Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобинова А. В., Пилипенко О. Н., Лукшис С. О. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86928.htm.
Аннотация. Анализ ситуации, связанной с вхождением в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей, дает понимание того, насколько данная проблема актуальна. При формировании новых детских коллективов на первый план выходит адаптация вновь поступивших обучающихся к требованиям образовательной организации, к ее традициям и канонам. Представленные материалы достаточно подробно раскрывают ситуацию с точки зрения детей, родителей, а также взгляд педагога-психолога на данную проблему. Преодоление затруднений новичков является задачей всего педагогического коллектива, однако нагрузка и ответственность в основном падают на классных руководителей. Данный методологический подход отработан на специализированных классах естественнонаучного и инженерно-технологического профиля. Возможно, данная система по адаптации вновь поступивших детей и их родителей будет интересна как образовательным организациям, имеющим специализированные классы в рамках регионального проекта, так и школам, осуществляющим набор в профильные классы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобинова Анастасия Владимировна, педагогвоспитатель, МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск

Пилипенко Оксана Николаевна, учитель в.к.к.,МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск

Лукшис Снежана Олеговна,педагогпсихолог в.к.к, МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирскlicey_kondratuka_nsk@mail.ru

Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей

Аннотация.Анализ ситуации, связаннойс вхождением в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей, дает понимание того, насколько данная проблема актуальна. При формировании новых детских коллективов на первый план выходит адаптация вновь поступивших обучающихся к требованиям образовательной организации, к ее традициям и канонам. Представленные материалы достаточно подробно раскрывают ситуацию с точки зрения детей, родителей, а так же взгляд педагогапсихолога на данную проблему. Преодоление затруднений новичков является задачей всего педагогического коллектива, однако,нагрузка и ответственность, в основном, падают на классных руководителей. Создать атмосферу комфорта, как для детей, так и для родителей, путь к формированию позитивного коллектива, который гармонично вольется в лицейское сообщество, примет систему нравственных и духовных ценностей, будет развиваться и добьётся успеха в раскрытии потенциала личности обучающегося.Данный методологический подход отработан на специализированных классах естественнонаучного и инженернотехнологического профиля. Возможно, данная система по адаптации вновь поступивших детей и их родителей будет интересна образовательным организациям, как имеющим специализированные классы в рамках регионального проекта, так и для школ осуществляющих набор в профильные классы.Ключевые слова:адаптация, психологический климат, формирование коллектива, мотивация обучающихся, сотрудничество с родителями, анализ результатов.

1.Адаптация вновь поступившихобучающихся

Аэрокосмический лицей образовательная организация, определяющая работу с одаренными детьми как одно из приоритетныхнаправлений деятельности. В силу специфики профиля, лицей задаёт инженерную и естественнонаучнуюнаправленность образования и требует отпоступающих достаточно высокого уровня знаний по основным предметам, который подтверждается в ходе вступительных экзаменов. Обучение в лицееначинается с 7 или 8 класса, что соответствует12 –14летнему возрасту. Подростковый период не просто один из этапов жизни ребёнка. Он совпадает с возрастным кризисом и способствует снижению самооценки, неустойчивой в силу возрастных особенностей. Именно тогда закладываются основы мировоззрения, происходит осознание включения личности в общественные отношения, идут настойчивые поиски возможности социального самоутверждения. Поступающие в лицей, зачастую являются успешными в учебе в своих образовательных организациях, они имеют опыт участия в различных конкурсах и конференциях. Для полноценного раскрытия их потенциала требуется создание комфортных условий обучения и благоприятного психологического климата в образовательной среде. Немаловажную роль играет и процесс адаптации вновьпоступивших.Согласно проведенному среди учащихся 78 классов опросу, основными страхами при переходе в новую образовательную организацию являются:страх быть отвергнутым новым классным коллективом ("Я не смогу найти друзей", "Надо мной будут смеяться");страх не соответствовать возросшим образовательным требованиям ("если я не справлюсь,меня могут отчислить", "я буду учиться хуже, чем мои одноклассники");страх не оправдать возложенных надежд (разочарование родителей).Однако,при успешной адаптации эти страхи отступают уже в течениепервого учебного полугодия, переходя в мотивацию к успешному обучению и социальной активности.Адаптация вновь поступившихдетей начинается до начала формирования классного коллектива. Многие поступившие в лицей,посещали подготовительные занятияна базе АКЛ, в ходе которых ониполучили возможностьне только приобрести необходимую знаниевую базу по основным предметам, но и познакомиться с будущими одноклассниками,освоиться в образовательном пространстве. В Аэрокосмическом лицее с1992года существует такая форма воспитательной работы, как летняя аэрокосмическая школа (в дальнейшем –ЛАШ), которая проходит в августе в течение 510 дней на пригородной базе отдыха. Её основная задача–способствовать освоению вновь принятых обучающихся в образовательном пространстве лицея, и организация общения для дальнейшей успешной социализации лицеистов.ВрамкахЛАШвновьпоступившие учащиеся разных классов изучают традиции лицея, узнают об основных требованиях и правилах поведения. Через коллективную творческую деятельность они проявляют себя, свои таланты, что позволяет сформировать репутацию не только среди сверстников, но и среди старшеклассников участников ЛАШ.В условиях временно созданных малочисленных детских коллективов педагоги и обучающиеся общаются в неформальной обстановке, ближе узнают друг друга, закладываются основы крепких дружеских отношений.

