Особенности регионального рынка труда в условиях реализации компетентностного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бавыкина Е. Н., Мельникова О. В., Гущина С. С., Позднякова Т. В. Особенности регионального рынка труда в условиях реализации компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4356–4360. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85872.htm.
Аннотация. В настоящее время самым главным и социально значимым является взаимодействие рынка труда и образовательных услуг. Именно от этого зависит развитие государства как единой целостной системы, включающей все сферы деятельности. Начальным этапом динамичного развития и функционирования государства является рынок образовательных услуг как отправная точка в создании грамотных, профессиональных трудовых ресурсов на всех уровнях образования. Не менее важен рынок трудовых ресурсов. Именно из отношений, возникающих на рынке труда, начинается функционирование всех сфер деятельности государства. И от того, насколько это функционирование будет успешным, зависит уровень развития государства. Таким образом, только тесное взаимодействие и грамотное регулирование рынков труда и образовательных услуг позволит решить проблемы кадрового обеспечения с учётом требований социально-экономического развития региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бавыкина Елена Николаевна,старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскbawikina.82@mail.ru

Гущина Светлана Сергеевна,старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскsvetikru@list.ru

Мельникова Ольга Владимировна,доцент Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскborisova83@mail.ru

Позднякова Татьяна Валерьевна,доцент Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскptvbti@mail.ru

Особенностирегионального рынка труда

в условиях реализации компетентностного подхода

Аннотация.В настоящее время самым главным и социально значимым является взаимодействие рынка труда и образовательных услуг. Именно от этого зависит развитие государства, как единой целостной системы, включающей все сферы деятельности. Начальным этапом динамичного развития и функционирования государства является рынок образовательных услуг, как отправная точка в создании грамотных, профессиональных трудовых ресурсов, на всехуровнях образования. Вторым не менее важным, является рынок трудовых ресурсов. именно из отношений, возникающих на рынке труда, начинается функционирование всех сфер деятельности государства. И на сколько это функционирование будет успешным зависит уровень развития государства. таким образом, только тесное взаимодействие и грамотное регулирование рынков труда и образовательных услуг позволит решить проблемы кадрового обеспечения с учётом требований социальноэкономического развития региона.Ключевые слова:рабочаясила, безработица, занятость, рынок труда, молодой специалист, трудоустройство, самозанятость, компетенция.

Ситуация на рынке труда Алтайского края определяется влиянием социальноэкономических и демографических факторов. Данные рисунка 1 свидетельствуют о ежегодном снижении численности населения. Это связано со сложной демографической ситуацией, сложившейся в 90е гг. XXвека, когда резко снизились показатели рождаемости. К этому привела нестабильная экономическая ситуация и экономическийкризис 19951998 гг. Не смотря на это отмечается рост среднегодовой численности занятого в экономике населения, что в основном происходит за счёт числа работающих пенсионеров. Число безработных граждан за рассматриваемый период ежегодно снижается. Пик роста численности безработных приходится на 2009 г., причиной тому становится сложная экономическая ситуация, связанная с мировым экономическим кризисом 20082009 гг.Сложная ситуация обстоит с регистрацией безработных граждан (рис. 2). Увеличение числа граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости, происходит волнообразно. Этот фактор не зависит от какихлибо причин.

Рис.1. Динамика показателей занятости населения за 2009 2014 гг.

в Алтайском крае (тыс. человек)

На самом деле граждане, оставшиеся без работы, либо ищущие работу впервые, предпочитают проводить поиски работы самостоятельно, не обращаясь в органы занятости для поддержки и получения помощи в поиске работы. Многие считают, что сами в силах найти работу, соответствующую своим требованиям.

