Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гущина С. С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2246–2250. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96370.htm.
Аннотация. Образование в настоящее время рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гущина Светлана Сергеевна,старший преподаватель кафедры экономики предпринимательстваБийского технологического института (филиала)ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскsvetikru@listl.ru

Особенности компетентностного подхода

в профессиональном образовании

Аннотация.Образование в настоящее время рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, профессиональные компетенции,компетентностноориентированное образование, ключевые компетенции.

Современное общество предъявляет высокие требования к каждому человеку в связи с прогрессом науки, техники, изменением характера социальных отношений. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования подготовки любого специалиста. Следовательно, актуальной проблемой становится формирование высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных решать усложняющиеся профессиональные задачи в рамках своей профессиональной деятельности.В настоящее время профессиональным компетенциям отводится ключевая роль в развитии организации. Многообразие подходов к понятию «компетенция» обуславливает необходимость уточнения понятийного аппарата.Основные теоретические подходы к определению понятия «компетенция» в зарубежной и российской практике представлены в таблицах 1 и 2.Таблица 1Терминологический обзор понятия «компетенция» в зарубежной практике [1]

АвторФормулировка понятияArmstrongКомпетенция –индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определенной позиции в конкретном организационном контекстеWoodruffeКомпетенции –поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работыSpencer et al.Компетенции –любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работыFumhamКомпетенции –основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определенной работыRobertsКомпетенции –все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работуMansfieldКомпетенция –основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы



Таблица 2Терминологический обзор понятия «компетенция» в российской практике

АвторФормулировка понятияС.Е. Шишов,В.А. КальнейКомпетенция –обобщённая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. [2]А.В.ХуторскойКомпетенция –включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [3]А.Я. КибановКомпетенции –характеристики, необходимые для успешной деятельности; другими словами, –совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. [4]Э.М. КоротковКомпетенция –комплекс сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определённых жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Эти возможности определяются комплексом знаний, навыков умений, жизненной позицией, структурой ценностей, мотивацией поведения. [5]А.В. БулгаковКомпетенции –стандарты рабочего поведения; сфера применения компетенций –конкретное рабочее место в конкретной организации. [6]Н.М. ДенисенковКомпетенция (от лат. competere –соответствовать, подходить) –это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. [7]

По результатам проведенного терминологического анализа были определены два основных направления к использованию понятия «компетенция»:1)компетентностный подход в менеджменте;2)компетентностный подход в образовании.Представители научной школы определяют компетенцию какпредметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности.С позиции бизнеспрактиков, профессиональные компетенции представляют собойспособность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями [8].Согласно компетентностногоподходанеобходимо изначально изменить формулировкицелейобучения, представлениеихиожидаемыхрезультатовобученияввидесовокупностикомпетенций, которые будут отражать разныеуровнипрофессиональныхзадач. Кроме того, компетентностныйподходможнопредставить, какпопыткупривестивсоответствиепрофессиональноеобразованиес потребностями рынкатруда. Это обусловлено тем, что данный подходсвязансзаказомнаобразованиесостороныработодателей–тех, комунуженкомпетентныйспециалист. Таким образом, в соответствии с компетентностным подходом результатыобразованияпризнаютсязначимымизапределамисистемыобразования[9].Принято считать, что компетентностный подход зародился в США. Основной импульс развитию концепции компетенций придала статья Д. МакКлелланда«Тестирование: компетенции против интеллекта» (1973 г.). Позиция Д. МакКлелланда впервые объединила интересы психологии и бизнеса. МакКлелланд показал, что тестирование кандидатов на должности по типичному для психодиагностики сценарию (личностные тесты плюс тесты на интеллект) не дают ясного прогноза успешности деятельности конкретного человека в конкретной должности.Однако, не в Америке, а в Великобритании концепциякомпетентностноориентированного образования с 1986 года положена в основу национальной системы квалифицированных стандартов и получила официальную поддержку правительства [10, с.18].В российской практике изначально термин «компетенция» использовался применительно к системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990х годов это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.Компетентностный подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса, к которому подключились и вузы России с сентября 2003 г. Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни.Развитиекомпетентностногоподходавобразованиипривелокпоявлениюпонятия«ключевыекомпетенции». Актуальностьданного понятия обусловленафункциями, которыевыполняютключевыепрофессиональныекомпетенциивжизнедеятельностикаждогочеловека: формированиеучеловекаспособностиобучатьсяисамообучаться; обеспечениебудущимспециалистамбольшейгибкостивовзаимоотношенияхсработодателями.Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, формированию которых должно способствовать образование:

политические и социальные компетенции, определяющие способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и принимать участие в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

межкультурные компетенции, способствующие позитивным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

социальноинформационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

персональная компетенция –готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать знания и умения, способность к саморазвитию.Другое содержание основных ключевых компетенций приводится в работе А.В. Хуторского. Автор выделяет следующие виды компетенций [2]:

ценностносмысловая компетенция, связанная с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, уметь принимать решения;

общекультурная компетенция –широкий круг вопросов, по отношению к которым человек должен быть хорошо осведомлен (например, национальная и общечеловеческая культура);

учебнопознавательная компетенция, определяющая способность человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

информационная компетенция, характеризующая умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

коммуникативная компетенция, определяющая знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе;

социальнотрудовая компетенция, диагностирующая владение знанием и опытом в гражданскообщественной деятельности, в социальнотрудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

личностная компетенция, ориентированная на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.Э.Ф. Зеер к ключевым компетенциями относит:

межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах;

комплекс универсальных знаний, которые включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества [11].По результатам проведённого анализа был сделан вывод, что видовая структура компетенций специалиста с высшим образованиемдолжна включать две группы компетенций:1.специальные компетенции –те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности;2.базовые компетенции –группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.В связи с тем, что данные компетенции объективно необходимы и пользуются спросом, ВУЗ может обеспечить их формирование непосредственно во время прохождения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования.В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на популярность темы и многочисленность работ по указанной проблематике, сохраняется потребность, как в теоретическом обобщении, так и в разработке методического инструментария по оценке и формированию компетенций.

Ссылки на источники1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. –СПб.: Питер, 2012. –846 с. 2.Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад Хуторского А.В. на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. –Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm3.Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. –М., 2000. –С.73744.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2003. –304 с.5.Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. –2е изд. –М.: Академический Проект, 2007. –320 с.6.Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/inf/765-qq7.Денисенков В.М. Определение и смысл понятия «компетенция» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.psycho.ru/library/31848.Теоретические основы и подходы определения терминов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.manrespect.ru/gzys1291.html9.Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. –2009. –№61 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://vestnik.stavsu.ru/612009/07.pdf10.Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08. –

Казань, 2005. –186 с.11.Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. –2007. –№ 11. –С. 39–46.