Полный текст статьи
Печать

      Известно, что непросто побудить учащихся  сельской школы изучать иностранный язык, а также  поддерживать интерес к нему. В больших городах, в условиях  реальной возможности общения с носителями языка, растет интерес  к иностранным языкам. Учащиеся общаются с иностранцами в своем городе, имеют перспективу продолжить обучение за границей. В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком учитель  ведет активный поиск средств, повышающих эмоциональный фон урока, вызывающих   и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся « проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.

     Одним из путей решения этих проблем является использование языковых /речевых/  игр. Игра является  инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

     Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших  для человека функции: средство развития мотивационно  - потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий  и средство развития произвольного поведения.

       Таким образом, игра-это:

  1. Деятельность
  2. Мотивированность
  3. Индивидуализированная деятельность
  4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
  5. Развитие психических способностей и функций
  6. Увлечение

 

Г.В. Рогова  выделяет 6 основных целей  использования игры на уроках          

        иностранного языка  (1):

  1. Формирование определенных навыков, например,

- Отгадайте, куда мы пойдем?

- Вы пойдете в кино?- Нет.

- Вы пойдете в парк?  - Нет.

   2. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы «       Квартира»  можно провести такую игру:

- Ваш одноклассник переехал  в  новую квартиру ( на доске схема квартиры), поможем ему расставить мебель.

  3. Обучение умению общаться:

- Конкурс на самого вежливого собеседника;

- Поздоровайтесь и сделайте комплимент;

- Выразите свое несогласие другу;

- Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание.

  4.Развитие необходимых способностей  и психических функций.

  • Игра « Внимательный ли ты?» Сашу просили купить хлеб, масло, булку и сахар. Что он забыл?
  • Игра « Снежный ком». Побеждает тот, кто больше запомнит и повторит правильно.

У1: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло, полотенце.

У2: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло, полотенце и зубную щетку и т.д.

    5. Познания в сфере страноведения и языка. Для этого используются  конкурсы, викторины, лото.

    6. Запоминание речевого материала:

  • Рифмовки
  • Сопровождение слов мимикой и жестами
  • Повторение одного и того же слова разными людьми.

Игра-  дело серьезное. Если мы их будем использовать как средство увеселения, отдыха, то польза от них минимальна. К сожалению, мы часто об этом забываем и предлагаем детям поиграть, не соблюдая методики. Что нужно учитывать?

1.Одну и ту же игру повторить несколько раз путем подстановки новых лексических единиц

2. Учитель должен брать на себя роль ведущего, а затем передать ее ученикам

3.Придать игре соревновательный характер

4. Приготовить для игры различные предметы.

Все мы знаем, что языковые игры делятся на фонетические, лексические, игры с фразами, грамматические, игры для обучения чтению, аудированию, говорению, смешанные, коммуникативные.

  Остановлюсь кратко на некоторых.

Фонетические игры.

Игра- загадка « Какой звук я задумала?» Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук (computer, corner, climate, culture…)

Лексические игры.

При обучении лексики используем игры на карточках, загадки, кроссворды, игры  « Найди слово, пословицу», « Игра в противоположности». Учитель бросает мяч, называя слово, противоположного значения.

Игра с фразами.

Например, произносится фраза: Once upon a time there was a very beautiful doll’s house.  Следующая фраза должна начинаться с последних слов: The doll’s house …

Грамматические игры.

Можно провести игру « А что у вас?» при отработке фразы I have got…

Упражнения на формирование техники чтения.

«Знаешь ли ты дни недели?»  Ученикам раздаются карточки с названиями дней недели. По  сигналу учителя дети выстраиваются  в определенном порядке и прочитывают  слова на своей карточке.

Самыми простыми играми на начальном этапе обучения аудированию являются игры  типа « Повтори», «Эхо». Можно использовать игру со стихотворением «Заполни пропуски».  Учитель читает стихотворение полностью, затем второй раз уже с пропусками. Ученики должны подставить недостающие слова.

Игра для обучения говорению.

«Опиши картинку». Все участники соревнования говорят по одному предложению по картинке, соблюдая логику содержания. Побеждает тот, чье предложение будет последним.

 Смешанные игры.

Командная   игра - соревнование. Первый член команды читает про себя текст, отдает его преподавателю и рассказывает его содержание второму члену команды тихо. Второй член команды озаглавливает текст и пересказывает его третьему члену команды. Третий член команды подбирает иллюстрацию к тексту, передает ее и содержание текста четвертому члену команды. Четвертый член команды выписывает ключевые слова и выражения к иллюстрации и передает записи пятому, ничего при этом не говоря. Пятый член команды излагает содержание текста по иллюстрации, заглавию, ключевым словам и выражениям.  Его рассказ сравнивают с оригиналом. Побеждают первые  и точные в передаче оригинала.

       Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов : подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий  урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей мы отводим минут двадцать; в дальнейшем та же игра проводится в течение  пяти минут, служит повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

         Мы также должны помнить, что при всей привлекательности игр, необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.