Полный текст статьи
Печать

Статистика  показывает, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы - это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [2]. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш  взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы.  Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств.

Богатая  в интеллектуальном  и стратегическом  плане, она  открывает  перспективы  для  размышлений,  как   для  дошкольников, так  и для  исследователей. Богатая  в творческом  плане: стимулирует  воображение, дает  возможность  для  создания  все  новых  и новых  вариантов  игры» [6].

Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для  того,  чтобы изучить процесс формирования  интереса  детей  к чтению посредством  ДИП  «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса  к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

 Диагностику провели по методике Самыкиной С.В..

На формирующем этапе работу начали с создания условий:

- создание пространственной предметно-развивающей среды;

- совместная деятельность с воспитателем;

  - самостоятельная деятельность детей;

- организация работы с родителями [3.]

 В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы.С детьми  экспериментальной группы  занимались  3 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме.

Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Структура непосредственной  образовательной деятельности  включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный  вариант) через использование  сказок  и игровых ситуаций.

Дети  с удовольствием  играли  в такие  игры. Чтобы игра  продолжалась  и дома, мы   привлекали и родителей.  Показывали, рассказывали,  как  играть дома  вместе с детьми.  Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как  игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор».  Дети  через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки  «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила  детей напомнить  о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои  были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому  педагог  должен быть проводником в обучении  детей игре  «Сонор» в семье, прежде всего,  заинтересовать родителей.

Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе.  С этой целью мы организовали   мастерскую  по изготовлению атрибутов  к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам.  Такие  мероприятия  повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки. 

Сравнительные  показатели  сформированности интереса к чтению 

На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в  восприятии художественного текста, умении  ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные.  У детей экспериментальной группы  произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть  в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием  рассказывают  художественные  произведения, различают по жанрам.