Полный текст статьи
Печать

     Проблема профессионального выгорания для представителей профессий типа «человек – человек» является одной из наиболее животрепещущих в современной психологической науке и практике. Особенно актуальна она в  деятельности  сотрудников уголовно-исполнительной системы.

     Профессиональная деятельность в пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системе реализовывается в особых условиях, при этом угроза для жизни и здоровья сотрудников имеет социогенный характер.

     Для продуктивного воплощения в жизнь своей непростой профессиональной деятельности сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан обладать рядом черт личности, позволяющие ему быть подвижным, выдержанным, дисциплинированным и исполнительным, устойчивым и толерантным. Отсутствие или определенные вариации комбинаций этих черт могут явиться предпосылками к формированию синдрома профессионального выгорания [3].

     Синдром профессионального выгорания, как правило, определяется как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. СПВ чаще всего зарождается и формируется вследствие накапливающегося, трудно подавляемого межличностного конфликта. В ядре синдрома – зачастую несоответствие между требованиями к работнику и его истинными возможностями.

     СПВ выступает как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, выражающийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и уменьшения удовлетворения исполнением работы [1,3,4].

     В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно - психические нагрузки.  Их величина может быть разнообразна в разных видах деятельности. При незначительных нагрузках, воздействующих постоянно, либо существенных разовых нагрузках бессознательно зажигаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека (например, спит дольше обычного и просыпается отдохнувшим). В случаях же, когда нагрузки велики и действуют продолжительное время, важно сознательно применить различные приемы и способы, которые помогут организму восстановиться [5, 6, 7].

     Существенные отрицательные последствия для личности сотрудников, работающих в исправительных учреждениях, проявляются в нарастании уровня тревожности и внутреннего напряжения; снижение творческой инициативы и самостоятельности в принятии необходимых решений, пассивности в профессиональной деятельности; намеренном уходе от ситуаций, требующих оперативного решения, принятия на себя ответственности. Все это можно оценивать, как начальные этапы профессионального выгорания.

     Возможными проявлениями такого состояния являются: усталость, психосоматические недомогания, чувство эмоционального истощения, негативное отношение к труду, к окружающим, негативная «Я-концепция», раздражительность, напряженность, тревожность, гнев, «упаднические» настроения, пессимизм, цинизм, апатия. При чрезмерном волнении, напряженности, запредельной профессиональной психологической усталости у сотрудника отмечается эмоциональная неустойчивость, подверженность неблагоприятному влиянию среды осужденных, потеря эмпатии, неприязнь к службе, ощущение профессионального бессилия, формирование установки на ужесточение наказания и пр. Это приводит, как правило, к профессиональному психологическому выгоранию [8, 9, 10].

     У сотрудников УФСИН условия работы далеко не комфортные. Работники сталкиваются не только с физиологическими факторами, связанными с условиями их труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат и т.д.), но и с психологическими и организационными трудностями: необходимо быть все время «в форме», невозможно выбирать клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

     При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, утомляемость. Могут быть и индивидуальные ее проявления.

     При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя сам. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с коллегами и подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными [11, 12, 13].

     Можно выделить 3 основные стадии синдрома профессионального выгорания.

1 стадия. Когда происходят сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов («провалы в памяти»), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Эта стадия зависит от характера деятельности, нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста и формируется 3-5 лет.

2 стадия. Происходит снижение интереса к работе, потребности в общении с клиентами и даже с друзьями и близкими, ощущение что «в четверг уже пятница», «неделя длиться нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (головные боли по вечерам, нет сил, энергии к концу недели, «мертвый» без сновидений сон, увеличение числа простудных заболеваний), повышенная раздражительность. Эта стадия формируется в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия. Именно личностное выгорание. Здесь характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия формируется от 10 до 20 лет.

     Выделяют три главных признака «синдрома выгорания».

Первый признак – истощение. Его развитию предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает некое «опустошение». Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком СПВ является личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе: перестают испытывать сострадание к клиенту (гражданину, осужденному, больному и т. д.), эмоционально отстраняются. В крайних проявлениях ни положительные, ни отрицательные обстоятельства не вызывают у сотрудника эмоционального отклика. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение от работы, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [6].

     Данные признаки согласуются с тремя основными стадиями выгорания.

1. Невротическая реакция. Повышенная утомляемость, снижение работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта, раздражительность, повышенная конфликтность.

2. Невротическое развитие. Меняется отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Наблюдается «социальная отгороженность», когда сотрудник воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким сотрудником возникает ощущение, что он находится как бы «за стеклом».

3. Стойкое изменение личности сотрудника. Профессиональная деформация, которая проявляется в форме душевной черствости, циничности, а также подчеркнутой агрессивности, раздражительности, грубости [8, 9].

     Причинами психологического выгорания сотрудников УИС, деформации личности, должностных преступлений являются тревожные симптомы и раздражители, которые подразделяются на три основные группы:

Первая группа обусловлена спецификой деятельности:

а) детальная правовая регламентация деятельности;

б) властные полномочия;

в) психологические и психические перегрузки;

г) особенности организации службы, недостаточное материальное вознаграждение за службу;

д) повышенная ответственность;

е) экстремальность;

ж) профессиональные контакты с криминальными личностями;

з) корпоративность.

Вторая группа связана с личностными особенностями сотрудников:

а) завышенные личностные ожидания от службы;

б) недостаточная профессиональная подготовленность;

в) жесткие профессиональные установки;

г) профессиональный возраст;

д) развитие склонности к насилию;

е) опережающее овладение техникой профессиональной деятельности в сравнении с должным профессиональным развитием личности;

ж) развитие решительности при слабости самоконтроля и самокритичности;

з) появления разочарования профессией, переоценка ее личностного смысла;

Третью группу составляют социально-психологические свойства:

а) неадекватный стиль руководства;

б) напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками;

в) конфликты в семье;

г) низкая общественная оценка деятельности сотрудников, вызывающая чувства бессилия и неполноценности.

     Чрезвычайно важным для сотрудника УИС является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности.      Следует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации.

     В связи с тем, что сотруднику УИС часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания [2].

     На практике для поддержания и укрепления здоровья кадров уголовно-исполнительной системы используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др [9, 10, 11].

     Для уголовно-исполнительной системы весьма значимой была названа проблема защиты самих сотрудников. Рядовые сотрудники и руководители подразделений, оказавшиеся «в зоне повышенного риска» из-за непредсказуемого поведения осужденных. Это приводило к психологическим расстройствам и травмам защищающих, но представляло опасность для жизни [9, 12,13].

     Чтобы избежать «синдрома профессионального выгорания», сотрудник пенитенциарной системы должен изредка, оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется.

     В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессионального самосохранения [10]:

1. Реализация намеченного профессионального.

2. Преодоление дезинтегрированного сознания.

3. Активная позиция в профессиональной жизни.

4. Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

5. Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Противодействие профессиональному старению.

     Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должен быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения.

     Формирование личности – длительный процесс. Поэтому на начальных этапах деятельности, а лучше – профессионального обучения, целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при построении учебно-тренировочного процесса и постановке профессиональных задач.

     Большая роль в борьбе с СПВ принадлежит прежде всего самому работнику. Соблюдая рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Перечислим некоторые психопрофилактические мероприятия, которые могут применимы в целях предотвращения эмоционального выгорания.

1). Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, подтверждающую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.

2). Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок.

3). Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

4). Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СПВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5). Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в профессиональной деятельности создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СПВ.

6). Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7). Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рационального питания [7,8 12, 13].