Полный текст статьи
Печать

Условия современного мира, связанные с переменами привычного уклада жизни, социальная нестабильность, смена идеалов  в мире информационных технологий создает у подрастающего поколения необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров. Отсутствие опыта у младших школьников  осуществлять такой важный и сложный выбор может привести к ценностной дезориентации. Поэтому одним из важных составляющих школьного образования является формирование ценностных ориентаций, воспитательное начало.

В философии под ценностями подразумевают воспитание, внутреннюю культуру человека, которая определяет его отношение к окружающим, природе, к самому себе [1]. На сегодня в общеобразовательных организациях требуют изменить и переосмыслить современные позиции целей и ценностей образования. Введенный новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения призван модернизировать образование и преобразовать школу.

Информационные технологии СМИ наряду со школой становятся важнейшим фактором влияния на ценностные ориентиры младших школьников. В особенности  анимационные фильмы, становятся неотъемлемой частью досуга каждого ребенка. Эти фильмы несут в себе разную смысловую нагрузку, определяя тем самым ценности нового поколения [2]. Поэтому необходимо внести дополнительные коррективы в воспитательный процесс во внеурочной деятельности.

Исходя из выше сказанного, целью исследования является: разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование ценностных ориентаций младших школьников посредством специально подобранных анимационных фильмов во внеурочной деятельности в начальной школе.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в МОБУ  «Городская классическая гимназия» города Якутска во время педагогической практики. С целью выявления уровня развития ценностных ориентаций младших школьников был проведен опрос в 2«Б» классе (39 учащихся), при помощи диагностической методики «Цветик-семицветик» (И.М. Витковская), ребенку предлагался цветок, который представлял собой листок бумаги, вырезанный и раскрашенный в виде семилепестковой ромашки. Затем дети должны были написать свои семь заветных желаний на семи лепесточках цветка. После сбора данных был проведен анализ результатов.

В результате анализа проведенной диагностики предпочтений по ценностным ориентациям младших школьников, можно сделать следующий вывод: в ценностных ориентациях современных младших школьников главенствующее место занимают материальные потребности - 65%, а духовные ценности 35%. (Рис.1)

Рис.1 

Исходя из анализа, был составлен план внеурочной деятельности для создания условий формирования ценностных ориентаций младших школьников. Нами был проведен детальный подбор анимационных фильмов (8 фильмов), в которых упор делался на развитие духовных ценностей (дружба, семья, учеба, личностные качества и др.). После просмотра фильма с детьми проводилось  обсуждение, анализ, рефлексия. Акцент мы делали на развитие у детей умений самостоятельно синтезировать информацию и правильно анализировать просмотренные фильмы, что как нам кажется, в будущем приведет к самостоятельному выбору своих ценностных ориентиров. После формирующего этапа был проведен повторный опрос. В результате анализа мы обнаружили существенное изменение уровня ценностных ориентаций детей, уровень духовных ценностей повысился от первоначальных 35% к  41%, а также наметилась тенденция понижения материальных  ценностей от 65% к 59%. (Рис.2) 

рис.2  

Таким образом, на основе анализа полученных данных, можно заключить, что ценностно-ориентационная сфера младшего школьника очень сложна и неоднородна, но при ее формировании большое значение имеет педагогическое руководство и специально организованные педагогические условия.