Рисунок1«Космическая неделя»

Рисунок 2 Выставка «НСКТехно»



Рисунок 3 «Летняя аэрокосмическая школа»

Таким образом, на момент начала учебного года, вновь поступившие попадают в относительно знакомую среду: они знают педагогов лицея, администрацию, одноклассников и обучающихся других классов.Поскольку лицей является профильной образовательной организацией в течении года проходят тематические образовательные события: «Космическая неделя» (октябрь), «День Космонавтики» (апрель), участите в выставках технического творчества.Следует отметить, что в лицей поступают обучающиесяс высокой степенью мотивации к учебе. Исследование показало, что у 74% обучающихся 7 и 8 классов решение поступить в лицей было принято совместно с родителями, самостоятельностремились поступитьв лицей17%вновь поступивших, еще 9% поступили по настоянию родителей или потому, что в лицее обучались старшие родственники (братья, сестры илиродители).72% поступивших имели на момент поступления 100% качественную успеваемость в предыдущей образовательной организации и около 36% принимали активное участие в различных конкурсах и конференциях учебной направленности. Соответственно большинство обучающихся были достаточно успешны в предыдущих образовательных организациях. Возникает проблема адаптироваться не только к окружающим сверстникам и зарекомендовать себя в новом классном коллективе, но и к возросшим требованиям преподавателей. В лицее действует практика работы освобожденных классных воспитателей. Этот ресурс позволяет более детально уделить внимание адаптации каждого учащегося.Задача освобожденного классного воспитателя (далее воспитатель) помочь ребенку понять свои потенциальные возможности и затем уже совместно с ним найти несколько вариантов их реализации и дальнейшего развития, научить его выбирать, научить его быть свободным в ситуации выбора и нести ответственность за его результаты. То есть –научить учащегося разрабатывать и реализовывать программу индивидуального развития, самовоспитания, самосовершенствования, наконец, самообучения. Задача воспитателя лицея совместно сребенком, его родителями и педагогамипредметниками разрабатывать и реализовывать индивидуальные воспитательные траектории (личностнои социально ориентированные), обеспечить качественное взаимодействие всех участников образовательного процесса для наиболее полного раскрытия потенциала ребенка.Большую роль в деятельности воспитателя играет индивидуальное общение с каждым ребенком в классе, понимание его проблем, трудностей и совместный поиск путей их решения, и на первоначальном этапе обеспечить наилучшие условия адаптации вновь поступивших. Прислушиваясь к желаниям и потребностям каждого ребенка,воспитатель лицея так организует образовательную и творческую среду, что каждое массовое и общеклассное мероприятие носит индивидуальный характер образования, а классноурочная система обучения и традиции КТД выступают, как формы работы с индивидуальным запросом ребенка. (Александрова Е.А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? // Завуч. 2007. № 4. С. 5759).Вывод.Результаты мониторинга средивновь прибывших учеников лицеяпоказывают что, около 70% отмечают повышение качества знаний по предметам, 56% считают, что их успеваемость возросла по сравнению спериодом обучения впрошлой образовательной организацией.Эти результаты позволяют полагать, чтопроцессадаптация вновь поступивших проходит в плановом режиме.

