, когда поступаюнравственно в этически сложной ситуации»; «Если мне приходится поступить не вполне нравственно, я сожалею об этом и испытываю угрызения совести»; «Иногда нарушение норм приносит больше удовлетворения, чем их соблюдение»; «Иногда я могу нарушить нравственные нормы, особенно в отношении людей, которые мне не нравятся»; «Я не стремлюсь соблюдать моральные нормы, которые не принимаю»; «Необходимо противодействовать нарушению нравственных норм»; «Важно не только самому соблюдать нравственные нормы, но и способствовать соблюдению их окружающими»; «Не следует вмешиваться в чужие дела, в этически сложных ситуациях каждый имеет право поступать так, как считает нужным»; «Не делая добра, нельзя быть счастливым»; «Я не испытываю негативных эмоций, если вижу нарушение нравственных норм в отношении посторонних мне людей»; «Я стремлюсь совершать больше добрых поступков и поддерживать тех, кто поступает также»; «Нельзя отвечать злом на зло»; «Я получаю удовольствие, если мне удается ответить добром на добро»; «Я стараюсь вознаграждать людей за добрые поступки»; «Я не стремлюсь вознаграждать людей за нравственное поведение, ведь оно совершается добровольно». Позиция представителей данного типа в отношении нравственных стратегий довольно неопределенна и противоречива, они декларируют относительность нравственных норм в зависимости от ситуации или от того, идет речь о близких людях или о посторонних. Оценивая степень унизительности для личности работника разных видов работы, представители типа 2 считают унизительной работу с неадекватно низкой оплатой и работу в неприятном социальном окружении. Они не считают унизительной работу во вредных и физически тяжелых условиях, а также работу низкого социального статуса. Представители данного типа согласятся в критической ситуации выполнять работу с неадекватно низкой оплатой труда, но от работы в неприятном социальном окружении, скорее всего, откажутся даже в критической ситуации. Также в критической ситуации представители типа 2 готовы приступить к работе во вредных и физически тяжелых условиях труда, к работе с негативной психологической нагрузкой. Важно отметить, что, хотя работу низкого социального статуса они не считают унизительной, в критической ситуации они не согласятся на нее. Это вполне понятно, поскольку статус и власть для представителей данного типа являются важными ценностями. Представители типа 3 не согласны с тем, что труд –это бремя, уверены, что он дает возможность для самореализации, скорее всего бы, работали, имея достаточное количество средств к существованию, но не считают труд обязанностью перед обществом и не уверены, что трудолюбивому человеку сегодня легко найти работу. Наиболее значимыми для представителей данного типа являются следующие ценности: свободное время, финансовая выгода, стабильность и безопасность. Наименьшую значимостьдля представителей данного типа имеют такие ценности как помощь обществу, волнение, соревнование. Важно отметить, что, хотя финансовая выгода является важной ценностью, но ее значение наименьшее среди представителей всех типов. Такой тип может быть назван «творчески реализующийся в труде», поскольку для представителей данного типа труд является способом самореализации и самовыражения, финансовая выгода при этом не играет важной роли. Тип 3 имеет несколько меньшую общую значимость денег по сравнению с другими типами. Представители данного типа в наибольшей степени связывают деньги с такими понятиями как средство существования, достижения, здоровье, власть, комфорт, сила, развитие. Интересно, что среди всех типов именно для представителей типа 3 максимальна связь денег с силойиминимальнасвязь денег с правдивостью, любовью, нетерпимостью, безответственностью. Таким образом, деньги для представителей данного типа –это, в первую очередь, средство для развития, позволяющее обеспечить комфорт, успехи в чемлибо, дающее силу, помогающее достигать поставленных целей. Представители типа 3 демонстрируют наибольшуюпо сравнению с другими типами степень согласия со следующими утверждениями: «Я стараюсь вознаграждать людей за добрые поступки»; «Нравственное поведение нужно одобрять, это будет способствовать его развитию»; «Я не держу зла на человека, который поступил безнравственно по отношению ко мне»; «Я стремлюсь совершать больше добрых поступков и поддерживать тех, кто поступает также»; «Важноне только самому соблюдать нравственные нормы, но и способствовать соблюдению их окружающими»; «Необходимо противодействовать нарушению нравственных норм»; «Я не стремлюсь соблюдать моральные нормы, которые не принимаю»; «Иногда я могу нарушить нравственные нормы, особенно в отношении