Полный текст статьи
Печать

Самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времён считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации. Эвенкийский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков, и самобытный опыт эвенков, который нашёл своё воплощение в модели мира этого народа.      

Веками создавался традиционный орнамент, удачно найденные узоры, отражающие глубокое проникновение в мир живой природы, бережно хранились, совершенствовались и дополнялись поколениями. В орнаменте запечатлены картинки живой природы: солнце, звезды, земля, северное сияние, горы, животные, растения.

Национальный костюм - это кладезь мысли, энергии, вдохновения для современного человека, в нем история народа, национальные традиции, национальное самопознание. Декор эвенкийского костюма сформирован в коллективе и коллективно, его принципы и приемы формировались в течение многих-многих веков [5].

Все узоры, украшения, бисерные орнаменты имеют свое содержание, беру­щее начало от традиций, обычаев, верований и мифологии, о каждом орна­менте, украшении имеется сказка или легенда, которая передается из поколения в поколение [3].

В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Они показывали связь всех трёх миров и их взаимопроникновение, помощь друг другу через мир богов (Верхний мир), людей (Средний мир) и их предков (Нижний мир). Например, в орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ Верхнего мира – солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать у эвенков звёзды и планеты (полярная звезда и Венера). Образ солнца часто располагается у эвенков на головной повязке, в области середины лба, на груди (нагрудный оберегающий талисман), наверху одежды (шея и грудь) и в других важных местах человеческого тела.

Обитателями Среднего мира в основном были люди и животные. Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует у эвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов, которые нужно уметь расшифровывать. Например, крестообразная фигура на эвенкийском нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (пример обобщения образа живого существа (вид сверху). Гагара пользовалась у эвенков особой любовью. Она, как лебедь, выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара была символом любви и весны, семейной верности. 

Образ оленя мог изображаться эвенками изобразительным способом в виде фигуры или головы оленя и неизобразительным способом средствами геометрии: парные завитки, стилизованные углообразные рога оленя. Олень был символом жизни эвенков, так как одним из главных видов их деятельности была охота на оленей и лосей, а также оленеводство. Олень эвенка накормит, согреет, перевезёт в дальнюю дорогу. Поэтому известна эвенкийская пословица: «Пока жив олень – жив эвенк» [4].

Ромбовидный орнамент эвенков (ромбы с овалами, расположенными по форме креста, ромбы с треугольными и парными завиткообразными ответвлениями или растительными отростками, ромбы с делением на два треугольника и т.д.) связан с символом женского начала, с культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Орнамент из углов (кресты из углов, вертикальный орнамент из чередующихся цветных углов, вершиной вниз и т.д.) и стрел, возможно, также отражает символику, связанную с плодородием в результате охоты, молитвы или других видов деятельности.

Орнаменты в виде свастики (креста в движении), зеркально расположенных друг к другу парных завитков, образующих крест (символ соединения земного и небесного) отражают различные законы земного мира: развитие, рост всего живого, плодородие.

Излюбленным орнаментальным мотивом коренных народностей Севера, в том числе и эвенков, является шахматный мотив. Например, известным способом для украшения меховых вещей является комбинирование  квадратиков белого и темного меха. Этот приём сочетания тёмного и светлого отражает древнюю символику противостояния и взаимопроникновения двух жизненно важных начал: жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла, мужского и женского. Такой орнаментальный мотив с древних времён обозначал сотрудничество двух начал, бесконечность жизни, её эволюцию.

  Образ сурового климата и зимы в эвенкийском орнаменте нашёл своё отражение в мотиве снежинки или звезды-снежинки. А отражение растительного или физического мира и его развития нашло воплощение в двух- трёх- или четырёхлепестковом орнаментальном мотиве (символ соединения двух, трёх или четырёх начал в природе: день и ночь, четыре стихии, времени года и т.д.). 

Цветные полоски на переднике означают северное сияние. Орнаменты в виде треугольников изображают горы.

Защитную роль в орнаменте эвенков играет и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре эвенков наиболее часто встречаются жёлтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зелёный и белый, чёрный, голубой, розовый цвета. Так цвета солнца (жёлтый, красный и золотой) несут тепло, жизнь и плодородие всему живому; цвета неба и воды (синий и голубой) указывают на духовный аспект жизни на небе и земле. Голубой и белый являются образами снега, как символа чистоты и суровых испытаний. Отражение земного начала происходит у эвенков через коричневый и зелёный цвет (цвета зелени и земли) [2].

Анализ модели мира в эвенкийском орнаменте выявил и особую числовую символику. В различных видах геометрических мотивов эвенков часто отражается число 3, 4, 6 и 8. Это явление может указывать на почитание триединства (триединство трёх миров, времени и др.), четырёх начал, главным образом земных сторон действительности (4 стороны света, времени года и т.д.). Видимо эвенки понимали и ценили устойчивость и приумножение шести, преображающее действие и тайну восьми [1].

Таким образом, осмысленное декоративно-прикладное искусство эвенков, как представителей малочисленных коренных народов, раскрывает их особое упорядоченное миропонимание, которое является хорошей базой для освоения духовных понятий нашего региона. Подобное изучение эвенкийского наследия способствует духовному росту молодёжи, развитию их духовных потребностей.