2.Адаптация родителей к системе воспитания лицеистов

Приняв решение о поступлении ребенка в лицей, родители должны отдавать себе отчет осуществованиииной системытребованийк обучению и воспитанию ребенка, чем так которая была в прежней образовательной организации. Для родителей,так же как и для обучающихся, необходима адаптация для вхождения в новое родительское сообщество.Основой взаимодействия лицея и семьи является общая цель: создание условий для адаптации учащихся к требованиям и условиям обучения, формирование детского коллектива через совместную творческую деятельность и неформальное взаимодействие.

Сотрудничество классного руководителя и семьи направлено на решение следующих общих задач в формировании сплоченного детского коллектива:развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика;выявление и поддержка лидеров класса, организация работы совета класса; организация и проведение мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в классе;отработка механизмов взаимодействия школы, семьи, детских организаций, других социальных партнеров в области воспитания;разработка новых подходов к организации трудового воспитания учащихся;разработка и внедрение новых форм межведомственного взаимодействия по профилактике негативных явлений в детской среде.Образовательная организация Аэрокосмический лицей востребована в образовательном пространстве Новосибирска. Вэтом учебном году сформировано два7 класса. Хотелось бы на примере 7Б класса раскрыть суть работы классного руководителя с родителями. В начале учебного года было проведенородительское собрание на тему: «Организация учебновоспитательной работы в лицее» и анкетирование, с целью изучения контингентадетейи родителей. А именно, состав семьи, профессии родителей, семейные традиции, увлечения и достижения детей в учебе, спорте, творческой деятельности.Социальный паспорт класса отражает специфику родительского контингента, а так же место проживания обучающихся по районам города.

Социальный паспорт класса

Семейный статус

Социальный статус

Уровень образования

Место проживания по районам

В настоящее время у ребят проходит сложный период адаптации.Факторы, способствующие адаптации учащихся класса.1.Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.2.Скоординированная деятельность педагогического коллектива лицея:1911ПолныеНеполные5; 10%8; 17%1; 2%29; 59%6; 12%ПредпринемателиРабочииДомохозяйкиСлужащиеИнтеллигенцияВысшее90%Среднеспециальное4%Среднее6%147342по формированию учебных компетенций;по разнообразиюформ деятельности (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия);по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социальноэкономический аспект;по организации совместных воспитательных усилий классного руководителя, педагогов и родителей.3.Благоприятный психологический климат в классном коллективе.4.Система дифференцированной и индивидуальной работы учителейпредметников, классного руководителя, психолога, родителей, компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.Во второй четверти этого учебного года, на классном часе семиклассники написали «Открытое письмо родителям» (образец письма прилагается)

«Открытое письмо родителям»Дорогие _________________________________________________________________Вот я и учусь в 7 классе АКЛ.Прежде всего, хочу сообщить, что я ___________________________________.Если сравнивать с учёбой в 6 классе, то сейчас _________________________.Иногда я __________________________________________________________.Самый интересный для меня предмет__________________________________.А ещё я ___________________________________________________________.Но кроме этого я хочу рассказать о _____________________________________________________________________________________________________.Самым трудным для меня в 7 классе ____________________________________________________________________________________________________.Больше всего я хочу __________________________________________________________________________________________________________________.А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________.Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 7 классе _____________________________________________________________________________.А наш классный руководитель _______________________________________.Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________________________________________________________________________.Но вот то, что заинтересовало меня, так это ______________________________________________________________________________________________.В 7 классе меня удивило _____________________________________________________________________________________________________________.Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею __________________________________________________________________________________________.Жаль, но меня торопят ______________________________________________.Крепко ___________________________________________________________.Дата _________________

Имя __________________

Изучив письма детей,написанныхсовместно сихродителями, можно сделать вывод, что ребятам в лицее нравится. Они идут на занятия с удовольствием, охотно рассказывают о своих успехах и неудачах. Стараются прийти пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, они понимают, что главная цель их пребывания в лицее –это учеба.Некоторые дети устают после уроков, но все же не пасуют перед трудностями, а активно и упорно идут к своей цели. Большую помощь и поддержку оказывают им в этом родители. Они для детей: первые наставники и помощники в написании проектных работ;организаторы мероприятий, поездок, экскурсий;члены жюри;участники сценок, выступлений;соавторы презентаций;художникиоформители классных мероприятий.