Рис. 2.Уровень регистрируемой безработицы за 20092014 гг. в Алтайском крае

С увеличением экономическиактивного населения происходят изменения в среднегодовой численностизанятых граждан в экономике по формам собственности. Численность занятых в государственной и муниципальной формах собственности, к концу 2014г., снизилась на 2,7 %. Тогда как число занятых в частной собственности увеличивается на 5,8 %. Так же происходитснижение в секторе смешанной формы собственности —на 3,2 %.Такие изменения связаны с увеличением частной формы собственности, а так же переходом государственной и муниципальной форм собственности в частную, более привлекательными условиями труда у частных работодателей.Доля частной собственности на рынке труда Алтайского края, превышает государственную —в 2,5 раза, что позволяет частным работодателям диктовать условия при найме персонала в рамках законодательства Российской Федерации. Так у работодателей появляется все больше требований к знаниям и навыкам, которыми должен обладать претендент на вакантную должность, называемыми компетенциями. Появляются все более модные и престижные профессии, предложение которых на рынке выше, чем спрос на них. Что формирует дисбаланс между объемами подготовки кадров и реальными потребностями в них.Профессиональное образование в Алтайском краекак в целом и в стране фактически не ориентируется на потребности рынка труда, прием в учебные заведения не согласуется с прогнозами его развития. Зачастую в технических, аграрных, строительных учебных заведениях ведется необоснованная подготовка специалистов гуманитарного и экономического профиля. В настоящее время роль государства в регулировании деятельности системы профессионального образования значительно снизилась, что повлекло за собой появление в этой сфере коммерческого сектора, действующего без учета реальных потребностей рынка труда. Все эти обстоятельства усиливают профессиональноквалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Предпочтения молодежи в выборе будущей профессии отдаются преимущественно вузовской форме обучения, так как в большинстве случаев в выборе будущей профессии лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи [1].Выявляя потребности рынка труда в квалифицированных специалистах различных сфер деятельности важно обращать внимание не только на количественные характеристики полученных данных. Немаловажную роль играет уровень подготовки данных специалистов.Анализируя данные табл. 1нельзя с полной уверенностью утверждать о преобладании на рынке труда граждан с определенным уровнем образования. Доля численности населения, имеющая высшее профессиональное и среднее профессиональноеобразование, имеет тенденцию к увеличению завесь анализируемый период, тогда как доля населения сначальным профессиональным образованием, за рассматриваемый период, сократилась на 10 %.Таблица 1 Структура численности экономически активного населения по уровню образования (в процентах к итогу) за 20092014 гг. в Алтайском крае

Численность экономически активного населения по уровню образованияГоды200920102011201220132014Экономически активное население100100100100100100В том числе имеют образование:Высшее профессиональное19,317,020,920,822,122,3Среднее профессиональное25,325,925,826,329,329,5Начальное профессиональное30,836,032,932,120,923,1Среднее общее15,714,715,015,020,921,2Основное общее5,94,95,14,96,15,8

Образование Алтайского края—это отрасль со значительными материальными и человеческими ресурсами, находящаяся в процессе динамичного, комплексного и системного развития. Сложившаяся система по объему подготовки специалистов, их квалификационнопрофессиональной структуре способна обеспечить постоянное обновление и воспроизводство кадрового потенциала, решение стратегических задач кадровой политики в Алтайского края.Численность обучающихся и учебных заведениях Алтайского краяи ежегодно снижается. Причиной этому послужила низкаярождаемость 90х гг. XX в.,котораясвязана с нестабильной социальноэкономической ситуацией и экономическим кризисом 1995 1998 гг.Формирование, распределение и эффективное использование трудовых ресурсов Алтайского края возможно при тесном взаимодействии органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования.Среди работодателей растет спрос на молодых специалистов. Далее представлены результаты проведённого исследования, направленного на изучение соответствия требования работодателей к подготовке молодых специалистов. Количество работодателей, заявивших о своей готовности принять на работу молодых специалистов, составило 61% от общего числа опрошенных, что на 5% больше, чем в 2013 году.Наиболее высок спрос на молодых специалистов в здравоохранении –80% организаций данной сферы готовы принять на работу молодых специалистов без опыта работы. Востребованы молодые специалисты и в сфере образования –73% работодателей, оказывающих образовательные услуги, готовы принять на работу выпускников учреждений профессионального образования без опыта работы. Сложнее всего для молодого специалиста без опыта работы трудоустроиться в организацию сферы финансов и страхования –лишь 40% работодателей данной сферы выразили готовность принять специалистов без опыта работы.