людей, которые мне не нравятся»; «Я испытываю удовлетворение, когда поступаю нравственно в этически сложной ситуации». Наименьшая по сравнению с другими типами степень согласия у типа 3 с суждениями: «Я не готов творить доброи бороться со злом, для меня достаточно просто не совершать зла»; «Я готов следовать нравственным нормам, даже если это крайне не выгодно для меня». Таким образом, для данного типа характерна позиция активного борца со злом и поддержки нравственного поведения других людей, однако стремление творить добро нечетко выражено. Оценивая степень унизительности для личности работника разных видов работы, представители типа 3 считают унизительной работу с неадекватно низкой оплатой, а также работу неинтересную и «отупляющую». Менееунизительным видомработ среди перечисленных вариантов они считают работу во вредных и физически тяжелых условиях. Представители данного типа в критической ситуации готовы приступить ко всем видам работ, кроме работ, вызывающих презрение окружающих.Представители типа 4 занимают неопределенную позицию по вопросу «труд –это бремя», согласны с тем, что труд –это средство самореализации личности и обязанность перед обществом, что трудолюбивому человеку сегодня легко найти работу, а также стем, что имея достаточное количество средств, все равно работали бы. Для данного типа наибольшую значимость имеют следующие ценности: знания, мастерство, финансовая выгода. Наименее значимые ценности: волнения, соревнование, работа в цейтноте, быстрый темп, физические нагрузки. Представители типа 4 считают, что деньги, в первую очередь, связаны с такими категориями как средство существования, развлечения, власть, комфорт, достижения. Важно отметить, что представители данного типа довольно высоко оценивают связь денег со всеми перечисленными категориями. В целом оценка связи перечисленных категорийс деньгами примерно такая же, как и у других категорий, сильных различий нет. Позитивная нравственная оценка труда и денег сочетается у этого типа с высокой ценностью свободы и общей невысокой значимостью денег. Представители типа 4 демонстрируют наибольшуюпо сравнению с другими типами степень согласия со следующими утверждениями: «Необходимо соблюдать нормы нравственности в любой ситуации, даже если я с этим не согласен»; «Если мне приходится поступить не вполне нравственно, я сожалею об этом и испытываю угрызения совести»; «Иногда нарушение норм приносит больше удовлетворения, чем их соблюдение»; «Я готов следовать нравственным нормам, даже если это крайне не выгодно для меня»; «Не следует вмешиваться в чужие дела, в этически сложных ситуациях каждый имеет право поступать так, как считает нужным»; «Нельзя отвечать злом на зло»; «У меня не получается бороться со злом его методами». Наименьшая по сравнению с другимитипами степень согласия у типа 4 с суждениями: «Я испытываю разочарование, если мне не удается отплатить обидчику»; «С людьми следует поступать так, как они со мной: добро за добро, зло за зло»; «Можно поступиться нравственными нормами, если об этом никтоне узнает». Тип 4 отличается твердыми нравственными принципами, совестливостью и нравственным самоконтролем, а также выраженным стремлением совершать добрые дела и поступки, поддерживать других. Оценивая степень унизительности для личности работника разных видов работы, представители типа 4 считают унизительной работу с неадекватно низкой оплатой, работу в неприятном социальном окружении. Не унизительным видом работ они считают работу во вредных и физически тяжелых условиях и работу низкого социального статуса. В критической ситуации, скорее всего, согласятся на следующие виды работ: на работу с неадекватно низкой оплатой, работу в неприятном социальном окружении, работу низкого социального статуса. Представители данного типа позитивно оценивают труд и считают его обязанностью перед обществом, не избегают никакой работы, однако в критической ситуации они менее охотно согласятся на работу во вредных и физически тяжелых условиях труда, работу с негативной психологической нагрузкой, работу, вызывающую презрение окружающих, работу неинтересную и «отупляющую». Представители типа 5 скорее согласны с тем, что труд –это бремя, но в то же время считают, что он дает возможность для самореализации и развития личности, имея достаточное количество средств для существования, они, скорее всего бы, работали. Они не уверены, что трудолюбивому человеку сегодня легко найти работу, как правило, согласны с тем, что труд –это обязанность перед обществом. Для данного типа наибольшую значимость имеют следующие ценности: безопасность, знания, мастерство, свободное время. Наименее значимые ценности: соревнование, работа