Рисунок 4 Родительское собрание на тему «Позитивная самооценка,как условие успешного развития личности ученика»

Рисунок 5 Отчет родителяоб общегородском родительском собранииНовичкив лицее обрелидрузей среди одноклассников и старших лицеистов. Им нравятся учителяпредметники, которые их обучают, несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются.Важно для классного руководителяотмечать самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе детей. Поддерживатьинициативы ребят, их попыткипреодолеть трудности. Старатьсявнимательно выслушать детей, датьвозможность им высказаться.Беседуя с учащимися класса, не следуетакцентировать вниманиетолько на успеваемости,необходимоинтересоватьсяих отношениями с одноклассниками, с учителямипредметниками и их отношением к новому коллективу, а также лицею.При контакте с родителями, входе индивидуальной консультации,необходимовнимательно их слушать и создавать атмосферу доверительности. Чем больше информацииимеетсяо каждом ученике, тем больше шансов создать ему нормальные условия для адаптации.Классному руководителю очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие культуры коммуникации начинает формироваться именно в семье.Самыми распространенными формамиработы с родителямипо вовлечению детей в образовательную и воспитательную среду лицеяявляются:тематические беседы:«Мотивация к обучению», «Режим дня», «Горячее питание школьника», «Я и мои друзья»;тематические родительские собрания: «Адаптация учащихся 7 класса в лицее», «Позитивная самооценка, как условие успешного развития личности»;участие в конференции:«У истоков освоения космоса», конкурсе «Британский Бульдог» и «Русский медвежонок», Школьный и Муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников и Всесибирской предметной олимпиаде;

посещение культурных центров нашего города: театра «Глобус» кинотеатра «Победа» документальный фильм «Атлантида Русского Севера» и «КиноСити» мультфильм «Монстры на каникулах 2», новосибирской филармонии авторский концерт Натальи Басовой «Живи Россия!», парка культуры и отдыха «Березовая роща», выставки «НСКТехно»;традиционныемероприятия: «День рождения класса», «День здоровья», «День КосмонавтикиДень лицея», «День безопасности», «День науки», «Большой родительский сбор»это важныесобытия, т.к. родители вливаются в лицейское сообщество, осваивают некоторые каноны и традиции лицея, становятся частью родительской общественности.

Рисунок 6 Посещение детьмии их родителямитеатра «Глобус».Спектакль «Остров сокровищ»

Рисунок 7,8День здоровья совместное мероприятие педагогов, детей, родителей.

Вывод.Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Эти мероприятия направлены на единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и классном коллективе. В основе воспитательной работы всегда заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

3.Исследование адаптивных возможностей обучающихся

Психологопедагогическое сопровождение учащихсяв лицееосновывается на принципах опережающего сопровождения, так на первом этапе поступления изучаются адаптивные возможности учеников, уровень личностной и ситуативной тревожности, эмоциональное состояние. Для психодиагностического обследования используются адаптивные методики: методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), шкала оценки ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина, опросник САН (Самочувствие.Активность. Настроение).Методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда позволяет изучить адаптацию к новым условиям обучения, предназначена для изучения критериев социальнопсихологической адаптированности личности (личностной зрелости), в частности –чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними. Методика позволяет исследовать критерии дезадаптированности личности.В обследовании принимали участие 57 учеников на параллели 7х классов. Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 1.

Анализ сводных результатов психологического обследования учащихся по методике СПА показывает следующее:по шкале самоприятие –высокий уровень 81% от общего количества обучающихся, средний уровень 19%, низкий уровень не выявлен.Следовательно,можноговорить о позитивном самовосприятии учащихся;приятие других–высокий уровень 74%, средний уровень 22%, низкий уровень 4% от общего количества учащихся, что свидетельствует о формировании уважительного отношения к другим людям у большинства обучающихся;эмоциональная комфортность –высокий уровень 56%, средний уровень 37%, низкий уровень 7% от общего количества обучающихся.Возможно, процесс адаптации к новым условиям обучения для части вновь поступивших обучающихся несколько затруднен, в силу индивидуальных психофизиологических особенностей;интернальность –высокий уровень 67%, средний уровень 33%, низкий уровень не выявлен. Следовательно, большинство учащиеся обладают внутренним локусом контроля;0%4%7%0%4%19%22%37%33%63%81%74%56%67%33%Уровень интегральных показателей и факторов адаптированности дезадаптированности учащихся 7х классов (методика К. Роджерса и Р. Даймона, октябрь2015г.)НизкийСреднийВысокийстремление к доминированию –высокий уровень 33%, средний уровень 63%, низкий уровень 4% от общего количества учащихся.Показатели по данной шкале свидетельствуют о потребности в лидерстве.Для выявления уровня личностной и реактивной (ситуативной) тревожности использована шкала оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина.Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность личности к тревоге, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность,как состояние,характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 2.

