Полный текст статьи
Печать

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. На первый план выходит воспитательная функция школы. Главной целью воспитания выдвигается воспитание самоактуализирующейся личности растущего человека. Основным принципом выступает деятельностный характер обучения и воспитания.

Ключевой фигурой в образовательном процессе становится личность учителя. Возрастают требования к подготовке учителя-профессионала, способного: на высоком профессиональном уровне транслировать знания;

воодушевлять и вдохновлять на новые открытия;

давать уверенность в своих возможностях и силах;

вооружить обучающихся умениями и навыками, необходимыми  в будущей профессиональной деятельности;

научить быть гибкими в быстро меняющейся общественной ситуации и др. 

Все эти задачи в совокупности можно реализовать, на мой взгляд, в условиях внеурочной деятельности. В новых стандартах внеурочная деятельность выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Координатором внеурочной деятельности обучающихся является классный руководитель. 

Как классный руководитель выпускного 11-го "Г" класса художественно-эстетического профиля МОБУ СОШ №26 хочу поделиться с опытом работы и достижениями своих воспитанников.

За 7 лет совместной работы, сотрудничества и сотворчества мы достигли многого. Большими нашими достижениями являются: дипломы 1, 2 и 3 степеней в Республиканской олимпиаде по архитектуре и дизайну среди школьников при Союзе Архитекторов РС (Я) (с 2008 по 2012гг), ежегодное участие команды класса, а так же 1 место на Республиканском фестивале неформальной молодежной культуры "ЗОЖигай" по направлению «граффити» " (2008-2013гг),победа и призовые места на городской выставке технического творчества школьников , II место в заочном конкурсе рисунков городской экологической акции «День Земли» (2012 г.), 1 место на общегородском форуме педагогических работников по проблеме внедрения ФГОС нового поколения (2009-2012 гг.), диплом I степени на всероссийском интернет-конкурсе проектных и исследовательских работ «Творческая мастерская» работа по бумажной пластике (2013 г.), диплом I степени во всероссийском конкурсе за лучшую академическую живопись (2014 г.).  Кроме этого есть личные достижения обучающихся на городском и республиканском уровне по различным видам спорта: кик-боксинг, бокс, гимнастика, легкая и тяжелая атлетика.

Все эти достижения стали возможны при правильной организации учебной и внеурочной деятельности.

1.Схема построения индивидуальной образовательной траектории 

2.Межпредметные связи в образовательной области «Искусство» 

3.Метапредметные связи с другими образовательными областями 

Традицией стала организация отчетных мероприятий по итогам учебного года, куда входят экзамены по профилю, выставки работ учащихся и т д. Так, были организованы презентации продуктов индивидуальной творческой деятельности с теоретической защитой "Шляпа", "Маски", «Воротник», «Оконные витражи». Перед обучающими стояла задача не только практически выполнить работу, но и выступить с докладом, сделать идейно-тематический анализ. Жюри, состоявшая из членов родительского комитета, и учителя - предметника на высоком уровне оценили все работы. Многие работы были представлены на моих мастер-классах, открытых уроках, выставках на городском и республиканском, всероссийском уровнях.

Подобные выступления дают возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности, выразить свое "я", научиться навыкам публичного выступления. Для составления идейно-тематического анализа дети показали свои знания по другим учебным предметам - истории, географии, культуры народов Республики Саха (Якутия), литературы и др., по областям знания и науки - языкознания, искусствоведения, культурологии.

Благодаря родителям класса стало возможным организация дневного летнего лагеря в 2009 году на базе зоопарка "Орто Дойду" в форме волонтерской работы и пленэра. Одноклассники не только занимались общественно-полезной деятельностью, но и активно отдыхали, узнали много полезной информации. Пребывание в летнем лагере способствовало укреплению классного коллектива, дружбы между одноклассниками, многие узнали своих друзей с другой стороны.