в цейтноте, работа совместно с другими, быстрый темп, волнение. Тип 5 имеет наивысшие оценки связи денег с понятиями: средство существования, власть, комфорт, достижения. Наименьшая связь денег с такими понятиями как лживость, конфликт, безответственность, принципиальность, беспринципность, терпимость, нетерпимость. Связь денег с понятиями «свобода» и «правдивость» меньше, чем у представителей других типов. В наибольшей степени представители типа 5 согласны со следующими утверждениями: «Я получаю удовольствие, если мне удается ответить добром на добро»; «Нравственное поведение нужно одобрять, это будет способствовать его развитию»; «Я испытываю удовлетворение, если мнеудается остановить чужое безнравственное поведение, даже если дело не касалось меня лично»; «Нельзя отвечать злом на зло». Представители типа 5 демонстрируют наибольшуюпо сравнению с другими типами степень согласия со следующим утверждением: «Я стараюсьбороться со злом и безнравственным поведением окружающих людей». Наименьшая степень согласия у типа 5 с суждениями: «Я испытываю разочарование, если мне не удается отплатить обидчику»; «С людьми следует поступать так, как они со мной: добро за добро, зло за зло»; «Я не испытываю негативных эмоций, если вижу нарушение нравственных норм в отношении посторонних мне людей»; «Можно поступиться нравственными нормами, если об этом никто не узнает». Таким образом, для представителей типа 5 характерно высокое стремление соблюдать нравственные нормы. Оценивая степень унизительности для личности работника разных видов работы, представители типа 5 считают унизительной работу неинтересную и «отупляющую», вызывающую презрение окружающих, работу с неадекватно низкой оплатой. Представители типа 5 не считают унизительной работу во вредных и физически тяжелых условиях. В критической ситуации представители типа 5 охотнее согласятся выполнять работу неинтересную и «отупляющую», работу низкого социального статуса, работу в неприятном социальном окружении, работу с неадекватно низкой оплатой. Итак, в результате исследования было выделено 5 типов отношения личности к труду, каждый из которых имеет свои особенности, определяющие наиболее оптимальные сферы профессиональной деятельности, характер трудовой деятельности, а также условия труда. Кроме того, каждый тип имеет свою иерархию трудовых ценностей, влияющую на оценку той или иной профессии, а, следовательно, и на выбор определенного вида работы в процессе ее поиска. Важна и оценка значимости денег каждым типом, поскольку она также влияет на выбор профессии. Оценка нравственных стратегий позволила сформировать представление о поведении представителей различных типов отношения личности к труду в различных ситуациях в процессе работы, выявить слабые и сильные стороны их поведения, чтобы увидеть причины возможных неудач в процессе поиска работы и трудоустройства, а также непосредственно в процессе работы, и сформулировать рекомендации, позволяющие наилучшим образом продемонстрировать положительные качества личности, компенсируя слабые стороны. Анализ унизительности различных видов работ дает представление о том, к каким типам работ готовы приступить представители различных типов, а какие виды работ они считают унизительными и даже в критической ситуации не готовы к ним приступить. Полученные результаты можно использовать как при содействии занятости отдельному индивиду, так и при формировании программ в сфере занятости. Отношение молодых людей к труду и сформированные трудовые ценности могут быть одним из факторов, мешающих успешному трудоустройству. Проблема трудоустройства молодежи, получившей профессиональное образование, во многом обусловлена социальнопсихологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности во многом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношение спроса и предложения на рынке труда. Выявление отношения к труду у выпускников и их трудовых ценностей позволит наиболее эффективно вытраивать план решения проблемы молодежной занятости. Важно сформировать у выпускников адекватное отношение к трудовой деятельности и трудовые ценности, которые сегодня будут максимально содействовать успешному трудоустройству.

Ссылки на источники1.Дорохова Н.В. Молодежная безработица на мировом и российском рынках труда// Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2015. № 2.С.1315.2.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].URL: www.gks.ru(Дата обращения: 15.05.2015)3.Кризис в сфере занятости молодежи: время действовать. Международное бюро труда. Женева,2012. 128с.4.Купрейченко А.Б.,Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М: Издво «Институт психологии РАН»,2013.480с.