В ходе исследования была сделана попытка разработать модель компетенций, характеризующая рабочее место специалиста. В этой связи работодателям, как экспертам, было предложено выбрать компетенции наиболее востребованные и необходимые молодым специалистам при трудоустройстве на работу. Таблица 2 Требования работодателей к компетенциям молодых специалистов при трудоустройстве

КомпетенцияОбязательное требование, %Желательное требование, %Нет требования, %Всего, %Личностные компетенцииИсполнительность, дисциплинированность9010

100Инициатива в работе454510100Самостоятельность206020100Организаторские способности117118100Способность планировать305020100Коммуникабельность603010100Способность к самосовершенствованию504010100Гибкость304030100Креативность405010100Базовые профессиональныеБазовые теоретические знания9010

100Умения применять знания на практике8020

100Навыки поиска информации603010100Владение методами познания 70255100Умение строить прогнозы503020100Умение работать на компьютере (знание базовых программ)7030

100

Весь перечень компетенций условно можно разделить на две группы: личностные и базовые профессиональные. Среди личностных особое место занимают такие компетенции, как исполнительность, дисциплинированность, коммуникабельность, инициатива, способность к самосовершенствованию. Из базовых профессиональных особого внимания заслуживают умения применять знания на практике и базовые теоретические знания.В настоящий период в Алтайском крае высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью востребована, рынок запрашивает в основном низко квалифицированную рабочую силу. Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективнотребуется низко квалифицированная рабочая сила. Доля вакансий по рабочим специальностям по Алтайскому краю устойчиво растёт (рисунок 3).

Рис.3.Сравнительный анализ показателей спроса и предложения вакансий

на рынке трудаАлтайского края за 2014 г.

Данные рисунка3свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период спрос на рабочие специальности на рынке труда Алтайского края превышает предложение на 40 %.Для достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда Алтайского края, а так же рационального использования трудовых ресурсов необходимо усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда. Это позволит своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.Регулирование отношений социальнозначимых рынков следует начинать на микроуровне, включающем в себя вузы, предприятия и организации, дальше следует выделить мезоуровень, в который входят субъекты регионального звена управления, главным уровнем регулирования взаимодействия будет —макроуровень. Выявляя потребности рынка труда на микроуровне, и регулируя их на последующих уровнях можно добиться сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов, что повлечет за собой более высокую эффективность реализации государственной политики во всех сферах деятельности.Анализируя вышеизложенное, становится ясно, что, именно на микроуровне выявляются зачаткиспросаи предложения на рынке труда.В течение последнихлет система профессиональногообразования Алтайского краяпретерпеларяд изменений,аименно сократилось количество Вузов, признанных Министерством образования РФ не эффективными.

Несмотря на это изменения в системе профессионального образования Алтайского края ежегодно происходит совершенствование структуры специальностей и направлений подготовки, формируется система непрерывного профессионального образования. В связи с этим необходимо разработать механизм многоканального финансирования высшего образования (средства федерального, областного бюджетов, предприятийзаказчиков, грантовая поддержка и др.). Одной из актуальных проблем сферы профессионального образования является оптимизация территориальной структуры профессионального образования. На сегодняшний день важно знать не только чему и как учить, но и где эффективнее с точки зрения территориальной организации общества, интересов регионов и страны в целом создавать и развивать соответствующие учебные заведения. Таким образом, очевидно, что при разработке стратегии развития профессионального образования на территории конкретного региона необходимо учитывать все сложившиеся характеристики новой системы профессионального образования, а также возможности научнообразовательного комплекса территории и перспективы его дальнейшего развития.

Ссылки на источники1.Бавыкина Е.Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае [Текст] / Е.Н. Бавыкина, С.С. Гущина, Г.М. Дзюина, О.В. Мельникова, Т.В. Позднякова // Мир науки, культуры образования. 2015. №1 [50] С. 217220.2.Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона [Текст] / Л. Миляева ; Н. Подольная // Маркетинг. 2001. № 6. С.3.Беглова Е.И. Безработица молодёжи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. 2010. №11. С. 172.