 Укреплению классного коллектива, межнациональной дружбы и воспитанию толерантности способствует участие во внутришкольных мероприятиях. Это: КВН-ы, капустники, осенний бал, различные праздничные мероприятия, выступления перед школьниками. Незабываемым стал фестиваль "Якутия - край родной" с презентацией класса "Мы дружбою сильны", посвященной Году единения и дружбы народов. В хороводе дружбы наш класс представили 7 учащихся разных национальностей - азербайджанец, ногаец, русская, татарка, украинец, чукча, якут. Примечательно, что у всех детей были национальные костюмы, сшитые в лучших традициях родного народа, и они приветствовали школьников на своем родном языке. Через видеоряд ребята показали свои национальные традиции посредством фотографий из семейного архива.  

Другой формой воспитательной работы является участие в организации общешкольных учебно-воспитательных мероприятиях. В школе ежегодно проводится Неделя Искусства. Ученики моего класса оформляют школу, участвуют на выставке работ учащихся, персональных выставках, выступают перед зрителями с костюмированным представлением театра моды художественных классов «Дольче Вита». Участвуя в организации столь ответственного мероприятия, обучающиеся чувствуют свою причастность в "большому" делу, проявляют инициативу, самостоятельность. Такую работу лучше организовать по временным творческим группам, где каждый выполняет определенные функции и на своем участке несет полную ответственность. При организации работы проявляется активность, ответственность и лидерские качества каждого ученика. Важным ценностным элементом в воспитании выступает человеческий труд, ценность невидимого труда каждого члена команды, который в совокупности дает большие результаты.

Важным этапом в жизни класса является подготовка к ГИА и ЕГЭ. Настройке к предстоящим испытаниям помогло многократное участие в форуме "Ленский край", где ребята познакомились со своими сверстниками, участвовали в мероприятиях форума, открыли много новых знаний и возможностей, также подружились с ребятами разных школ, где мои ученики занимали призовые места во всех мероприятиях проводимых тьюторами. Развитию коммуникабельности способствовала и участие на фестивале неформальной молодежной культуры "ЗоЖигай". Команда класса с успехом выступила в конкурсе граффити.

Говоря о технологии организации внеурочной деятельности можно отметить следующие важные моменты.

Во-первых, необходимо начать работу над тем или иным проектом в урочное время. Во время урока мы составляем план работы, обсуждаем идеи, создаем группы. На последующих уроках отводим время для контроля проходящей подготовительной работы. Обсуждение плана в урочное время придает важность событию. При подобной организации у детей появляется самостоятельность в выборе пути и стратегии действия. Без напора, указки сверху, дети с удовольствием начинают самоорганизовываться, назначать друг другу встречи, выбирать места дислокации творческой группы и работать во внеурочное время. Желательно не менять состав групп и координировать функции каждого члена группы. Благодаря этому мы достигаем участия каждого ребенка в общем деле и вселяем уверенность в выполнении задания и в результате труда.

Во-вторых, при организации классных мероприятий необходимо научиться "выходить" за рамки класса и школы, календарных праздников, приурочить мероприятия к тем или иным общественным событиям, проводимым городским и республиканским конкурсам. Это позволяет насыщать жизнь класса интересными событиями, расширять социальный круг и контакты ребят, создает условия для развития коммуникабельности, мобильности и гибкости.

В-третьих, необходимо умело привлекать в жизнь класса родителей. Не в качестве исполнителей, а помощников, создающих условие для реализации общих замыслов.

Коллективная работа - важнейшая форма воспитательной работы, значимость которой была воздвигнута на первый план в советское время, затем была предана забвению и роль, которого возрастает в связи с введением новых стандартов.

Класс - тот первый социальный коллектив, в котором происходит становление личности ребенка. Чем интересней развиваются события внутри класса, чем сплоченней коллектив, тем выше крепче становится фундамент будущего человека-труженика, человека-семьянина. Участие в классных мероприятиях, общих делах воспитывают будущую трудовую дисциплину, вселяют уверенность в своих силах и возможностях.

Когда творческая работа моих учеников выходит за пределы кабинета, когда они участвуют на выставках, олимпиадах, конкурсах разного уровня происходит процесс сотрудничества учителя и ученика. Эти выступления являются сильным мотивационным фактором для дальнейшего творчества, самосовершенствования и самореализации личности. Развивается оригинальность мышления, фантазия, формируются личностные и волевые качества, воспитываются патриотические качества личности, бережное отношение к наследию своего народа, поддержание интереса к культуре и искусству нашей Республики и России.