Сводные результаты по шкале оценки тревожности свидетельствуют о наличии повышенной ситуативной (18%) и личностной(14%) тревожности у части учащихся, что затрудняет процесс адаптации учащихся к новым условиям обучения, неблагоприятным фоном является также низкий уровень ситуативной (14%) и личностной (18%) тревожности, что может проявляться в инфантильности к различным видам деятельности. Большинство учащихся обладают умеренным уровнем ситуативной (68%) и личностной (68%) тревожности.Опросник САН разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М. Сеченова, авторы выделили основные составляющие функционального психоэмоционального состояния: самочувствие, активность, настроение. Анализ позволяет выявить самочувствие учащихся, уровень напряженности, эмоциональный фон и мотивацию к деятельности. Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 3.14%68%18%18%68%14%Низкий УмеренныйВысокийУровень тревожности учащихся 7х классов (методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; октябрь 2015г.)Реактивная тревожностьЛичностная тревожность

Сводные результаты по данной методике показывают высокий уровень самочувствия у 71% от общего количества учащихся, что отражает физиологическую и психологическую комфортность состояния учащихся. Средний показатель активности (62%) соотносится со спокойствием учеников, а высокий уровень настроения (58%) говорит о благоприятном эмоциональном фоне, как ситуативной реакции на конкретные события.Анализ сводных результатов входного психологического обследования учащихся 7х классов показывает, что большинство учащихся обладают достаточными адаптивными возможностями, следовательно, готовы прилагать усилия в новых условиях обучения. Высокие показатели самоприятия иприятие других свидетельствуют о формировании позитивного отношения подростков к себе и по отношению к другим людям. Следует отметить достаточно высокий уровень показателя интернальность, который характеризуется как развитое чувство внутренней ответственности, что являетсяважнымв плане формирования социальноадаптивной личности. В данной методике шкала стремление к доминированию характеризуется как стремление к лидерству, очевидно, что не всем ученикам свойственнапотребность в лидерстве. Повышенный уровень тревожности несколько затягивает процесс адаптации для некоторых учащихся, но это нивелируется за счет благоприятного эмоционального фона, бодрого самочувствия, приподнятого настроения. Анализируя результаты выбранных методик, можносделать вывод, что процесс адаптации для учащихся 7х классов протекает благополучно, следовательно, можно прогнозировать успешность дальнейшего обучения в лицее.

Рисунок 9 Родительское собрание0%10%20%30%40%50%60%70%80%0%0%4%29%62%38%71%38%58%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньРисунок 10Анализпроцесса адаптации с родителями обучающихся 7х классов

Вместо заключения

Успешные условия адаптации вновь поступивших обучающихся в аэрокосмическийлицейвозможно создать только путем взаимодействия всех участников образовательного процесса. Консолидируя усилия воспитателя (классного руководителя), психолога, родителей, педагогов и администрации в образовательной организации формируется благоприятный психологический климат для раскрытия потенциала каждого учащегося, а значит,закладывается фундамент его успешного профессионального развития.

Ссылки на источники1.Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/2.Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. –М. : Просвещение, 2000.3.Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернетжурнал с библиотекойдепозитарием // URL: www.oim.ru.4.Организация и проведение психодиагностического обследования обучающихсяспециализированных классов, часть 1 / Т.Л. Чепель, Т.П. Абакирова, Е.В. Дёмина. –Новосибирск: Изд. «ДИОГЕН», 2012;5.Педагогические технологии развития ценностных ориентаций школьников как важный компонент их личностного потенциала / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. –М.:Московский центр качества образования, 2010;6.Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. –Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/