Полный текст статьи
Печать

Патриотизм – это нравственное начало человека, которое выражается в его любви и преданности родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость [4].

В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [3]. Необходимость исследований в области современного российского патриотизма обусловлена существованием угрозы дестабилизации общественного порядка, в связи с информационным влиянием на население, деятельностью по пропагандистскому воздействию внутри страны с целью провоцирования социальной, межнациональной, религиозной напряженности. Негативному влиянию подвержена, прежде всего, молодежь. В.В. Путин многократно высказывался о патриотизме, говорил о   единстве российского народа, его безграничной укоренившейся любви к Родине, Отечеству.  Укоренившийся патриотизм характерен для советского поколения граждан. У молодежи ввиду отказа от системной структуры комплексного воспитания, отмены молодежных организаций проявляются негативные тенденции в образовательном процессе, что отмечается в диссертационных исследованиях А.А. Крупник, Н.И. Курзановой, В.В. Макарова, И.И. Мельниченко, С.Е. Рескиной и др. Молодых людей пытаются привлечь различного рода экстремистские, националистические организации. Именно они используя внешне привлекательную для школьников и студентов атрибутику и громкую фразеологию, активно работают в молодежной среде [3]. Поэтому современное патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из актуальнейших тем для исследователей.

В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий, Пионтковский В.В. и другие ученые.

В своих исследованиях А.А. Аронов, О.Ф. Борисова, Н.Б. Зацепина подчеркивают, что без формирования у подрастающего поколения любви к своему народу, стране, готовности к защите Отечества не может быть сильного государства. Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан и разработки региональных научно-методических материалов, пособий по патриотическому воспитанию имеют научные статьи и учебно-методические пособия Н.В. Алешиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.Б. Зацепиной, С.А. Козловой и др.

Интересен взгляд на современный российский патриотизм со стороны зарубежных исследователей. Проект «Патриотическая практика современной России» -исследование, которое проводилось в 2008-2010 гг. описывается французской ученой Анной ла Хуеро в статье «Где начинается Родина? Частная и государственная стороны российского патриотизма» [2]. Исследование проводилось в Омске, рассматривались юношеские организации (музеи, школы, юношеские клубы, летние лагеря) в которых молодежь получает патриотическое воспитание. Исследовательская команда сделала выбор не включать в исследование явно-политизированные организации, такие как прокремлевское молодежное движение «Наши», или организации «Молодая гвардия» партии «Единая Россия», т.к. эти движения уже в центре внимания. Исследователи посетили ряд молодежных организаций сибирского города Омск – летний лагерь «Пострелять», молодежный патриотический клуб «Созвездие», городские школы, Дворец детства (бывший Дом пионеров), проводило интервью с представителями Министерства молодежи, казачества «Радонежская станица» и др.

В ходе исследования состоялась беседа с Татьяной Г. - бывшим директором музея пионеров во дворце Пионеров, слова которой иллюстрируют позицию автора: «Есть патриотизм элиты с оптимистичными светлыми взглядами на будущее, и есть другой свой собственный патриотизм». Она против официальной позиции в патриотизме: «Официальная ответственность дает позитив и высокие фигуры, но ты должен понимать, что это заказ сверху, ты должен понимать, что это не пробуждает интерес, живой, личный патриотизм».

 Алексей С.-лидер юношеского клуба местного и общего исторического обучения дает четкую позицию: «Они решили внедрить патриотическую программу, согласно которой каждый должен работать и отчитываться. Они организовали планы с мероприятиями, песнями, сочинениями. Сегодня это называется патриотический урок, вчера – политинформация, завтра назовут как-то еще».

Татьяна, Олег и Алексей жаловались можно понять, прочитав официальные документы и счета от региональных СМИ, или если послушать официальную власть.

Интервью со служащими в региональном министерстве молодежи и спорта дает бюрократическое изложение патриотизма, строгую отчетность о выполненных заданиях в духе советской 5-летки.

Похожий взгляд на патриотизм выражается 16-летним школьником целевой группы: «Патриотизм многогранен. Это тоже патриотизм, конечно, готовность помогать стране в трудные времена. Патриотизм не нуждается в контроле со стороны государства настоящим режимом. Патриотизм-любовь к стране, но не к государству. Мы имеем четкое разделение между государством и Родиной. Родина - моральная концепция, а государство-вид структуры, управляющая система, в которой мы живем. Так, Родина, как духовная концепция не может сопоставляться с государством. Это мое мнение. Есть одна шутка - я люблю мою Родину, но ненавижу власть, это про нас это про русских».  Другими словами, как сказала одна 17-летняя девушка: «Это не проблема любить свою страну, не любить государство, ты можешь любить природу, культуру, общество и отклонять идеологию - это будет как любовь к своей стране».

Автор считает, что у современного российского патриотизма есть две стороны: государственная и частная. Государственный патриотизм - это то, что спускается «сверху-вниз», директивы федерального правительства, а частная сторона – это то, что в сердцах людей.  Автор делает вывод о том, что частный патриотизм - любовь к стране, но не к государству.

Автор полагает, что в России периода Путина, государство активно поощряет патриотизм, используемый часто как инструмент для поддержки идеи о сильном государстве, о великой державе. Действительно государственную поддержку патриотизма мы можем видеть практически везде: в социальной рекламе для увеличения рождаемости, продвижению местных продуктов питания, призыву к службе в армии. Действительно, именно с начала президентства В.В. Путина мы можем видеть всеобщее восхваление армии, поддержку военнослужащих, полицейских. В исследовании Анны ле Хуеро не затрагиваются две крайности патриотизма: национализма и интернационализма. Если в патриотизме усиливается национальное начало, то он с неизбежностью переходит в свою противоположность - шовинизм. С другой стороны, если в патриотизме слишком усиливается интернациональная составляющая, то он переходит в другую противоположность – космополитизм [1]. Если государство и общество проявят равнодушие к подобного рода явлениям, то это может возникнуть непредсказуемые трагические последствия.